Учим умению учиться: работа с текстом
Обновление учебников связано с требованием ФГОС к результатам образования. Учить мы должны не только предмету, но и умению учиться. Учиться в том числе для жизни, а значит, учебник – это средство развития полезных компетенций, а не только источник информации.
Учебник под редакцией доктора филологических наук, научного сотрудника Института русского языка им. Виноградова РАН Алексея Дмитриевича Шмелева изначально создавался под новые стандарты. Принцип — модульное преподавание: в каждом модуле есть повторяющиеся разделы, один из которых — текст. Но так построен учебник, что все в нем — текст. Даже цель: научить ученика создавать свои тексты через понимание и анализ текстов-образцов.
Образцы текстов идеально выверены. Не только художественные, но и разноплановые, разножанровые, перечень сильно обновлен. Источник текстов — Национальный корпус русского языка. Также широко представлена устная речь в аудиоприложениях. На дисках «Лингвистическая кладовая» — лекции обо всем полезном при изучении русского языка, а также дополнительная информация для подготовки к олимпиадам.
Треть текстов — научно-популярные, касающиеся разных областей знаний. Дело в том, что 40% учеников (есть такие данные) не понимают и не воспринимают тексты заданий и не могут читать учебники математики и предметов естественно-научного цикла. Как научить читать и понимать нехудожественные тексты? Учебник русского языка этому учит: анализу, сжатию, выделению смысловых абзацев, установлению связи частей, работе с лексикой… распознаванию стыков жанров в тексте. И далее: как слушать? Как отвечать? Как работать с текстами-таблицами, текстами-алгоритмами, схемами, картами — и как их создавать?
Что касается художественных текстов, они новы, безукоризненны и лишены привычной узкой направленности. Задания к ним разноуровневые, выполнены тоже в виде текстов. Подобраны с учетом потребностей возраста, от 5 к 11 классам тексты постепенно усложняются. Отдельное искусство — лингвистическая работа над поэтическим текстом. Представлены разные авторы, в том числе современные. И — трудно представить — изучаются тексты из социальных сетей, потому что это та практика языкового общения, в которую ученики погружены.
Слово живет только в тексте, обращенном к человеку. И в учебниках Шмелева даже определения понятий представлены разомкнутой структурой, рассчитанной на понимание сути, а не заучивание. Непривычно? Пора привыкать к хорошему, методическое сопровождение линии идет активно. Перейти в каталог
Учебник под редакцией Маргариты Михайловны Разумовской обновлен филологами-методистами Львовыми. Обновления коснулись коммуникативной составляющей учебников, тогда как текстовая ткань по-прежнему нерушима, материал для работы с элементами языка берется из текстов. Введена система дополнительных речевых заданий, усилен культурологический аспект, обогащено методическое сопровождение, введены задания для работы с электронной формой учебника, наконец, оформление стало более современным.
В учебнике во главе угла стоит текст, и это, в основном, тексты на нравственно-этические темы. Целью является умение читать и понимать текст, анализировать, вести его информационную переработку и создавать вторичный текст на основе образцов. Формированию нормативной грамотности и речевой культуры уделено достаточно много места. Классические упражнения сопровождены богатым иллюстративным материалом. Таким образом, учебник создает речевую среду, в которой каждый ученик сможет подготовится и к жизни в обществе, и к сдаче экзаменов. Перейти в каталог
Материал подготовлен с использованием информации из вебинара «Особенности текстового корпуса учебно-методических комплексов по русскому языку». Смотреть запись вебинара
Смотреть все вебинары по русскому языку
Записала Людмила Кожурина