5 литераторов, которые были ещё и художниками
«Человек талантливый талантлив во всех областях» — подтверждаем правдивость слов известного афоризма, изучаем творчество известных поэтов и писателей, которые проявили себя в изобразительном искусстве.Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Репутация величайшего национального русского поэта сложилась у Пушкина ещё при жизни. А вот эстетическую значимость графики Пушкина стали признавать лишь в середине XX века. «Рисунки Пушкина в художественном отношении заслуживают рассмотрения... в истории рисунка. Они — не иллюстрация и не дополнение к его литературному творчеству; это — другая творческая форма восприятия и выражения мира», — отмечал историк изобразительного искусства, профессиональный график А. А. Сидоров. Сейчас в мемориальных музеях Пушкина хранятся сотни портретов, пейзажные зарисовки, изображения птиц, лошадей, иллюстрации к собственным произведениям. Любимые инструменты Пушкина — перо и карандаш.
Иногда Пушкин помещал на одном рисунке реальных персонажей и вымышленных, к примеру, — себя и Евгения Онегина.
Интересно, что все портретные рисунки Пушкина — профильные, в то время как мода начала XIX века предполагала изображения лиц анфас или вполоборота. Чаще всего Пушкин рисовал по памяти, что не сказывалось на качестве рисунков — поэт обладал незаурядной зрительной памятью.
Иллюстрация: А. Пушкин. Автопортрет, 1828 год, Автограф Пушкина — автопортрет с Онегиным на набережной Невы. 1824
Искусство — это часть нашей жизни, один из способов познания и освоения мира. Искусство — это свидетель истории. По произведениям искусства судили и судят об эпохе, так как художники, писатели, композиторы передают в своих работах собственное ощущение времени, свой опыт, свои представления о жизни. Подробнее о видах изобразительного творчества читайте в учебнике Изобразительное искусство. 8 класс (Линия УМК Е. А. Ермолинской. ИЗО (5-8)
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
По воспоминаниям современников, Михаил Лермонтов отличался способностью к рисованию с самого раннего детства. Однако в полной мере талант художника раскрылся у него во время ссылки на Кавказ. Здесь Лермонтов рисует карикатуры на армейскую жизнь, пишет портреты и пейзажи. Ещё в первую свою поездку на Кавказ поэт «снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которых посещал» и привёз с собой в Петербург «порядочную коллекцию» (из письма С. А. Раевскому, 1837 г.). Лермонтова копировали даже профессиональные художники. Так, несколько акварелей по рисункам Лермонтова выполнил художник князь Г. Г. Гагарин, ставший впоследствии вице-президентом Императорской Академии художеств.
До наших дней дошла лишь малая часть работ Лермонтова — это 13 картин маслом, 44 акварели и около 400 рисунков. Работы Лермонтова можно найти в Пушкинском Доме, Государственном Литературном музее и мемориальных музеях Лермонтова в Москве, Тарханах и Пятигорске, а также в библиотеках — РБН и РГБ. Часть изобразительного наследия поэта находится в частных коллекциях за рубежом.
Иллюстрация: Петр Заболотский Лермонтов в ментике л.-гв. Гусарского полка (1837), Михаил Лермонтов Вид Тифлиса (1837; картон, масло; ГЛМ)
Природа служит неисчерпаемым источником для творчества. Художник, поэт, композитор понимают природу во всём многообразии её цвета, звуков, форм, ароматов, ритмов. Используя выразительные средства искусства, они создают свои произведения настолько ярко, что, глядя на картины, читая стихи или слушая музыку, можно почувствовать звуки и ароматы природы, представить движение воздуха. Подробнее о влиянии природы на творчество читайте в учебнике Изобразительное искусство. 5 класс
(Линия УМК Е. А. Ермолинской. ИЗО (5-8)
Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861)
Благодаря своему художественному таланту, Тарас Шевченко, родившийся в крестьянской семье, освободился от крепостной зависимости. Из-за своих антимонархических стихов Шевченко был арестован и сослан в Орскую крепость Оренбургского отдельного корпуса с царской резолюцией о запрете писать и рисовать. Ещё будучи крепостным, Шевченко как подмастерье-рисовальщик принимал участие в росписи Петербургского Большого театра. Окончив Академию художеств, куда его за особые успехи зачислили сразу в четвёртый класс, Шевченко отправляется в путешествие по Украине. Поездка оказалась плодотворной — за это время Шевченко закончил альбом офортов «Живописная Украина», написал поэтический сборник «Три года», поэмы, стихи.
Вскоре Шевченко сам начинает преподавать рисование. Интересно, что во время политической ссылки Шевченко работал художником в составе геологических экспедиций. Так он посетил Аральское и Каспийское моря. Тарас Григорьевич работал в областях станковой живописи, графики, монументально-декоративной росписи и скульптуры. К концу жизни писатель удостоился звания академика гравирования.
Иллюстрация: Т. Шевченко. В солдатах. Автопортрет (1847), Т. Шевченко. Шатер экспедиции на острове Барса-Кельмес (1848)
Графических техник много, и каждая из них обладает своими выразительными средствами. А. Матисс использовал только плавную линию карандаша, которая заставляет чистый лист бумаги улыбаться светлой улыбкой Лидии Делекторской («Этюд натурщицы, опирающейся головой на скрещённые на спинке стула руки»). Подробнее о графических техниках читайте в учебнике Изобразительное искусство. 6 класс (Линия УМК Е. А. Ермолинской. ИЗО (5-8)
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
Как заявлял сам Маяковский, как поэт он во многом состоялся благодаря Давиду Бурлюку — своему однокурснику по Училищу живописи, ваяния и зодчества. Именно Бурлюк первым открыл поэтический дар Маяковского. При этом способности к рисованию у Маяковского были с детства. В семье Маяковских рисовали все: отец Владимир Константинович (по его рисункам в доме были сделаны многие предметы мебели), мать Александра Алексеевна, сестры Людмила и Ольга.
В годы студенчества Маяковский участвует в создании серии лубочных плакатов и открыток. Особым успехом пользовались работы Маяковского, сделанные совместно с Казимиром Малевичем. «Самая забавная серия — издательства «Сегодняшний лубок» и, пожалуй, из всех лубков — самая талантливая по выдумке и смело декоративная в красках, принадлежит кисти московских футуристов. Преувеличения в духе народных сказок и куриозная примитивность рисунка веселят, а подписи совсем хороши», — писали критики. С 1919 года Маяковский занимается оформлением «Окон РОСТА», являясь одновременно и художником, и автором текстов. В это деле он проявляет себя, как отличный рекламист. Многие свои книги поэт иллюстрировал своими футуристическими рисунками.
Иллюстрация: А. Дейнека. Маяковский в мастерской РОСТА. (1941), В. Маяковский. Иллюстрация к поэме «Облако в штанах»
Жанр плаката сформировался в конце XIX века. Первые плакаты возникли на основе театральных афиш и газетных объявлений, агитационных гравюр крупного размера, которые вывешивались в витринах магазинов. Родоначальниками и наиболее известными представителями этого жанра в искусстве были А. де Тулуз-Лотрек, Т.А.Стейнлен, О.Бёрдслей, Ж.Шере, разработавший основные принципы построения плаката. Подробнее о принципах построения плаката читайте в учебнике Искусство. 7 класс (Линия УМК Е. А. Ермолинской. ИЗО (5-8)
Юрий Иосифович Коваль (1938-1995)
«Мой Бог в живописи — Ван-Гог. А люблю-то я очень многое и многих. И фаюмский портрет, и Фидия, конечно, и Брейгеля, и Босха, и Рубенса. Когда идешь по Пушкинскому музею или Эрмитажу, там целые залы, где сердце замирает. Тут и Шарден, и Пуссен, и... ну, я не знаю... И импрессионистов обожаю... Из русских — Врубеля, всех Васнецовых и, главное, — Дионисия», — отвечал Юрий Коваль на вопрос о своих любимых живосписцах. (Из интервью. «Библиография», 1993, N 4).
Юрий Коваль получил в МПГУ им. Ленина право преподавать сразу четыре предмета — русский язык, литературу, историю и рисование. Будущий детский писатель и лауреат премии Europia (Италия, 1976) занимался в мастерской скульпторов-монументалистов Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса. Коваль работал в особом жанре деревянной скульптуры — «столб-арт». Интересовался рисунком, мозаикой, эмалью, фреской, разными живописными техниками и иллюстрацией.
Иллюстрация: Ю. Коваль за работой, Ю. Коваль. Столб-арт «Вадим Силис и Дядька Андрей»
Михаил Александрович Врубель (1856–1910) — художник универсальных возможностей и большого размаха дарования, сопоставимый с мастерами эпохи Возрождения. Главной темой творчества Врубеля были деяния человека, по своему масштабу равного Богу, — деяния Богочеловека. Подробнее о великих художниках читайте в учебнике Искусство. 7 класс (Линия УМК Е. А. Ермолинской. ИЗО (5-8)
Юлия Хисамутдинова