Публичная речь: навык, необходимый и учителю, и ученику
Выступать перед аудиторией или отвечать урок перед всем классом — волнительная задача для неподготовленного человека. Мы все так или иначе боимся выступать публично. Но почему?
В преддверии устной части ОГЭ по русскому языку тема публичных выступлений имеет особую актуальность. Важным аспектом публичного выступления является цель. Цели могут быть разными, и важно точно поставить и сформулировать нужную. А какая цель — нужная? Ответ нужно искать в правилах деловой коммуникации: это общение на основе дела. Любое общение базируется на основе дела: мы что-то создаем или обсуждаем материал и сразу видим, вовлечены окружающие люди в это или нет. Если не вовлечены — нужно дать себе ответ на вопрос «почему»?
Вторым аспектом, имеющим большое значение является мотив, он позволяет или не позволяет осуществиться цели. Приемы достижения цели — это всего лишь средства. Результат дает их совокупность и соответствие. Полученный результат требует рефлексии. Практический совет: начинайте рефлексию только с плюсов — без позитивной траектории нельзя выйти на новый этап.
Рассмотрим подробнее мотивацию. Исследуя мотив, важно отвечать себе самому на вопрос «зачем», а не «потому что» — чувствуете разницу? Для того, чтобы смотивировать аудиторию, необходимо установить с ней контакт. Давайте сами себе ответим на следующие вопросы:
- перед кем выступаете (эмоциональное или рациональное – что будет преобладать);
- какие потребности слушателей реализуете;
- с чем от вас уйдут слушатели;
Рекомендуемая литература: Учебники русского языка под ред. А.Д.Шмелева, учебники русского языка под ред. М.М. Разумовской. Обе линии содержат богатый материал для выстраивания моделей публичного высказывания. Перейти в каталог учебной продукции по русскому языку
Материал подготовлен на основе вебинара «Формирование навыков публичного выступления на уроке: от теории к практике. Часть 1: цели». Смотреть вебинар
Записала Людмила Кожурина