Как распознать раннюю детскую одаренность
Известный психолог Екатерина Мурашова рассказала, как распознать, чем помочь и что сделать, чтобы дар не стал серьезной проблемой.— У меня одаренный ребенок.
— У меня исключительно одаренный ребенок.
— У меня одаренный ребенок, что мне с этим делать?
— Как быть, если все дети одаренные, а мой почему-то нет?
В последнее время о ранней детской одаренности много пишут и особенно много говорят: кажется, едва ли не каждый пятый дошкольник проявляет исключительные способности. Для родителей это еще один вызов: как помочь такому ребенку, стоит ли специально с ним заниматься, как поддержать его талант и при этом не «пережать» с нагрузкой?
На эти вопросы нам помогает ответить известный семейный психолог Екатерина Мурашова.
— Екатерина Вадимовна, начнем с главного. Как понять, что твой ребенок обладает особым даром? Есть ли объективные критерии, параметры?
— Для начала, есть два типа ранней детской одаренности — специальная и общая. О специальной родители никого не станут спрашивать – ее ни с чем не спутаешь. Это тот самый случай, когда ребенок в три года по ночам встает к роялю, или рисует 24 часа в сутки, или двигается так быстро и пластично, что сразу видно: это дар. Таких детей мало, на моем веку встретилось не больше двадцати детей с одаренностью в разных областях: математика, рисование, спорт, музыка.
Что здесь важно? Специальная детская одаренность не имеет ничего общего с опережением развития. Например, одаренный трехлетний ребенок будет рисовать не так, как рисовал бы школьник или подросток. Нет, он рисует головоногов, как и полагается в его трехлетнем возрасте, но это такие головоноги, что просто закачаешься! Они по-особому эмоционально заряжены, уникальны.
В общем, если в вашей семье родился такой ребенок, то у вас не возникнет никаких сомнений. Скорее вы придете к специалисту не затем, чтобы узнать, одаренный ли ваш ребенок, а чтобы спросить, что вам теперь с этим делать.
— А что же именно делать, чтобы помочь ребенку со специальной ранней одаренностью?
— У таких детей есть один серьезный риск — неравномерное развитие. Если ребенок тяготеет к рисованию, то, как правило, только этим он и занимается день-деньской. У него отлично получается, его за это хвалят, ему нравится все больше, но ведь закон Ломоносова — Лавуазье никто не отменял. Развитие его дара происходит за счет угнетения других видов деятельности.
Вторая часть интервью:
Одаренные дети: чтобы дар не стал серьезной проблемой
Что делать родителям? Уделять внимание не только той сфере, в которой одарен ребенок, но и всем остальным. Следите за тем, что происходит у ребенка с общим кругозором, коммуникационными компетенциями, насколько он открыт, все ли хорошо у него со здоровьем и т.д.
— Специальная ранняя детская одаренность — наследственное явление?
— В какой-то мере да, ведь есть же династии врачей, танцоров, музыкантов. Но это совершенно необязательно.
— Зачастую, чтобы развить дар ребенка, родители не отдают его в общеобразовательную школу — только в специализированную или практикуют домашнее обучение…
— По моему личному мнению, социализировать нужно любого ребенка. Абсолютно любого. Например, дети с аутичными расстройствами социализируются тяжело, но, просто находясь в коллективе, они наблюдают, анализируют и получают важнейший опыт. Что и говорить об одаренных: им тоже крайне полезно иметь представление о том, каков мир вокруг них, каковы люди, чем еще можно увлекаться и заниматься, кроме их любимой музыки или футбола. Так что, обычная адекватная школа им показана в той же мере, что и всем остальным.
— Нужно ли как-то дополнительно мотивировать ребенка с такой одаренностью, чтобы он не забросил любимое дело?
— Как правило, ребенок и сам отлично мотивирован постоянно заниматься своим любимым делом. Тут у родителей, скорее всего, будет задача не мотивировать, а думать над тем, как оторвать ребенка от рояля, скрипки или красок. Ну а если запал прошел, то тут перед родителями снова встанет вопрос, надо ли им возвращать интерес и с какой целью.
— То есть вы не советуете ее возвращать?
— Я ничего не советую, кроме одного: пусть действия родителей будут в полной мере осознанными, всегда и везде и в любом случае. Если вы собираетесь заставить ребенка, уговорить, выучить, повысить или понизить нагрузку, осознайте зачем. Какую вы преследуете цель.
— Как быть, если ребенок со специальной детской одаренностью неважно учится? Например, у него по всем предметам, кроме любимого, двойки, тройки?
— Если двойки, значит, он элементарно не тянет программу. Такое бывает с детьми даже исключительно одаренными. А если тройки, тогда ситуация более интересная. В этом случае родители должны принять решение: нужны им более ровные успехи по другим предметам или нет? Чуть позже я дам универсальный алгоритм действий, когда вам предстоит принять подобное решение.
В любом случае, перед вами стоит выбор: либо оставить за ребенком право заниматься только любимым делом и вместе с ним нести ответственность за некоторый перекос, либо заставить его каким-то образом сравнять успехи, подтянуться до более приемлемого для родителей уровня.
Александра ЧКАНИКОВА
Фото: yeltsin.ru