5 главных компонентов современного учебника русского языка
Что собой представляет современный учебник, сколько официальных учебников должно быть? Эти вопросы волнуют не только работников сферы образования, они обсуждаются широкой общественностью. Методист корпорации «Российский учебник» Олег Бойцов выделил 5 главных компонентов учебника русского языка, отвечающего требованиям нашего времени.Почему учебники должны видоизменяться
Многие люди в наши дни оглядываются на советскую модель учебника. Она действительно была эффективной — однако для своего времени. Хороший учебник удобен не только учителю, но и ученику, а портрет школьника за последнее время изменился. Психологи говорят о формировании нового типа восприятия — аудиовизуального. Кроме того, изменились источники информации. Главенствующую роль занял интернет, ставший устно-письменным источником. Современные дети понимают, что получить нужные данные они могут не только через учителя, учебник и дополнительные издания в библиотеке, но и через цифровые устройства, причем в удобной форме и в любом объеме. Поэтому неотъемлемые качества новых учебных изданий, интересных и полезных школьнику, — яркость, насыщенность материалом, и самое главное — нацеленность на определенный образовательный результат, ориентация на повышенную продуктивность.
У педагога должен быть выбор изданий, методик. Когда нет широкого выбора, существует риск потерять перспективу развития. При этом, как утверждают эксперты, важна умеренность: когда вариантов слишком много, учителя могут теряться в многообразии учебников, растрачивать драгоценное время на их изучение.
5 ключевых компонентов современного учебника
-
Разноуровневые задания. Этот компонент позволяет учителю выстроить индивидуальный маршрут (реализовать дифференцированное обучение) и провести ученика по лестнице достижений.
-
Аудирование. Компонент, пришедший из методик преподавания иностранных языков, очень важный для развития речи. Речь можно выстроить только на образцах. При аудировании школьник учится слушать и слышать, изучает интонационный рисунок. Современные комплекты содержат необходимые для аудирования аудиофайлы в электронных формах учебников.
-
Развитие устной коммуникации. Компонент как продолжение аудирования. Обеспечивает организацию на уроке ситуаций общения, выразительного чтения, подготовку к итоговому собеседованию. Используя материалы учебника, школьники работают в группах и парах, отрабатывают навыки публичного выступления, рассуждают о прочитанном.
-
Подготовка к итоговой аттестации. Превосходно, когда в учебнике представлен весь материал, необходимый для подготовки к экзаменам, и учителю не нужно искать дополнительные пособия. Через систему специальных заданий, тематические блоки, школьник знакомится с материалом, нужным для аттестации, без отрыва от общего изучения предмета.
-
Творческие задания и проекты. Ученик получает актуальные темы и формулировки для увлекательной учебно-познавательной деятельности. Компонент включает в себя как профильные задания (например, изучение звукописи), так и проекты, направленные на личностные и метапредметные результаты («Проведи день без компьютера, напиши об этом рассказ»).
Типы современных учебников
На основе статьи «Школьный учебник нового поколения — каким он должен быть?» Олега Кабардина (Институт научной и педагогической информации РАО) обозначим 4 типа современного учебника по русскому языку.
-
Учебник-букварь. Ориентирован на самостоятельную работу с книгой, самомотивацию ученика.
-
Учебник для работы с учителем. Предусматривает отказ от множества самостоятельных и контрольных работ. Формирование компетенций происходит через учебный процесс.
-
Учебник-энциклопедия. Раскрывает широкие возможности для демонстрации и объяснения новых фактов и явлений.
-
Учебник-индивидуальный навигатор. Содержит небольшой объем материала, акцент делается на углубленном изучении наиболее важных тем, проектной работе.
Многообразие наших изданий
Корпорация «Российский учебник» нацелена на то, чтобы в рамках одного предмета предоставить учителям широкий выбор линий с разными образовательными результатами и методическими преференциями. При этом все наши учебники по русскому языку входят в Федеральный перечень и, конечно, соответствуют ФГОС.
Базовый и продвинутый уровни изучения (ближе к традиционным курсам):
УМК «Русский язык» М.М. Разумовской для 5-9 классов
УМК «Русский язык» В.В. Бабайцевой для 5-9 классов
УМК «Русский язык» Т.М. Пахновой для 10-11 классов
Продвинутый и углубленный уровни изучения (с введением инновационных методов)
УМК «Русский язык» (углуб.) В.В. Бабайцевой для 5-9 классов
УМК «Русский язык» (углуб.) В.В. Бабайцевой для 10-11 классов
Углубленный уровень изучения (с инновационными учебными разработками)
УМК «Русский язык» А.Д. Шмелева для 5-9 классов
УМК «Русский язык» И.В. Гусаровой для 10-11 классов