Я - первоклассник: психологическая готовность ребенка к школе глазами педагогов и психологов
Статьи
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Литературное чтение (1-4)
Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Окружающий мир (1-4)
Я - первоклассник: психологическая готовность ребенка к школе глазами педагогов и психологов
Успешная адаптация и интерес к учебе помогают ребенку больше, чем знания, полученные до школы.
18 июля 2017
Поделитесь в соц.сетях
Обычно, если речь заходит о готовности ребенка к школе, мы сразу начинаем перебирать в голове набор знаний и навыков: бегло ли ребенок читает, в каких пределах считает, умеет ли себя вести, обладает ли всеми знаниями и навыками, которые проверяют на школьных собеседованиях перед зачислением в первый класс? Между тем, в первый год обучения психологический аспект готовности зачастую играет гораздо более важную роль, чем интеллектуальный. Успешная адаптация и интерес к учебе помогают ребенку больше, чем знания, полученные до школы.
Чтобы понять, как на самом деле подготовить ребенка к школе, мы спрашиваем совета у экспертов: психолога, физиолога, директора Института возрастной психологии РАО Марьяны Михайловны Безруких, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой, а также обращаемся к избранным статьям книги «Все о младшем школьнике» издательства «Дрофа-Вентана».
Год до школы: лучшая подготовка – это игра
Наталья Федоровна Виноградова: Среди родителей сложилось твердое убеждение, что придуманное ими (родителями!) содержание понятия «готовность к школе» рассматривается как забегание вперед и «пробегание» программы хотя бы первого класса. Мотив такого подхода: ребенку будет легче учиться. Это первый миф, связанный с готовностью дошкольника к обучению в школе. В действительности же, больше всего поможет перед первым классом полноценная игровая деятельность.
Позвольте детям наиграться. Педагоги и психологи единодушны во мнении: ребенок, не доигравший в дошкольном детстве, к школе не готов! Причем, игра для него — не забава, а естественная потребность и серьезная жизненная школа: ребенок разыгрывает роли (пока игровые), которые завтра станут для него реальными. С хорошо развитой игрой связаны самые серьезные качества, которые как воздух нужны школьнику. В игровой деятельности зарождается и деятельность учебная.
Дайте детям полную свободу в игре: пусть сам воплощает свои мысли, берет все, что ему нужно для игры.
Играйте вместе с ребенком, чтобы стимулировать его фантазию, творчество. Полезно брать на себя разные роли, чтобы поддержать игру, приучать ребенка к совместным игровым действиям.
Уважайте правила игры. Как условились, так и делаем: если в игре нет четких правил или они постоянно меняются, то ребенку сложно понять их ценность.
Выигрывайте! Часто, играя с детьми в шашки, шахматы, лото или домино, мы устраиваем «поддавки». А между тем, важно обязательно у ребенка выигрывать - конечно, не каждый раз. Ваш первоклассник должен привыкать к возможному поражению и с достоинством его принимать.
Меняйте роли. Лучше всего поощрять, когда ребенок берет на себя и исполняет роль руководителя (командира, ведущего), но время от времени нужно менять условия и ставить ребенка перед необходимостью подчиняться.
Дайте ребенку возможность быть субъектом деятельности. Иногда нам кажется: если ребенок с удовольствием (или без удовольствия) исполняет просьбы, команды, требования взрослых - почитай, сверни лист бумаги, собери карандаши, сложи паззл, - то это и есть произвольная деятельность, а он и есть субъект. На самом деле все не так просто.
Наталья Федоровна Виноградова: Уважаемые мамы и папы, бабушки и другие близкие родственники, примите как данность: произвольная деятельность отличается от навязанной (непроизвольной) деятельности тем, что ребенок сам ставит перед собой малюсенькие задачи, которые сам и решает. Такой ребенок, придя в первый класс, не только слушает учителя, но слышит его, принимает требование и самостоятельно без упреков, повторов и напоминаний, выполняет поставленную задачу. Произвольность успешно формируется в игре, потому что в процессе ее ребенок должен подчиниться установленным правилам (если это настольные и подвижные игры), наладить ролевые отношения с партнерами (если это ролевая игра, например, «в дочки-матери», «театр», «космонавтов», «пожарников», «школу» и пр.). Более того, игра побуждает детей считаться друг с другом, выслушивать участников, подчиняться – сегодня, лидировать — завтра, искать совместные решения и устранять конфликты — послезавтра. То есть все, что происходит в игре (ребенок сам ставит игровую задачу, выполняет правило и игровое действие, развивает сюжет, налаживает совместные действия и отношения), обеспечивает целенаправленное формирование элементов произвольной деятельности, о которой дошкольник не имеет ни малейшего представления. Но фактически он психологически готовится к школьному обучению, которое стоит на «плечах» совместной учебной деятельности.
Как говорить с ребенком о школе?
Конечно, ваш ребенок уже знает о школе довольно много — от старших братьев и сестер, друзей, из книг и мультфильмов, от вас самих. Возможно, он уже переступал порог школы, например, когда шел на собеседование перед приемом в первый класс. И тем не менее, очень многих вещей он пока не осознает, они пока не стали частью его повседневности. Скорее всего, он придет к вам с вопросами — и именно они наиболее ценны нам для начала важного разговора о школе.
Отвечайте на интерес ребенка. Лучше всего воспринимается та информация, на которую ты сам создал запрос. Поэтому каждый вопрос ребенка о школе — драгоценен. Отвечайте на его вопросы подробно, обстоятельно, старайтесь не только удовлетворить любопытство ребенка, но и мотивировать его задавать новые вопросы.
Старайтесь не шутить. Не всегда чувство юмора дошкольника развито в должной мере, чтобы различить иронию, преувеличение и другие речевые приемы. Случайная неловкая шутка («да там детей в угол ставят за кривые буквы», «отсидишь, как я, десять лет за партой и будешь свободен» и тому подобные) может серьезно напугать будущего школьника.
Мотивируйте с умом. Самое главное, ради чего стоит идти в школу, это, конечно, возможность научиться новым интересным и полезным вещам. Старайтесь мотивировать ребенка тем, что действительно важно: вкусные булочки в столовой или широкое футбольное поле — вещи, конечно, приятные, но они не имеют отношения к учебной мотивации.
Начинайте с чистого листа. Может статься, что ваши собственные впечатления о школе были не самыми радужными. Пожалуйста, помните: ваша история никак не связана с историей вашего ребенка. Ему, как всякому школьнику, предстоит заново выстроить отношения со школой, и, надеемся, они сложатся лучше, чем в свое время сложились у вас.
Как сделать переход к новому этапу жизни максимально комфортным для ребенка?
В книге «Все о младшем школьнике» четко определена основная задача родителей в первый школьный год: «помочь ребенку адаптироваться (привыкнуть) к новой деятельности, новым условиям жизни, незнакомым людям и обстановке, сохранить работоспособность, снять утомляемость и воспитать интерес к школе».
Чтобы решить эту задачу, достаточно четко расставить приоритеты: нам сейчас не нужны блестящие результаты, прорывы, достижения любой ценой. Больше всего нам нужно выработать позитивную привычку — с радостью ходить в школу, преодолевать умеренные трудности, по возможности получать удовольствие от встречи с одноклассниками и учителями, а после школы — гулять, отдыхать, играть и вообще вести образ жизни, свойственный ребенку в возрасте семи-восьми лет.
Присматривайтесь к состоянию ребенка. Часто причиной неуспеваемости младшего школьника является обычное переутомление. Следите за тем, как чувствует себя ваш первоклассник, не стал ли тревожен его сон, не пропал ли аппетит. Быть может, для преодоления сложностей достаточно слегка откорректировать режим дня, дать ребенку чуть больше времени на отдых и сон.
Регулируйте нагрузку. Сейчас почти каждый ребенок в первом классе занимается чем-то, кроме учебы — и это прекрасно. Но если вы чувствуете, что первоклассник устает, или дополнительные занятия вытесняют из его распорядка дня прогулки, сон и игры, — подумайте над тем, чтобы сбросить «балласт» из факультативных занятий.
Марьяна Михайловна Безруких: В первый год обучения не стоит начинать новые дополнительные занятия — ни художественные, ни музыкальные, ни какие-то другие. Лучше в первом классе минимизировать нагрузку и все силы организма бросить на адаптацию к школе. Если ребенок начал заниматься в кружке до школы — можно попробовать продолжить. А вот что нужно каждому первокласснику, так это спортивный кружок, секция плавания или любое занятие, которое позволит ребенку активно двигаться и сбрасывать эмоциональное напряжение.
Дорогие родители, не забывайте, что в сутках только 24 часа. Десять из них ребенок обязан спать, еще два с половиной часа — гулять. Шесть часов он будет проводить в школе. Как минимум 1,5 часа отведите на гигиенические процедуры и столько же на питание — и вы поймете, что остается ребенку очень мало на себя, на игры, на осмысление всего, что с ним произошло за день. Хотите ли вы и это драгоценное время забрать на какой-то кружок?
Не торопите. Почти все взрослые на планете сейчас живут в режиме постоянного цейтнота. Но цейтнот для ребенка — это главный стрессовый фактор. Даже если ваш первоклассник не из медлительных, ему все равно тяжело попадать в ритм новой жизни. Прежде чем снова куда-то тянуть и заставлять укладываться в короткий промежуток времени, дайте ему отдышаться.
Как пережить первые трудности с учебой?
Даже самые способные дети рано или поздно сталкиваются с первыми неудачами, это естественно и даже отчасти полезно: ясно, в каком направлении двигаться, на что обратить внимание. Бывает, что ребенок вдруг охладевает к учебе, становится неусидчивым, недовольным, иногда даже отказывается ходить в школу. Часто не готовы к таким неудачам оказываются не столько дети, сколько их родители. Чтобы поддержать ребенка и при этом не спугнуть его желание учиться, стоит последовать таким советам:
Соблюдайте права ребенка. Авторы книги «Все о младшем школьнике» напоминают: у младшего школьника есть право на одиночество (хотя бы иногда!), право выбирать, чем заниматься в свободное время, самостоятельно планировать свою деятельность, отдыхать, гулять и участвовать в принятии решений, которые касаются его жизни. Соблюдение этих прав и свобод поможет ребенку осознать, что учеба — не тяжелая повинность, а важный и увлекательный род деятельности.
Сделайте ребенка хозяином рабочего пространства. Один из самых опасных врагов детской мотивации — отчуждение от учебы. Чтобы ребенок чувствовал, что уроки, занятия в школе, домашние задания, проекты — это именно его территория, позвольте ему самому оборудовать себе рабочее место, выбрать подходящие принадлежности. Личным рабочим пространством ребенка может стать и очень небольшой участок комнаты — но пусть он все-таки будет.
Адекватно воспринимайте неудачи. В младшем школьном возрасте ребенку очень важно, как к нему относятся близкие. Нередки случаи, когда слово «отличник» становится для ребенка синонимом слов «хороший», «достойный», даже «любимый». Старайтесь не слишком тяжело принимать неприятные новости, давайте ребенку понять, что его успех и неуспех в школе никак не влияет на вашу любовь к нему.
Закрепляйте чувство успеха. Как только ребенку хоть что-то удается — одна буква из всей строки выходит ровно, наконец-то правильно решен пример, самостоятельно прочитаны три строки из букваря — похвалите его, и похвалите от всей души.
Книга для родителей. 1–4 классы. Методическое пособие. В книге для родителей рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Даются методические рекомендации, которые помогут родителям организовать занятия с ребенком дома.
Из первых рук: наши эксперты, педагоги и психологи дают советы родителям первоклассников
Марьяна Михайловна Безруких: — Главное, что поможет вам плавно войти в учебу — это адекватные требования к детям, причем во всем. К их поведению, умениям, качеству и времени выполнения заданий. Ну не может среднестатистический первоклассник бегло прочитать целый абзац за минуту, не может сорок минут сидеть смирно, а потом еще десять минут степенно ходить по коридору. И еще: ваши ожидания от успехов ребенка должны соответствовать не только его возрасту, но и индивидуальным особенностям развития. Состояние здоровья ребенка играет порой большую роль, чем его интеллектуальные способности.
Наталья Федоровна Виноградова: — Просьба к вам, дорогие взрослые: вместе с ребенком наблюдайте природу, делайте маленькие открытия, расширяйте его чувственный опыт. Многие наши дети приходят в школу «убогими» с точки зрения чувств — они мало рассматривают, трогают, слушают, определяют вкус, запах разных объектов. А ведь именно чувственное восприятие окружающего мира является основой развития ума. Многие великие педагоги прошлого подчеркивали, что из наблюдений природы исходит развитие ума и речи.
Образование в начальной школе — отнюдь не главное дело. Важнее не угробить мотивацию к учебе, а для этого выбирайте удобную школу и добрую учительницу. Желаю вам удачи!
Татьяна Юрьевна Алтухова, учитель начальных классов, педагог высшей категории, общий стаж работы — 28 лет: — Уважаемые родители! У меня к вам одна просьба, и думаю, многие коллеги со мной согласятся: пусть лучше ваш ребенок сядет за парту совершенно необученный, чем обученный неправильно. Какого же это огромного стоит труда — отучить ребенка от побуквенного чтения, мотивировать его правильно работать с прописями, в которых он уже два года пишет, как попало. В общем, если вы не уверены, что можете сделать все как надо, лучше почитайте ребенку книжку или сводите его погулять. Дайте ему общее представление о мире, о природе, о том, почему так важно учиться и зачем получать знания. Остальное сделает педагог.
Марфа Бусева, детский психолог: — Дорогие родители дошкольников! Я знаю, что вы все равно будете заниматься со своими детьми, давать прописи, примеры... Не стану вас отговаривать, но прошу, пожалуйста, почаще оставляйте их в покое. Пусть они, послонявшись по дому, вдруг сами найдут себе занятие, затеют строительство дома из подушек, начнут бормотать себе сказки и расквартировывать плюшевых медведей. Пусть роют тоннели в песочнице, мастерят водопровод из пластиковых бутылок, вяжут узлы на веревках, примеряют кастрюли и заявляют, что им пора отправляться в космос. В игре закладываются все основные навыки, пробуждается творчество, фантазия, инициативность — а что ребенок будет делать без всего этого за партой?
Анастасия Изюмская, журналист, основатель проекта информационной поддержки семьи «Family Tree»: — Есть одно золотое правило, знакомое всем, кто хоть раз летал на самолетах: в случае воздушной аварии, сначала наденьте маску на себя, потом — на ребенка. До рождения сына это правило казалось мне кощунственным. С тех пор многое пришлось переосмыслить, в том числе и необходимость заботы о себе. Тревожная мама не способна дать ребенку защиту, а защита ему ох как понадобится, даже в самой распрекрасной школе. Если вы чувствуете, что вам сложно справляться с глобальными изменениями вашей жизни, что вы очень волнуетесь за сына или дочку, что мысли о школе гнетут вас — позаботьтесь о своем благополучии. Поддержите себя — и тогда вы сможете в нужный момент поддержать вашего первоклассника.
Александра Чканикова
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.
Поделитесь в соц.сетях
Сказать спасибо автору
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту