Организация подготовки к ЕГЭ по химии: окислительно-восстановительные реакции
Как нужно организовать работу на уроке, чтобы школьники достигли хороших результатов на экзамене?Материал подготовлен по материалам вебинара «Организация подготовки к ЕГЭ по химии: окислительно-восстановительные реакции»
«Мы рассматриваем организацию подготовки к успешному выполнению заданий, связанных с окислительно-восстановительными реакциями. Если мы посмотрим на спецификацию и демо-версию, то такие реакции напрямую связаны с заданиями №10 и №30, но это ключевая тема школьного курса химии. Она затрагивает самые разные вопросы, самые разные свойства химических веществ. Она очень обширная», — подчеркивает Лидия Асанова, ведущая вебинара, кандидат педагогических наук, автор методических пособий.
Задание №30, рассматривающее окислительно-восстановительные реакции, — задание высокого уровня сложности. Чтобы получить высший балл (3) за его выполнение, в ответе ученика должно быть:
- определение степени окисления элементов, которые являются окислителем и восстановителем;
- окислитель и восстановитель (элементы или вещества);
- процессы окисления и восстановления, и на их основе составленный электронный (электронно-ионный) баланс;
- определение недостающих в уравнении реакции веществ.
Однако ученики часто пропускают, не расставляют коэффициенты, не указывают окислитель и восстановитель, степени окисления. Каким же образом нужно организовать работу на уроке, чтобы достичь хороших результатов на экзамене?
«Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (10-11) (углуб.)»
Особое внимание в учебнике О. С. Габриеляна для 10 класса, предназначенного для изучения предмета в объеме 3–4 часов в неделю, уделено прикладным темам: в пособии освещаются связанные с химией вопросы экологии, медицины, биологии и культуры. В 11 классе происходит завершение и обобщение курса.
Естествознание. Базовый уровень. 11 класс. Книга для учителя
1. Подготовка к экзамену должна осуществляться в процессе преподавания учебного предмета и нельзя сводить подготовку только к тренировке в выполнении заданий, аналогичных заданиям экзаменационной работы. Такое «натаскивание» не развивает мышление, не углубляет понимание. А ведь, между прочим, в экзаменационном задании указано, что допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла. Это значит, что творчески, с пониманием подойдя к решению поставленной задачи, можно получить высший балл за выполнение, даже если ответ сформулирован иначе.
Главная задача подготовки к экзамену — целенаправленная работа по повторению, систематизации и обобщению изученного материала, по приведению в систему знаний ключевых понятий курса химии. Конечно, обязателен опыт проведения реального химического эксперимента.
2. Есть перечень тем и понятий, которые школьникам совсем нельзя забывать. Среди них:
- правила для определения степеней окисления атомов (в простых веществах степень окисления элементов равна нулю, высшая (максимальная) степень окисления элементов II—VII групп, как правило, равна номеру группы, в которой находится элемент в периодической таблице, низшая (минимальная) степень окисления металлов равна нулю и т.д.);
- важнейшие окислители и восстановители, а также то, что процесс окисления всегда сопровождается процессом восстановления;
- окислительно-восстановительная двойственность;
- типы ОВР (межмолекулярные, внутримолекулярные, реакции конпропорционирования, реакции диспропорционирования (самоокисления-самовосстановления)).
УМК «Химия» (углубленный уровень, линия УМК Н. Е. Кузнецовой) позволяет максимально полно подготовиться к экзамену по теме «Окислительно-восстановительные реакции». В учебном пособии подробно рассматривается, что такое степень окисления, какие реакции можно назвать окислительно-восстановительными. Расписано по пунктам, как правила вычисления степени окисления.
«Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия (10-11) (углуб.)»
Углубленное изучение химии в 10–11 классах предполагает проведение занятий в объеме 105 часов. Учебники ориентированы как на достижение предметных результатов в области «Естественные науки», так и на разностороннее личностное развитие школьников.
Мастер-класс доктора физико-математических наук В. В. Еремина (МГУ им. М.В. Ломоносова)
Олег Габриелян: «Химия — экспериментальный предмет»
В таблицу занесены типы окислительно-восстановительных реакций, факторы, влияющие на протекание реакций (фото страниц). Подробно разобраны примеры, а, кроме того, есть задания по теме «ОВР» в формате ЕГЭ.
Например:
«Используя метод электронного баланса, составьте уравнение химической реакции:
N2O + KMnO4 + … = NO2 + … + K2SO4 + Н2О
Укажите окислитель и восстановитель».
Впрочем, для отработки решения задач даны самые разные примеры. Например, в пособии «Химия. Углубленный уровень. 11 класс. Контрольные работы» есть такие:
«Исходя из теории окислительно-восстановительных процессов, укажите схемы невозможных реакций.
-
SO2 + H2S → S + H2O
-
S + H2SO4 → SO2 + H2O
-
S + H2SO4 → H2S + H2O
-
K2SO3 + K2Cr2O7 + H2SO4 → K2SO4 + K2CrO4 + H2O
-
KMnO4 + HCl → Cl2 + MnCl2 + KCl + H2O
-
I2 + SO2 + H2O → HIO3 + H2SO4
Ответ обоснуйте. Преобразуйте схемы возможных процессов в уравнения реакций. Укажите окислитель и восстановитель»
«Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой изменения степеней окисления атомов углерода: С0 → С–4 → С–4 → С+4 → С+2 → С–2».
«Даны вещества: углерод, оксид азота(IV), оксид серы (IV), водный раствор гидроксида калия. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами, не повторяя пары реагентов».
Все это позволяет максимально полно изучить тему окислительно-восстановительных реакций и отработать решение самых разных задач.
Методические пособия для учителей по химии
Смотреть вебинар «Организация подготовки к ЕГЭ по химии: окислительно-восстановительные реакции»
Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень — 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии — областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.