Классификация дидактических игр по русскому языку
Данная классификация взята из книги Л.В.Петрановской «Игры на уроках русского языка». Классификация игр строится на методическом подходе — изучении навыков, которые формирует каждый тип игры.1. Учебные игры (самые простые на отработку изучаемого материала) вырабатывают навык применения знаний. Любое учебное упражнение может стать игрой, если, например, устроить в классе соревнование на самое быстрое выполнение упражнения из учебника. Тот, кто выполнит его первым без единой ошибки, получает отметку «отлично».
2. Комбинаторные игры (ребусы, шарады, анаграммы, кроссворды) активизируют словарный запас.
Пример: Инсценировка шарад
Две команды загадывают друг другу шарады в виде пантомимы или сценки. Например, вы хотите изобразить слово хоровод. Объявляется: первое (изображается хор, поется хором песня). Объявляется: второе (один из игроков изображает овода: летает, жужжит). Объявляется: целое (все берутся за руки и движутся в хороводе). Конечно, вы можете придумать шараду потруднее и для изображения ее создать целый спектакль.
3. Аналитические игры (требующие анализа каких-то сведений, выводов) развивают умение логически мыслить, видеть закономерности. Такие игры также представлены в учебной литературе корпорации «Российский учебник». Рассмотрим примеры из учебника А.Д.Шмелева:
1) Вы посмотрели познавательный фильм о жизни животных. Хотели поделиться впечатлениями с товарищем, а он не стал слушать. Разговор не получился. Какое важное для общения условие отсутствовало?
2) Вместе с соседом-французом вы активно «болели» на стадионе за одну и ту же футбольную команду. Однако по окончании матча общения, к сожалению, не произошло. Почему?
Данные примеры рассчитаны на то, что ученики, проанализировав ситуацию, выдвинут несколько разных вариантов ответа. При этом все они будут правильные. В аналитических играх важно рассуждение, поэтому пусть дети в классе обосновывают свои ответы.
Читайте также:
- Игровые технологии на уроках русского языка
- Изменения в ЕГЭ-2019 по русскому языку
- Демоверсия ОГЭ-2019 по русскому языку
- 5 главных компонентов современного учебника русского языка
- Демоверсия ЕГЭ-2019 по русскому языку
4. Ассоциативные игры интересны, в первую очередь, содержанием, поскольку ассоциации у каждого свои, они уникальны. При этом возникает вопрос — как оценивать результаты, если нет одного правильного ответа? Можно, к примеру, ввести четкие критерии, по которым дети должны предлагать ассоциации. С одной стороны, ассоциативные игры прямо противоположны аналитическим, но с другой — если использовать их вместе (ассоциативные и аналитические), у ребенка формируется творческое начало.
Примеры: 1) Создаем метафоры и сравнения
Найдите среди знакомых вам предметов такие пары, между которыми можно увидеть сходство. Придумайте на основе этого сходства метафоры и сравнения и составьте с ними рассказ.
2) Игра в рифму
Можно играть с мячом. Играющие становятся в круг. Один из игроков бросает мяч любому и произносит слово, например окно. Поймавший мяч должен сказать рифму: волокно, потом бросить мяч еще кому-то с новым словом. Кто не смог ответить в рифму — выбывает из игры. Победитель тот, кто останется в круге до конца.
5. Контекстные игры (направлены на работу с текстом), такие игры развивают способность к интерпретации. Обычно, выполняя задания такой игры, нужно из имеющегося создать что-то новое, например, восстановить ткань стихотворения, переформатировать текст.
Примеры: 1) Слова первой строфы стихотворения Н. А. Некрасова «Орина, мать солдатская» записаны здесь не в том порядке, в каком они должны стоять. Расставьте их так, чтобы получились стихи. Сделать это вам помогут рифмы (они связывают вторую и четвертую строки) и размер — четырехстопный хорей:
В осеннюю ночь, чуть живые,
Мы возвращаемся с охоты.
До прошлогоднего ночлега,
Слава Богу, добираемся.
2) Восстановите стихотворение И. А. Бунина «Октябрьский рассвет». Оно записано без разделения на стихотворные строки, как проза. Записать его как стихи помогут вам рифма, размер: четырехстопный (1, 3 и 4 строки) и трехстопный (2 и 5 строки) дактиль и строфа — пятистишие.
Ночь побледнела, и месяц садится за реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, черный камыш отсырел и дымится, ветер шуршит камышом. Тишь на деревне. В часовне лампада меркнет, устало горя. В трепетный сумрак озябшего сада льется со степи волнами прохлада... Медленно рдеет заря.
5. Языковые игры часто встречаются в олимпиадных заданиях, они развивают исследовательские умения. Причем задания для таких игр могут придумывать и сами ученики.
Пример: Мини-викторина. Решите задачи, которые придумали лингвисты М.А.Кронгауз, И.Б.Иткин, И.С.Рубанов для олимпиады по русскому языку.
1) Заглавные буквы В, М, Р, Н, Т, К есть и латинском, и в русском алфавите. Однако только три из них обозначают совпадающие согласные звуки. Какие это буквы?
Б) В, М, Р
В) М, Р, К
Г) Р, Н, К
Д) Н, Т, К
2) Какое по счету место в русском алфавите занимает последняя из согласных букв?
Б) 26-е
В) 27-е
Г) 29-е
Д) 30-е
3) Из каких пяти идущих подряд букв русского алфавита можно, записав их в другом порядке, составить какое-нибудь пятибуквенное русское слово?
Б) опрст
В) клмно
Г)гдеёж
Д) абвгд
4) Даны буквы русского алфавита: Й, Ё, Ь, Ъ. Какое из следующих утверждений верно?
Б) Ни одна из этих букв не встречается в начале слова
В) Ни одна из этих букв не может писаться удвоенно
Г) Ни одна из этих букв не встречается перед буквой О
Д) Ни одно из утверждений 1-3 не верно
6. Творческие задания, проекты, требующие основательной подготовки, развивают фантазию и изобретательность. К таким заданиям относится сочинительство, рифмование. Для того, чтобы тема сочинения оказалась интересной каждому ученику — сделайте ее небанальной, неординарной, неожиданной.
Пример: Сочините сказку, в которой оживает какая-либо единица языка: например, твердый знак, гласные и согласные звуки, корень и приставка. Наделите эти явления характерами, расскажите об их взаимоотношениях. У кого сказка получится интереснее?
7. Игры по ролям развивают творческие способности, воображение. Такие задания считаются самыми любимыми у школьников, дети любят принимать участие в инсценировках, постановках и спектаклях.
Пример: Ролевой диалог. Каждому игроку выдается карточка с обозначением черты характера или состояния человека: гордость, зависть, доброта, лживость, правдолюбие, смирение, испуг, радость, уныние и т.п. Выбирается тема, например — «зима». Игроки по очереди высказывают свое мнение о предмете, исходя из своей роли. Так, гордый скажет, что в его селе или городе зима лучше, чем где бы то ни было, и постарается обосновать свое мнение. Завистливый скажет: вам-то хорошо, у вас зима лучше, чем у нас, и тоже приведет доказательства. Тот, кто не сумел убедительно сыграть свою роль, выбывает из игры.
Правила проведения игр в классе. Памятка учителю
-
Настройте класс на игру
-
Научитесь проводить игры (педагог сам должен быть настроен на творчество)
-
Ведите игру тактично
-
Следите за оптимальным сочетанием занимательности и обучения
-
Эмоциональный подъем, возникший в ходе игры, направляйте на решение дидактических задач
-
Игра должна быть добровольной, понятной
-
Правила игры должны быть простые
-
После игры необходимо подвести итоги