Олег Габриелян — кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации, первый лауреат премии мэрии Москвы в области образования, первый победитель конкурса «Учитель года» (1990). Награжден памятной медалью «850 лет Москве», почетным знаком «XXV лет безупречной службы городу Москве». Автор линии учебников для начального и среднего профессионального образования, педагогических университетов. Список печатных работ авторов превышает 500 наименований, из которых 21 приходится на долю учебников. Учебно-методический комплект по химии, вышедший в издательстве «ДРОФА», насчитывает около 60 наименований (учебники, рабочие тетради, пособия для сдающих ЕГЭ, методические пособия и др.). Живет и работает в Москве.

Смотреть интервью с Олегом Габриеляном

 — Не секрет, что большинство российских школ — сельские. В некоторых из них химию и биологию преподают превосходно, дети побеждают в региональных и всероссийских олимпиадах. Но в основном ситуация иная: педагогов не хватает, поэтому и химию, и биологию преподает учитель-гуманитарий. Что делать в таком случае? Какова перспектива изучения химии в сельской школе?

— Выход есть. Мы начинаем внедрять дистанционное обучение. Хотя оно и находится пока в зачаточном состоянии, но в дальнейшем вполне может нивелировать эту проблему — дать сельскому школьнику доступ к высокому уровню преподавания, продемонстрировать опыты, которые проводит мастер по эксперименту. Но, конечно же, я бы хотел, чтобы для сельской школы готовили специального учителя естественно-научного профиля, который хорошо знает химию, биологию, географию. Первые советские пединституты выпускали учителей химии и физики, потом решили, что химия все же ближе к биологии, и сейчас огромное количество педагогов имеет двойную специальность: «учитель химии и биологии». Благодаря сочетанию двух предметов такие специалисты смогут получить достаточную нагрузку и дать качественное образование.

Другая сторона проблемы — учебники. Наши учебники по химии родились давно в Российской академии образования, где я тогда работал старшим научным сотрудником. Я считал, что сельский ученик обижен, так как оторван от тех возможностей, которые имеет городской школьник (библиотеки, музеи, лаборатории и пр.). Поэтому для него должен быть написан учебник, который на голову выше, чем учебник для городского школьника, и я разработал такие пособия. Учителям городских школ они тоже понравились, так как, по их мнению, учебники дают возможность преподавать химию на высоком уровне.

Перейти в каталог продукции по химии УМК О.С.Габриелян Химия (8-9 класс)

g1.png

— Одно время говорили, что в школе можно проводить виртуальные эксперименты, которые заменят реальную лабораторию.

— Наш предмет — экспериментальный. Без эксперимента химию полноценно преподавать нельзя. В настоящее время многие классические опыты, долгое время применявшиеся на уроках, ушли, так как они не отвечают правилам техники безопасности (например, разложение оксида ртути, бертолетовой соли и др.). Убрали и опыт с получением этилена из смеси серной кислоты и этилового спирта, сейчас этилен получают деполимеризацией — это менее эффектный опыт, требующий больше времени. Кроме того, исчезла советская система поставки реактивов и оборудования в школы. Раньше работал НИИ школьного оборудования и технических средств обучения, была система учколлекторов — сейчас такая система только начинает возрождаться. Исчез и обязательный экзамен по химии, в котором третьим вопросом было экспериментальное задание. Таким образом, сегодня химия в школе переживает то же, что было раньше на уроках информатики, когда компьютерную грамотность пытались формировать при отсутствии компьютера. В ЕГЭ включен виртуальный эксперимент: дается описание свойств веществ и описание эксперимента, выпускник должен описать результат, составить уравнения реакций. Но веществ он при этом не видит! Я долго доказывал, что химия — экспериментальный предмет, и наконец, в прошлом году, впервые в нашей практике, в ОГЭ для некоторых школ был введен реальный эксперимент.

По моему глубокому убеждению, виртуальные опыты следует проводить, когда, во-первых, это диктуется правилами техники безопасности, во-вторых, в школьном кабинете нет нужного оборудования и реактивов. В любом другом случае эксперимент должен быть реальным.

Перейти в каталог продукции по химии УМК О.С.Габриелян Химия (10-11 класс)

g3.png

— А электронная форма учебника способна чем-то помочь?

— Она имеет свои преимущества: небольшой вес и огромный объем информации. При наличии хорошей инструкции электронный учебник поможет ребенку отработать навыки, компенсировать пропущенные уроки. Такой учебник для нас пока непривычен, и «ДРОФА», на мой взгляд, пошла по правильному пути, выпустив промежуточную форму между бумажным к электронным учебниками. По биологии и химии вышли так называемые учебники-навигаторы, где оба формата были синтезированы в виде диска и книги, в которой были даны ориентиры для работы с диском. Такие учебники по биологии были разработаны авторским коллективом под руководством В. И. Сивоглазова, а по химии в этой переходной форме вышли мои учебники для 8 и 9 классов.

Все методические материалы по химии

g4.png

— Какие методические пособия могут облегчить жизнь учителю?

— Будучи сам и учителем, и автором, я считаю, что учитель должен пользоваться готовой учебно-методической продукцией. В его дипломе написано «учитель»! Мы же не ждем от токаря, чтобы он сам изготавливал станок, его задача — прийти на рабочее место и выполнять свою работу. Так же и учитель должен прийти в класс и учить по готовому УМК. Создавать методические пособия может только тот учитель, у которого для этого есть желание, предрасположенность, стремление самореализоваться таким образом, показать свой профессиональный уровень, передать свой опыт коллегам. А обычный рядовой учитель должен иметь готовый УМК. Та продукция по химии, которая выпускается нашим издательством, максимально полноценно и многогранно отражает все запросы педагогов. Так, в УМК вошли рабочие программы, методические рекомендации, уникальный семитомник «Настольная книга учителя химии», в котором собран методический опыт множества учителей, задачники, пособия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, сборники контрольных и проверочных работ, рабочие тетради, тетради для лабораторных и практических работ. Кроме того, мы выпустили четырехтомник, посвященный химическому эксперименту в школе — такие издания не выпускались с советских времен. Такого богатого наполнения нет не только ни в одном другом УМК по химии, но и ни в одном УМК по какому-либо иному предмету.

Скачать методические пособия по химии

g5.png

— Может ли ученик с помощью Вашего УМК самостоятельно выстроить индивидуальную образовательную траекторию для себя?

— Это обязательное условие нового стандарта. Ученик выбирает то, что ему по силам, то, какой результат он хочет получить, и движется к нему с помощью УМК. В издательстве «ДРОФА» вышли учебники, задания в которых дифференцированы и ориентированы или на предметные, или на метапредметные знания, или на достижение личностных результатов — школьник может выполнять любые из них.

Читайте также: