Путешествие в географию

Географию называют комплексным предметом, который находится на стыке естественных и гуманитарных наук. Неотъемлемой частью школьного курса географии является работа с картами.

ОТ ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА – ДО ВСЕРОССИЙСКОГО ДИКТАНТА

В последнее время произошло много важных событий, связанных с этим предметом. 28–29 октября 2011 года на базе МГУ имени М. В. Ломоносова состоялся первый Всероссийский съезд учителей географии, объединивший более 500 участников из 80 субъектов Российской Федерации и ряда иностранных государств учителей, ученых, преподавателей вузов, руководителей органов управления образованием.

Одной из инициатив съезда стал проект «Школьные экспедиции», который реализуется Русским географическим обществом с 2012 года. Каждый год школам предлагаются разные темы для экспедиций: например, в 2014 году «Живые родники России». Участниками данного проекта было исследовано экологическое состояние более 40 озер, рек, родников в 34 субъектах РФ.

1 ноября 2015 года впервые состоялся Всероссийский географический диктант. С инициативой его проведения выступил президент РФ В. В. Путин, который является председателем Попечительского совета Русского географического общества. В этой масштабной образовательной акции приняло участие 27 тысяч человек из России и зарубежных стран.

Средний балл, полученный участниками диктанта, составил от 60 до 69 баллов (из 100 максимально возможных), что свидетельствует о среднем уровне знаний. Все вопросы диктанта были разработаны на основе программы средней школы, в том числе они включали задания, проверяющие знания о расположении географических объектов на карте, но больше половины участников не смогли справиться с ними успешно.

КАРТА ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

«Если мы хотим, чтобы наша страна заняла достойное место в мире, то частью личной культуры каждого россиянина должны стать географическая культура и картографическая грамотность», – считает Елена Маркова, методист Владимирского института образования.

«Атлас это очень важное средство получения информации, и он должен быть настольной книгой каждого школьника», убеждена Галина Поневина, заведующая кафедрой теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования.

Контрольные измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по географии также включают вопросы на знание географической карты.

Алла Гришечко, методист Саратовского областного института развития образования, подчеркивает, что «70% успеха ребенка на государственной итоговой аттестации зависит от знания карты. И задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка работать с картой, находить с ее помощью ответы на поставленные вопросы. Карты и атласы для 5–11 классов, выпущенные объединенной издательской группой «ДРОФА» «ВЕНТАНА-ГРАФ», универсальны и помогут сдать любой экзамен».

Как стимулировать интерес учеников к работе с картой?

По мнению Аллы Гришечко, «необходимо выполнять задания на знание карты не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: это могут быть викторины, игры, в которых присутствуют вопросы, ответить на которые можно только с помощью карт».

В ИНТЕРАКТИВНОМ РЕЖИМЕ

Ученикам Елены Давыдовой (учитель географии школы №5 г. Магнитогорска, почетный работник общего образования РФ, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2001», действительный член Русского географического общества) работать с картой всегда интересно. Без атласов, по мнению Елены Павловны, не может быть урока географии. Но в последнее время на помощь им приходят новые цифровые ресурсы, в том числе интерактивные карты издательства «ДРОФА», которых у нее в комплекте более 50. Это и физические карты мира, отдельных материков, частей России; экономические карты регионов мира и России; политическая карта мира и отдельных материков; административная карта России; карты различных видов ресурсов (России и мира); климатические, почвенные и многие другие.

Интерактивные карты имеют свои преимущества и могут быть использованы как самостоятельно, так и в комплексе с печатными картами. Так, например, на уроке ученики пользуются печатными контурными картами, а учитель – интерактивной физической картой мира, которую легко можно «превратить» в чистую контурную карту, а можно в карту природных зон. По интерактивной карте можно изучать комплекс тем – от природно-климатических особенностей той или иной территории до хозяйственно-экономической деятельности.

Изображения на интерактивных картах можно увеличивать, уменьшать, отключать названия всех объектов – для того чтобы дети сами их вписали. Таким образом легко проверить, насколько ученики хорошо усвоили материал.

В старших классах социально-экономического профиля Елена Давыдова использует УМК под ред. В. Н. Холиной, в состав которого входят электронные приложения и интерактивные карты, содержащие самую современную информацию. Учащимся предлагаются задания по составлению собственных карт.

Елена Давыдова дает детям разные географические задачи, решение которых зависит от знания карты: вычислить, сколько времени летит самолет от одного города до другого, если известна его скорость; определить высоту солнца над горизонтом, зная координаты города и дату; рассчитать поясное и астрономическое время в разных точках Земли; указать возраст Атлантического океана, используя только карту «Строение земной коры». Неудивительно, что после такой подготовки ее ученики хорошо выполняют аналогичные задания на ОГЭ и ЕГЭ, а также успешно участвуют в олимпиадах по географии.

ТРЕБУЮТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ

Однако Елена Давыдова – скорее исключение из правила. По ее же словам, сегодня учителей географии с профильным образованием не хватает, а непрофильному специалисту обучать географии очень сложно. «Если учитель географии не имеет профильного образования, он карт не использует, он их сам боится», – отмечает педагог.

Наличие проблем в профессиональной подготовки учителей по географии признает и член ученого совета Русского географического общества, президент Российской ассоциации учителей географии Александр Лобжанидзе.

«Старение педагогического корпуса привело к вымыванию профессионалов и приходу в эту сферу деятельности неспециалистов, – отмечает Александр Александрович. – С учетом того, что система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров во многих регионах требует реформации, эта проблема может только усугубляться [1]. А в высшем педагогическом образовании преобладает такой подход: учитель должен знать предмет только в рамках школьной программы, и главное – это владение педагогическими технологиями. Поэтому в педвузах сокращаются часы на специальные дисциплины и увеличиваются – на педагогику и методику. Может возникнуть ситуация, когда человек, изучавший физику, химию, биологию, будет преподавать историю и географию».

Еще одна проблема – невостребованность географии как предмета по выбору на государственной итоговой аттестации – по мнению Лобжанидзе, решается очень просто. «Достаточно включить географию в перечень вступительных испытаний таких престижных направлений подготовки, как туризм, экономика, политология, международная журналистика, бизнес и менеджмент, и большинство выпускников выберут географию для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. И тогда престиж школьной географии сразу возрастет», – считает ученый. 

Популяризации науки способствуют и такие масштабные образовательные акции, как упомянутый выше Всероссийский географический диктант. Одним из плодотворных результатов его проведения специалисты считают некоторое увеличение числа заявок от учащихся 11 классов на участие в ЕГЭ по географии, по крайней в мере, в Москве: в этом году данный предмет выбрало 2000 столичных выпускников против 1200 в прошлом.

А вот такие меры, как прибавление часов на изучение географии, Александр Лобжанидзе эффективными не считает: по его мнению, это приведет только к увеличению нагрузки на школьников и к сокращению времени на изучение других, не менее важных дисциплин. Важно наполнить качественным содержанием каждый час уже имеющегося учебного времени, и первые помощники учителя в решении этой задачи – современные учебно-методические комплекты по географии.

Мы провели опрос методистов из разных регионов о том, какие УМК по географии наиболее востребованы сегодня в школах.

ОТ КЛАССИКИ – ДО ИННОВАЦИЙ

По словам Татьяны Стрельниковой, доцента Липецкого института развития образования, в регионе используются все УМК по географии из Федерального перечня. Наибольшей популярностью пользуются три УМК – «Классическая линия учебников по географии для 5–9 классов»; УМК «Роза ветров» под общ. ред. В. П. Дронова для 5–9 и 10–11 классов; УМК под ред. А. И. Алексеева, О. А. Климановой и др.

«На «Классической линии» воспитано большое количество учащихся, она много раз переиздавалась, изучение географии происходит здесь по классической схеме, – рассказывает Татьяна Стрельникова. – Очень интересна линия под общ. ред. В. П. Дронова, так как в ней соединилось все то новое, что появилось в педагогике и в географии за последние годы: комплексное изучение географии России, широкое использование современных методик. Линия под ред. А. И. Алексеева, О. А. Климановой и др. можно использовать для углубленного изучения географии: здесь предполагаются проблемные методы, активный поиск информации. В состав перечисленных УМК входят атласы, контурные карты, рабочие тетради для учеников, методические пособия для учителей, электронные формы учебников».

По словам Аллы Гришечко, в условиях перехода на новые ФГОС все большей популярностью в школах Саратовской области пользуется УМК «Роза ветров» под общ. ред. В. П. Дронова (как для основной, так и для старшей школы), потому что он отвечает всем требованиям стандарта. И самое главное, авторский коллектив УМК находится на постоянной связи с учителями, оперативно реагирует на все вопросы и замечания педагогов.

Ольга Дашковская

Подробнее о подготовке к ЕГЭ по географии читайте в интервью с Вадимом Владимировичем Барабановым, руководителем Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

[1] С целью восполнения пробела объединенная издательская группа «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» совместно с ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» провела курсы повышения квалификации по теме «Новые подходы к преподаванию географии в условиях обновления содержания и технологий обучения учебного предмета с учетом требований ФГОС».