— В последнее время все чаще говорят о золотом каноне в литературе. Кто его определяет?

— Есть примерная основная образовательная программа по литературе, которая, как все документы такого рода, является результатом больших дискуссий и определенного компромисса между различными точками зрения. Надо сказать, она достаточно сбалансирована. Наряду с классическими, в нее включены различные произведения XX и XXI века. Она состоит из трех частей: первая часть — обязательные для изучения произведения, вторая часть — обязательные для изучения писатели, произведения которых предоставляются на выбор учителя, третья часть — несколько тем, по каждой из которых можно выбрать одно произведение.

— Сегодня учителя все чаще жалуются на то, что дети не хотят и не успевают читать большие романы — такие, как «Война и мир» или «Тихий Дон». Как решать эту проблему?

— Мы рекомендуем учителям давать детям задание на лето читать те литературные произведения, которые будут изучаться в следующем учебном году, ведь в течение года свободного времени для этого не будет. Особенно это касается 9-11 классов, в программу которых включены большие по объему произведения.

Почему необходимо периодически пересматривать и обновлять содержание школьного курса литературы?

— Обновление неизбежно, и для него есть несколько причин: во-первых, становятся непонятными язык и реалии того или иного произведения (так, практически каждое слово приходится комментировать в одах Ломоносова), во-вторых, появляются новые авторы, заслуживающие внимания и включения в программу. В то же время есть литературные имена, проверенные временем: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов. Это и есть основа так называемого «канона», который актуален во все времена. Современный курс литературы уже невозможно представить без «Реквиема» Ахматовой — а ведь еще в советской школе это произведение «в списках не значилось». Не изучалась в советское время и литература Серебряного века, романы Булгакова и Замятина, рассказы Зощенко. Так что расширение канона обусловлено историко-культурными обстоятельствами.

— Как пробудить интерес к чтению?

— Воспитывать интерес к чтению надо совместными усилиями: и в школе, и в семье, и средствами телевидения, кинематографа, интернета. С детьми необходимо говорить о литературе. Литература — повод для обсуждения нравственных проблем, которые их волнуют. Из-за натаскивания на ЕГЭ мы порой забываем о главных задачах литературного образования — воспитать человека, раскрыть его лучшие качества, приблизиться к пониманию смысла жизни, к поиску самого себя в этом мире.

Беседовала Ольга Дашковская

Читайте также: