Как использовать авторскую сказку на уроке в начальной школе?
Авторские сказки помогают познакомить учеников начальных классов с основами нравственных человеческих ценностей. Автор нашей линии «Литературное чтение» Элла Кац объясняет на примере материала для 3 класса, как работать с авторскими сказками на уроках.А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- Обсудите с детьми злую царицу. Прежде всего, спросите: от чего умирает царица? Приведите строчки «Тут ее тоска взяла / И царица умерла». Что значит «тоска взяла»? О чем она тосковала? Возможные ответы детей: «Она затосковала о том, что царевна не погибла», «Теперь она не самая красивая на свете», «Ее убила зависть».
- Пусть дети расскажут о поступках злой царицы. Как раскрываются ее человеческие качества в разных частях произведения?
- Перейдите к образу королевича Елисея. Что помогло ему найти царевну и вернуть ее к жизни?
- Разберите с детьми строчки: «И о гроб невесты милой / Он ударился всей силой». Почему он ударился всей силой, да еще о гроб? Возможные ответы детей: «Он чувствовал сильное горе и не понимал, что делает», «Он очень любил царевну и, когда увидел ее в гробу, почувствовал отчаяние», «Он так затосковал, что даже не понял своих действий», «Он ненавидел гроб и ударил в него».
- Обратите внимание детей на позицию поэта. А.С. Пушкин показал, что себялюбие, самовлюбленность, жестокость — разрушают человека. Об этом говорит опыт злой царицы. В свою очередь любовь, честность, преданность — сохраняют человеческую жизнь. Важно передать детям эти представления.
- Домашнее задание: выучить фрагмент сказки или поставить сцену из произведения.
Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
- Расспросите учеников, какие сказки Х.К. Андерсена они знают, какие фильмы и спектакли они видели на эти сюжеты. Пусть дети расскажут о своих впечатлениях и отношениях к героям.
- Прочитайте сказку в классе вместе с учениками. Возьмите на себя первый и последний абзацы, остальное ребята прочтут по очереди.
- Если после прочтения сказки на уроке остается время, спросите учеников: Что вы почувствовали, когда прочитали эту сказку? Какими были солдаты в картонной коробке? Какие еще игрушки были на столе? Что они делали? Какие люди появлялись в сказке?
- Домашнее задание: составить план путешествия оловянного солдатика. Даются первые два пункта плана: 1. Солдатик выпал из окна. 2. Мальчик и служанка ищут его....
- На следующем уроке составьте с учениками план произведения на доске. Для этого разберите с детьми их подготовленные дома варианты и совместно выберите наиболее подходящие пункты.
- Предложите ученикам составить рассказ о путешествии оловянного солдатика по пунктам.
- Поговорите с детьми о том, что писатель обращает неодушевленные предметы в одушевленные. Как он это делает? Об одних и тех же вещах, предметах, событиях, Андерсен говорит одновременно и как об обычных, и как о сказочных. Предложите детям прочитать отрывки из произведения и определить, где в них соединяется реальное и фантастическое:
- «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери — старой оловянной ложки — и, значит, приходились они друг другу родными братьями».
- «Лодочку подхватило быстрым течением и понесло. Вода в канаве так и бурлила. Еще бы — после такого ливня!»
- «Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал — но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова высоко, грудь вперед!»
- Спросите учеников: О чем написал Х. К. Андерсен? Неужели только о ненужном кусочке олова, в который превратился солдатика, и о некрасивой, обгорелой брошке? (Но ведь он написал, что остался «комочек олова, похожий на сердечко»).
- Обсудите отношение писателя к главному герою. Почему он назвал произведение не «История оловянного солдатика», а «Стойкий оловянный солдатик»?
- Пусть дети обсудят в парах тему и главную мысль сказки. После устройте коллективное обсуждение. Возможные ответы детей: «Андерсен написал в сказке, что любовь не уходит», «Любящие сердцем остаются, не погибают». Не сводите ответы к единой формулировке, дети имеют право по-своему трактовать основную мысль произведения. Главное донести до учеников, насколько важны бессмертные высокие нравственные чувства, передать их красоту.
- Предложите ребятам представить всю историю от имени мальчика из сказки. Знал ли он о приключениях солдатика? Нет, не знал, мальчик видел его лишь пару раз. Тут должны быть приведены чувства и отношения к солдатику, впечатления людей.
- Домашнее задание: подготовиться к уроку классного чтения. Пусть ребята вспомнят другие сказки Андерсена, перечитают их, выберут сказки, в которых главными героями выступают обычные вещи. Некоторые произведения можно найти в разделе «Читальный зал» учебника «Литературное чтение». Дополнительное задание: изучить сборники сказок Андерсена (узнать фамилии переводчиков и иллюстраторов, другую полезную информацию).
Х.К. Андерсен «Штопальная игла»
В продолжение изучения сказок Андерсена разберите произведение «Штопальная игла». Спросите учеников: какой была штопальная игла и какие чувства она вызвала? Это очень важный вопрос, поскольку образ иглы в сказке неоднозначный. Дети дают разные, противоположные ответы: «Игла неприятная, глупая, самоуверенная, самовлюбленная», «Игла стойкая, ее история вызывает жалось». Хорошо, когда дети испытывают разные оттенки переживаний, их впечатления от сказки и должны быть разными.
В учебнике «Литературное чтение. 3 класс» авторства Эллы Кац все сказки можно прочитать в электронном виде – с любого устройства.
С. А. Седов «Король красуется»
- Разберите с учениками значение слова «красоваться».
- Спросите учеников: Почему королю стало хорошо? Какая главная мысль сказки? Возможные ответы детей: «Не старайся казаться лучше других», «В скромности счастье», «Не хвастайся — будешь наказан».
Л. Н. Толстой «Царь и рубашка»
- Перед уроком предложите детям спросить у взрослых и друзей, что такое «счастье». Если обратиться к академическому словарю и словарю Д.Н. Ушакова, мы получаем следующую характеристику. Счастье — это чувство и состояние полного высшего удовлетворения жизнью. Счастливый, полный счастья — такой человек, которому благоволят удача и успех.
- Пусть ребята обсудят друг с другом, почему царский сын решил, что человек в избе абсолютно счастлив? Возможные ответы детей: «Он всем доволен», «Ему хорошо», «Он ни на что не жалуется», «Ему нравится его жизнь».
- Предложите ученикам представить, что они попали в царство и познакомились со счастливым человеком. Какой он? Добрый, злой, грустный, веселый, ленивый или трудолюбивый?
- Поинтересуйтесь: встречались ли вам в сказках Толстого и других авторов герои, похожие на счастливых людей?
Так дети знакомятся с нравственными проблемами и учатся формировать отношение к другим людям.
#ADVERTISING_INSERT#