Игровые технологии на уроках русского языка
Бытует мнение, что играть нужно только с младшими школьниками, а вот в старшей школе с учениками необходимо разговаривать более серьезно. Но ведь даже взрослые с удовольствием играют в интерактивные игры и посещают квесты. Поэтому с уверенностью можно сказать, что игровая педагогическая технология актуальна в любом возрасте и в любом классе.Известный советский педагог и психолог Алексей Леонтьев утверждал, что задача в игре не выиграть, а играть. То есть важен сам процесс и эмоции, полученные в ходе игры. На уроках русского языка или литературы эмоция помогает закрепить знания, облегчает запоминание теоретической части предмета. Поэтому цель игры — пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Кроме того, игра формирует фонематическое восприятие слова, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, стимулирует развитие речи, потому что именно в игре возникает коммуникация.
Учителям же важна дидактическая игра, ведь она является средством активизации деятельности. Для того, чтобы пробудить интерес к русскому языку, нужно играть. И это проще, чем кажется — любое задание и упражнение на отработку текущего материала можно превратить в игру, если сделать завлекательную часть, если смотивировать учащихся на соревнование. Игра тренирует память, развивает коммуникативные навыки, воспитывает и дисциплинирует.
Значение игровой деятельности
-
Раскрепощение в поведении школьника, творческая самоактуализация личности
-
Создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие УУД учащихся
-
Развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной и двигательной сферы детей
Структура дидактической игры
Педагог для себя формулирует цель игры, так появляется дидактическая задача. А вот игровая задача озвучивается ученикам, это те цели, которых должны достичь дети в процессе игры («кто быстрее», «какая команда лучше»). Игровые действия могут быть простыми (разгадывание кроссворда) и сложными (квест или викторина). Чем сложнее задания, тем интереснее играть. Правила игры устанавливаются педагогом и обязательно проговариваются учащимся. Важный момент в учебной дидактической игре — подведение итогов, причем с подробным их разбором. Детям важно услышать, почему их команда успешно дошла до финиша, или каких умений команде не хватило, чтобы победить.
Когда играть?
Можно играть по 5-7 минут на каждом уроке. Стоит учесть, что если выбирать эмоциональную игру, то лучше ее проводить в конце урока, поскольку возбужденные дети не смогут вернуться к учебным действиям. Главное правило — играть должен весь класс, даже если игра предусматривает работу у доски лишь по 1-2 человека, остальные дети все равно должны быть включены в игру. Как? — Можно придумать им нейтральные роли — жюри, эксперты и т.д.
Также важно учесть возрастные и психологические особенности детей конкретного класса. Учитель как никто другой видит, в какое время урока какую по темпу игру проводить вместе с данными детьми.
Читайте также:
- Классификация дидактических игр
- Изменения в ЕГЭ-2019 по русскому языку
- Демоверсия ОГЭ-2019 по русскому языку
- 5 главных компонентов современного учебника русского языка
- Демоверсия ЕГЭ-2019 по русскому языку
Игрой можно завершить четверть и посвятить ей целое занятие, закрепляя пройденный материал в игровой форме.
Где и как найти материал для создания игровых заданий?
Конечно, в книжных магазинах и на различных сайтах можно найти много игрового материала. Однако зачем тратить свое время на поиски, если самое доступное уже есть под рукой — это учебники. Рассмотрим примеры заданий из учебной литературы корпорации «Российский учебник». Данные задания можно превратить в дидактические игры и использовать на уроке.
УМК под редакцией А.Д. Шмелева
Данный комплект составлен по модульному принципу. В конце каждого модуля дается раздел «Повторение», задания из которого можно легко превратить в игру.
Пример игрового задания: Прочитайте определение термина логогриф и разгадайте загадку. Логогриф — это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значение в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). Происходит термин от греческих слов логос (слово) и грифос (загадка). (Л.Калашникова)
Готов вас напоить водой,
Но Э прибавьте мне в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале.
Пример проектного задания для работы в группе: Подготовьте выступление для праздника славянской письменности на тему «Из истории букв русского алфавита». Тексты из этой главы вы можете использовать для рассказа о букве «Ё». Придумайте оформление доклада или разработайте сценарий представления. Используйте возможности компьютерной презентации.
Пример проектного задания для работы в группе: Понаблюдайте за своей речью и речью своих знакомых и запишите слова, в произношении которых вы делаете ошибки. Сравните списки и составьте общую анкету. Проведите опрос одноклассников и установите, в каких словах ошибки случаются чаще всего. Составьте список самых трудных слов. Для чего вы можете его использовать?
Игровые задания можно найти и в рабочих тетрадях для 5-6 классов (УМК под редакцией А.Д.Шмелева)
Пример задания для работы в группе: Устройте соревнование — кто подберет и правильно запишет больше слов каждой тематической группы. Можете предложить другие тематические группы для соревнования.
-
Летние виды спорта — ...
-
Единицы измерения времени — ...
-
Атмосферные осадки — ...
-
Верхняя одежда — ...
УМК под редакцией В.В.Бабайцевой
Данный комплект он состоит из 3-х частей — теория, практика и развитие речи. Игровые задания следует искать в части практика и развитие речи.
Пример 1. Посоревнуйтесь. Откройте орфографический словарь на странице, где начинаются слова на любую букву (например, на к, п, о и др.). Кто быстрее найдет 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне и 5 слов с непроверяемой гласной?
Пример 2. Из «Словаря языка Пушкина» мы узнаем, что А. С. Пушкин в своих произведениях употребил слово добрый 277 раз (а слово злой — 113 раз).
1) Найдите в произведениях Пушкина и других писателей примеры (отрывки, строки), в которых используется прилагательное добрый. Запишите эти примеры. Подумайте, в каких значениях употребляется это слово.
2) Обсудите результаты выполнения этого задания.
Пример 3. Подготовьтесь к выразительному чтению текста Н. Носова по ролям. Кому удалось прочитать его так, чтобы рассмешить слушателей?
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
—Братцы! — закричал Торопыжка. — Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.
—Да ты не кричи, — ответил Незнайка. — Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.
—Так я же ведь никакого утюга не глотал в жизни, ни холодного, ни горячего! — кричал Торопыжка.
—А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, — ответил Незнайка.
Укажите личные местоимения. Какие существительные соответствуют им по значению? Продолжите рассказ.
Пример 4. Как вы понимаете, что такое потешки? Подберите родственные слова. Восстановите порядок реплик в потешках; запишите их, потом разыграйте (прочитайте в лицах).
1) — Да он меня не пускает!
— Не идет!
Так веди сюда!
— Так сам иди!
Я медведя поймал!
2) — А Петр что делает?
— А что делаешь?
— В горнице.
— Где ты, брат Иван?
— Да на печи лежит.
Помогаю Петру.
УМК под редакцией М.М.Разумовской
В учебниках данного комплекта представлено не очень много игровых заданий, однако в рабочих тетрадях они есть. Эти задания очень глубокие и содержательные, направленные на работу с текстом:
Задание 1. Назовите три условия, которые необходимы для того, чтобы состоялось речевое общение. А теперь рассмотрите ситуации и охарактеризуйте условия общения в каждом случае.
1) Вы с товарищами пришли на занятие спортивной секции. С кем вы будете разговаривать? Какова цель, причина общения? О чем и как вы будете говорить с тренером?
2) Вы посмотрели познавательный фильм о жизни животных. Хотели поделиться впечатлениями с товарищем, а он не стал слушать. Разговор не получился. Какое важное для общения условие отсутствовало?
3) Вместе с соседом-французом вы активно «болели» на стадионе за одну и ту же футбольную команду. Однако по окончании матча общения, к сожалению, не произошло. Почему?
УМК «Русская словесность» под редакцией Р.И.Альбетковой
Настоящая находка для учителей. Рекомендуем данный комплект в качестве методического пособия тем педагогам, которые ведут кружки, кто работает в классах с углубленным изучением русского языка. Обратите внимание на то, что в конце каждого параграфа в учебниках данного УМК представлен раздел «Играем со словами!»