– Как выглядит общая ранняя детская одаренность?
– Дети с таким типом одаренности – это те, кто в три года читают, в шесть решают задачи с интегралами, в семь пишут очень уж взрослые стихи. То есть здесь идет речь именно о возрастном опережении развития: способности не на свой возраст, а выше. Кстати, такие дети мне встречаются гораздо чаще. И такую одаренность можно воспитать в ребенке искусственно: даже если способностей изначально не так много, при правильных условиях, режиме, нажиме можно добиться большого успеха. Вопрос, как всегда, зачем.
– Но такая одаренность не всегда является искусственно воспитанной родителями?
– Нет, конечно. Может быть, у ребенка действительно такие высокие способности, и он сам любит учиться, и у него все получается. Но не пытайтесь угадать, глядя на одаренного ребенка, естественна ли его общая ранняя одаренность или воспитана. Поставь передо мной двух четырехлетних детей, которые хорошо читают, и я не смогу определить, в ком есть его собственный энтузиазм, а в ком – родительский.
– Какие проблемы могут возникнуть у детей с общей ранней одаренностью?
– У них самих практически никаких проблем нет. Если их не трогать, не мешать им жить, то такие дети везде и всюду окажутся на коне: они же всем нравятся, и педагогам, и родителям. Они могут сами придумывать игры, проявлять лидерские наклонности или не проявлять, схватывать на лету, быстро учиться, с ними интересно разговаривать. В естественной среде у них долгое время не будет врагов.
А вот единственный ужасный сценарий их жизни – когда ребенка убедили в том, что он одаренный. Не такой, как все, особенный.
К примеру, мы наблюдаем ребенка, который в три года читает, в четыре начинает писать, причем сразу эссе и стихи, стремительно учит английский, блестяще считает. Все вокруг начинают говорить родителям: какой он у вас удивительный! Причем чаще всего при самом ребенке: он все слышит и мотает на ус. Родителям страшно нравится слышать комплименты, они отдают ребенка в группу раннего развития. Там он быстро становится лучше всех, собирает лего для двенадцатилетних, прекрасно пишет и здесь снова слышит о себе вердикт: он особенный. Ему здесь не место, надо брать выше. И когда в шесть лет ребенка тестируют в школе, выясняется, что и в первом классе ему делать нечего. Отправляют сразу во второй, третий, там он тоже блистает, поскольку любит учиться и у него это получается. Так его переводят и переводят все выше и выше, и в один прекрасный момент он, десятилетний, оказывается в одном классе с тринадцатилетними подростками. И здесь – сюрприз! Его одаренность внезапно сходит на нет. Темповое ускорение завершилось, это часто бывает, и теперь он нормальный, обычный десятилетний ребенок. Знаний у него полно, а учиться по программе седьмого класса вдруг становится тяжело. Кроме того, ребенок вдруг обнаруживает себя среди тринадцатилетних людей, чья жизнь ему чужда и неинтересна. Ему становится одиноко, он чувствует себя никчемным, смысл жизни его пропадает. А ведь он привык быть особенным, от него ждут прорывов, исключительных успехов.
По себе знаю, такой сценарий может привести и к суицидальному финалу.
Читайте также: Я - первоклассник: психологическая готовность ребенка к школе глазами педагогов и психологов – А как одаренность может сойти на нет? В этом есть вина родителей?
– Нет, конечно! Родители тут совершенно ни при чем. Просто очень многие дети с общей ранней одаренностью со временем выравниваются, становятся обыкновенными смышлеными детьми. То же самое происходит и с отстающими (только учтите, речь идет не о нарушениях, а о темповой задержке). Например, в пять лет ребенок вел себя как трехлетний. В шесть – как пятилетний. Девять из десяти таких детей в какой-то момент догоняют сверстников – к девяти годам, четырнадцати, иногда даже после армии. С одаренными детьми происходит то же самое.
– На ваш взгляд, стоит ли стараться развить в ребенке общую одаренность, сделать так, чтобы он в начале демонстрировал исключительные успехи?
– Родителям надо стараться сделать главное: увидеть своего ребенка как он есть и по возможности помочь ему в той области, где у него слабо. Честно увидеть, без натяжек и идеализации, и это самая сложная задача родителя. Например: у моего ребенка совершенно блестящая память, но он не умеет проигрывать. Гениальный коммуникатор, может втереться в любую компанию, но не усваивает простейших алгоритмов. Прекрасно изобретает и генерирует идеи, но неусидчив, не может копнуть глубже, проверить.
– И среднему современному родителю по силам увидеть своего ребенка вот таким трезвым взглядом?
– Безусловно. Современные родители в большинстве своем обладают достаточным образованием, чтобы разобраться, что к чему. Это же их ребенок, они наблюдают его с рождения каждый день по 24 часа. А любой специалист видит ребенка от силы час. Здесь самое главное – честность родителя. Зачастую родитель прекрасно знает, каков его ребенок, но обманывает себя, оправдывает его, подтягивает к какому-то искусственному образу. В этом главная сложность. Я в свое время не стал хоккеистом, но у меня родился сын, тогда уж пусть он станет хоккеистом вместо меня, причем любой ценой и независимо от его наклонностей. Ну как тут увидишь настоящего своего ребенка?
– А как быть родителям, если их ребенок с общей ранней одаренностью вдруг, например, к третьему классу обнаруживает серьезный спад в способностях? Если в школе оказывается не таким уж сильным, как это казалось? Как быть, если что-то идет не так?
– Только родители вправе решать, как им быть. Это ведь их дети. Единственное, что им предстоит сделать, – это сесть, хорошо подумать и честно сказать самим себе о своих амбициях и о возможностях ребенка.
Думаю, пришла пора дать вам тот самый единый алгоритм действий о том, как принимать решение о своем одаренном (или неодаренном) ребенке.
Так вот он, этот алгоритм: Собрать максимум информации. Поговорите с людьми, которые видят вашего ребенка более-менее часто. И не надо думать, что воспитатели или няни ничего не смыслят: они видят, быть может, больше, чем вы думаете. Увидеть ребенка таким, какой он есть. Это вы делаете сами, исходя из ваших наблюдений, не кривя душой: даже если у вас замечательный ребенок, но малость медленный или не очень сообразительный, значит, так тому и быть. Собрать информацию из пункта 1 и ваше видение из пункта 2 в единую картину.
Решить, что именно вы будете делать с возникшей перед вами проблемой. На этом этапе полезно проговаривать вслух, а лучше записывать ваши планы: на письме весь бред сразу виден, и вы можете быстро отказаться от безумных или неприемлемых идей. Сообщить ребенку о вашем решении. Это очень важный пункт: здесь тоже нужно быть предельно честным, чтобы ребенок быстро понял, в какой мир он попал и по каким правилам ему дальше жить. Сделать то, что решили. Иначе верхние пять пунктов просто не имеют значения.
Читайте также: Марьяна Безруких: «Мы сами формируем "потерянное поколение"» Пример 1.
Ваш ребенок с общей ранней одаренностью учится в седьмом классе. Внезапно он начинает получать тройки, перестает решать олимпиадные задачи по геометрии, на него жалуются сразу три педагога. Ваши действия: Сбор информации. Вы идете ко всем трем педагогам и обстоятельно, доброжелательно расспрашиваете их, а что, собственно, происходит с ребенком, в чем, на их взгляд, причина спада его успехов. Допустим, две из трех учительниц заявляют, что он на уроках без конца играет в телефон или влюблен в Машу из параллельного класса и т.д. Честный взгляд на ребенка. Вы отдаете себе отчет в том, что ваш ребенок всегда был хорош в математике, но, конечно, сосредоточиться ему бывает тяжело, он склонен увлекаться и отвлекаться.
Итак, исходя из 1-го и 2-го пунктов, ваш ребенок довольно серьезно отвлекся от учебы (причину мы уже с высокой вероятностью вычислили). Вы решаете, что же делать. Отнять у ребенка телефон и выдавать только на выходные? Оставить его в покое и довольствоваться имеющимися тройками? Дать ему шанс решить свою задачу самостоятельно? Нанять репетитора? Сообщаете ребенку. Как минимум обозначаете проблему и делитесь своими впечатлениями. Приводите в исполнение намеченный план. Если обещали отобрать телефон – отбирайте, собирались нанимать репетиторов – нанимайте. Пример 2.
Вашему ребенку шесть лет, он знает таблицу умножения, читает, немного пишет и во всем этом достигает успеха только в том случае, если вы прилагаете к этому большие усилия. Сидите с ним, занимаетесь, подолгу повторяете и учите.
И вот, ребенку приходит пора записываться в первый класс. Вы хотели бы отдать его в сильную гимназию, но, судя по успехам знакомых детей, ваш ребенок сам будет тянуть сложную программу с большим трудом. Ваши действия: Собираете информацию. Что говорит о вашем ребенке и его способностях бабушка, воспитательница? Честный взгляд. Сколько времени вы тратите на то, чтобы ребенок смог догнать умненьких и одаренных детей знакомых? Действительно ли у вас одаренный ребенок, которому нужна поддержка, или вполне средний, но с амбициозными родителями? Принимаете решение. Проговариваете сами с собой: я отдам ребенка в гимназию, потому что сидеть сложа руки я просто не могу, хочу, чтобы он показывал блестящие результаты. Или: мой ребенок не настолько одарен, чтобы все время быть на грани срыва ради каких-то академических успехов. Я выбираю школу попроще, но зато он тянет ее легко. Сообщаете ребенку о своем решении.
Отдаете ребенка туда, куда решили. – А когда ребенку можно уже самому принимать участие в принятии подобных решений?
– Предоставлять ребенку решать можно с любого возраста, при условии, что он об этом знает. Мать себе должна сказать: я веду себя так, не потому что мой ребенок такой умный и может все, а потому что я уважаю его решение.
– Есть мнение, что ребенка, демонстрирующего исключительные способности, нужно обязательно хвалить, чтобы сформировать правильную учебную мотивацию.
– Если ребенок делает то, что родителю реально нравится, то нужно обязательно дать положительное подкрепление. Например: мне на твоем рисунке конкретно вот этот фрагмент очень понравился. Меня это удивило, я не ожидал. И здесь важно, чтобы ребенок понимал: положительная оценка исходит именно от вас. Весь мир может быть совершенно другого мнения. Иной раз дети, которым внушили, что они одаренные, приносят ко мне на прием пачку своих рисунков. Они хотят получить дополнительную похвалу, а я, к примеру, не смогу ее дать, и после моих слов «я равнодушна к этому рисунку» ребенок останется обескураженным.
– А если что-то не нравится, критиковать тоже надо честно? Это не навредит его мотивации?
– Критиковать – не знаю, а вот честно сказать, что тебе вот эта поделка ни о чем не говорит, вполне приемлемо. А хвалить все равно найдется за что: если ребенок в целом благополучен, то в пять лет он многое делает лучше, чем в три года. Хоть на крыльцо забирается, хоть воду в стакан наливает. Можно найти массу вещей, за которые его можно честно и искренне похвалить.
– И все-таки в сухом остатке ребенку с ранней одаренностью, общей или специальной, требуется особый подход? Более серьезные задания, сложная программа, дополнительные кружки, спецшкола?
– Все зависит от цели. Тут важно, чтобы родитель вернулся к нашему алгоритму и ответил себе на вопрос, а что ему собственно нужно от ребенка. Если надо, чтобы ребенок все время получал пятерки, придется дополнительно стимулировать ребенка. Если надо, чтобы развивался более или менее гармонично, нужно расширять круг его интересов. Главное – что бы вы ни делали, соблюдайте два правила: честности и осмысленности всех ваших действий.
Александра ЧКАНИКОВА *С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.
Поделитесь в соц.сетях
Сказать спасибо автору
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту