Современный литературный процесс и школьная программа
Знакомимся с новыми произведениями, которые вошли в курс школьной программы и выясняем, как литературный процесс влияет на духовно-нравственное становление личности.Материал, иллюстрирующий вебинар «Современный литературный процесс и школьная программа». Смотреть запись вебинара
Ведущий: Борис Ланин
Основная идея Бориса Ланина — поддержать читательскую культуру учителя: «Не нужно тащить в школу все, что печатается, школьная программа и так перегружена. Шишкин, Елизаров, Сорокин, Пелевин, Рубина — прекрасные писатели, о которых мы с вами тут беседуем. Их книги можно посоветовать старшим школьникам прочитать потом…».
Читайте также: Борис Ланин: «С детьми необходимо говорить о литературе»
Современные литературный процесс хаотичен в отличие от 90-х — нулевых. Тогда он был проектным, сериальным — в издательствах брали тексты, у которых есть или будет продолжение. Сейчас все непредсказуемо: совершенно неожиданно появляются писатели, о которых никто не слышал, но которые сразу становятся знаменитыми, «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной, например. Нет ничего преобладающего, нет каких-либо течений и направлений. Герой — человек ищущий, который ничего о себе не знает, но хочет знать.
Читателю не хватает сильного героя, по которому можно строить свой жизненный путь. Поэтому сегодня бестселлерами становятся биографии людей, которые жили давно (современность небезопасна). Книга о Пастернаке Дмитрия Быкова, например, многажды переиздана. Только что вышла захватывающая книга об Иване Грозном «На крестцах» Горенштейна.
Про лучших современных поэтов было сказано: «После Бродского все равны».
Что касается детей, не надо выступать против фэнтези — замечательный жанр для детского чтения. Детям надо давать интересное. А интересное — это мастерски созданный сюжет: Жвалевский, Крапивин, Алексин, Бременер, Бруштейн…
Читайте также: Уроки литературы с профессором Борисом Ланиным: Василий Гроссман «Жизнь и судьба»
Тема данной лекции — Захар Прилепин. Писатель с богатой биографией, человек, много в жизни испробовавший и предпринявший. Его роман «Санькя» — нешкольный, жестокий. Однако обязателен к прочтению учителем. В нем создан первый после Базарова герой-нигилист. И в других его книгах мы видим особое прилепинское письмо: зримое, конкретное, без подтекстов. Всё — экшн, даже сны героев похожи на сценарии боевиков.
Читайте также: Борис Ланин: «Массовая литература может сплотить нацию»
Если брать Прилепина в школе, то лучше «Обитель», и, скорее всего, в проектной деятельности, а не на регулярном уроке. История героя разворачивается в Соловецком лагере, где сидел академик Лихачев, где начальником был знаменитый Эйхманс (в романе — Эйхманис). Как в бронепоезде Троцкого, в котором служил Эйхманс, в лагере, по представлению Эйхманса, должен быть создан целый отдельный мир, пригодный для длительного проживания человека, — с театром, научными лабораториями, разговорами по-французски и пр., — годный для долгого проживания людей. Это, конечно, полная утопия, фактически — издевательство, но 800 страниц романа посвящены борьбе за сохранение человеческого духа в нечеловеческих условиях.
На что обратить методическое внимание?
— На эпилог. Он архиважен в русском романе вообще. На слова «Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел».
— На подзаголовок «неисторический роман» — что там внеисторично, неисторично?
— На сюжет. Скитания Артема Горяинова подобны скитаниям Одиссея — встретился со столькими чудищами, преодолел столько испытаний и вернулся в родную гавань.
— На систему образов. Какие герои несут надежду на возвращение человеческой души; сравнить с героями «Мертвых душ».
— На художественную манеру писателя. Чем язык «Обители» отличается от языка «В круге первом» Солженицына, близкого по тематике произведения.
…Наконец, самый современный методический ход от Бориса Ланина: «Спросите — и посмотрите, что они скажут!»
Читайте также: Публичная речь: навык, необходимый и учителю, и ученику