ВПР-2019 по русскому языку 7 класс: варианты, разбор и решение заданий
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий. Ответ записывается в поле ответа в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Желаем успеха!Задание №1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(н,нн)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский Пришвин были с..рдечно пр..вяза(н,нн)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й её части и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д/т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г/х)ка(2) холмит..ся. Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. .(4) Не счесть талантов взр..щё(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми соками родной земли.
В предложенном для списывания тексте буквы пропущены в 42 словах. Учащимся необходимо проверить 51 орфограмму, так как в некоторых словах необходимо объяснить не одну, а несколько букв.
(По В. Пескову)
Определение типов орфограмм позволяет соответствующим образом сгруппировать слова и оформить результат работы в таблице.
№ |
Тип орфограммы |
Слово |
Объяснение |
1 |
Безударные гласные в корне проверяемые ударением
|
бл..годатный |
|
п..лосой |
|
||
т..пла |
|
||
с..рдечно |
|
||
д..лины |
|
||
б..льших |
|
||
м..стами |
|
||
хр..нят |
|
||
п..талось |
|
||
2 |
Непроверяемые безударные гласные в корне
|
п..этичной пр..род.. в..ликих к..мп..зиторов |
|
3. |
Корни с чередованием |
ра(з/с)пол..га..щиеся р..внина |
|
4 |
Безударные окончания имён существительных |
пр..род.. Росси.. кра… пр..бывани.. |
|
5 |
Безударные окончания имён прилагательных |
Средн..я северн..й |
|
6 |
Непроизносимые согласные |
со…нца |
|
7 |
Парные звонкие и глухие согласные |
блю(д/т)ца сле(г/х)ка |
|
8 |
Буквы З-С на конце приставок |
ра(з/с)пол..га..щиеся |
|
9 |
Правописание суффиксов имён существительных |
реч…к заповедники |
|
10 |
Правописание суффиксов причастий |
называ…мый ра(з/с)пол..га..щиеся |
|
11 |
Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи |
умере(н,нн)ост..ю привяза(н,нн)ы связа(н,нн)ые обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми |
|
12 |
Не с разными частями речи |
(не)броской |
|
13 |
Соединительные гласные |
лес..степь |
|
14 |
Тся и Ться в глаголах |
холмит..ся |
|
15 |
Разделительный Ь |
жизн..ю |
|
16 |
Приставки пре-при |
пр..бывани.. |
|
17 |
Безударные гласные в окончании глагола |
вид..ш.. |
|
В 7 классе изучаются новые типы орфограмм:
1.Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
2. Правописание наречий.
3. Не с различными частями речи.
4. Правописание производных предлогов.
5. Правописание союзов и сходных с ними грамматических конструкций.
6. Правописание суффиксов причастий.
При подготовке к работе целесообразно рассматривать весь спектр изученных орфограмм. Например, обратить внимание на наречия, которые встречаются в данном тексте: сердечно и слегка. В слове «слегка» ударный конечный суффикс, поэтому данная буква не пропущена, она в сильной позиции. Однако полезно обратить внимание на словообразование наречий «слегка» и «сердечно» и вспомнить правила правописания гласных на конце наречий.
1. При приставочно-суффиксальном способе образования к слову присоединяются либо приставки ИЗ-, ДО-, С- и суффикс –А, либо приставки В-, НА-, ЗА- и суффикс –О.
2. При суффиксальном способе словообразования к основе производящего слова присоединяется суффикс –О.
Чтобы не ошибиться в правописании суффикса, необходимо правильно определить способ словообразования.
Досрочно. Слово образовано от прилагательного «досрочный» суффиксальным способом при помощи суффикса «О».
Досуха. Слово образовано от прилагательного «сухой» приставочно-суффиксальным способом при помощи приставки «ДО» и суффикса «А».
При изучении правописания суффиксов причастий, связанных со спряжением глаголов, от которых они образованы, вспоминаем правило правописания личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений.
Предлагаем учащимся запомнить следующую закономерность: букве Е в окончании глагола в ед. числе соответствуют буквы У-Ю во мн. числе: полЕт - полЮт, скачЕт – скачУт. А букве И соответствуют буквы А-Я: слышИт – слышАт, обидИт – обидЯт. Значит буквы Е и И в личных окончаниях глаголов можно проверять по множественному числу. Кстати, так легко проверяются все слова исключения: – видЯт – значит видИт; смотрЯт – значит смотрИт. Справедливо и обратное – множественное число проверяем по единственному.
Если сомнение вызывает и единственное число, и множественное, то ставим глагол в начальную форму и смотрим, на что он оканчивается. Оканчивается на -ить, значит в ед.ч. пишем И, во мн.ч. пишем А, Я. Не на –ить – пишем Е в ед.ч., У, Ю - во мн.ч.
Это же правило применяем при написании суффиксов причастий. Если в глаголе мн.ч. в окончании А-Я, то суффикс причастия АЩ – ЯЩ, если в глаголе пишем У-Ю, то суффикс причастия УЩ – ЮЩ.
Суффиксы ЕМ-ИМ проверяем по окончаниям глаголов ед.ч.: видИмый – видИт, проверяЕмый – проверяЕт.
Для того чтобы учащиеся не допускали ошибок в правописании Не с различными частями речи, отрабатываем следующие важные умения.
1. Упражняем в применении общих правил слитного и раздельного написания НЕ со словами любой части речи: пишем НЕ слитно, если слово без НЕ не употребляется; пишем НЕ раздельно, если есть противопоставление с союзом А (или оно подразумевается). Обращаем внимание, что учитывается только противительный союз А. Союз «но» не в счёт.
2. Определяем части речи. Прежде чем применять правило, необходимо понять, какая это часть речи: причастие, наречие, глагол, существительное.
3. Запоминаем условия раздельного написания для каждой части речи.
1. У существительных таких условий нет. Поэтому, если нет союза А, то пишем слитно: говорить неправду, проявлять неразборчивость.
2. У причастий и прилагательных смотрим на зависимые слова. Запоминаем важное отличие: если у причастий на раздельное написание с НЕ влияет любое зависимое слово (ещё не скошенная трава), то у прилагательных только избранные слова: далеко, вовсе, отнюдь, ничуть, нисколько (и любые слова, начинающиеся с НИ) – отнюдь не весёлая история, далеко не смешной фильм. Правописание наречий на О-Е такое же, как у прилагательных: отнюдь не весело, ничуть не интересно. Наречия не на О-Е пишется с НЕ раздельно.
3. Глаголы, деепричастия и краткие причастия с НЕ пишутся раздельно.
4. Местоимения пишутся с НЕ раздельно при наличии между частицей и местоимением предлога: не от кого, не с кем. В остальных случаях – слитно: нечего, некого.
Рекомендации по организации работы по формированию пунктуационных навыков в письменной речи.
В данном тексте необходимо расставить недостающие знаки препинания, относящиеся к следующим видам пунктограмм.
1. Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли, называ..мый средней п..лосой. – Недостающая запятая выделяет причастный оборот.
2. Она хороша умере(н,нн)ост..ю всего: т..пла влаги со..нца.- В предложении пропущено двоеточие при обобщающем слове.
3. Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин были с..рдечно пр..вяза(н,нн)ы к (не)броской, но п..этичной пр..род.. Средней Росси.. . – Запятые в предложении разделяют однородные члены предложения. Первый ряд представляет собой однородные подлежащие. Второй ряд – однородные определения.
4. Средн..я п..лоса - это густые леса, ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й её части, и лес..степь к югу. – В данном предложении пропущено тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, и две запятые, выделяющие причастный оборот, располагающийся после определяемого слова.
5.Это пашни между лесами. – В данном предложении нет условий для постановки запятых.
6.Это луга, д..лины б..льших и маленьких реч..к, синие блю(д/т)ца озёр.- В шестом предложении пропущены запятые, разделяющие однородные члены предложения: луга, долины, блюдца.
7. М..стами р..внина сле(г/х)ка(2) холмит..ся.- Нет условий для постановки знаков препинания.
8. Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки, связа(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. – В данном предложении есть распространённое определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова. Согласно правилу, такое определение должно обособляться.
9. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. . – Нет условий для постановки знаков препинания.
10. Не счесть талантов, взр..щё(н,нн)ых в этих краях! – Запятая выделяет обособленное распространённое определение, выраженное причастным оборотом.
11. Бывая на родин.. писателей, художников, к..мп..зиторов, вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми соками родной земли. – В предложении две пунктограммы: запятая, выделяющая деепричастный оборот, и запятые, разделяющие однородные члены.
Система оценивания задания №1 проверочной работы по русскому языку
№ |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
|
Текст 1 Есть на наших просторах благодатный пояс земли, называемый средней полосой. Она хороша умеренностью всего: тепла, влаги, солнца. Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин были сердечно привязаны к неброской, но поэтичной природе Средней России. Средняя полоса – это густые леса, располагающиеся в северной её части, и лесостепь к югу. Это пашни между лесами. Это луга, долины больших и маленьких речек, синие блюдца озёр. Местами равнина слегка(2) холмится. Есть в этом обжитом крае заповедники, связанные(3) с духовной жизнью людей. Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России.(4) Не счесть талантов, взращённых в этих краях! Бывая на родине писателей, художников, композиторов, видишь: всё самое великое питалось обыкновенными жизненными соками родной земли.
|
|
К1 |
Соблюдение орфографических норм
|
|
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
|
4
|
|
Допущено не более двух ошибок |
3
|
|
Допущено три–четыре ошибки |
2
|
|
Допущено пять ошибок |
1
|
|
Допущено более пяти ошибок |
0
|
К2 |
Соблюдение пунктуационных норм
|
|
|
Пунктуационных ошибок нет |
3
|
|
Допущена одна ошибка |
2
|
|
Допущено две ошибки |
1
|
|
Допущено более двух ошибок |
0
|
К3 |
Правильность списывания текста
|
|
|
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
|
2
|
|
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
|
1
|
|
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
|
0
|
|
Максимальный балл |
9 |
Задание № 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
В 7 классе учащиеся изучают новые самостоятельные части речи: причастие, деепричастие, наречие. Они знакомятся с их грамматическими признаками и особенностями словообразования.
Причастие – это особая форма глагола, которая образуется от глаголов суффиксальным способом, даже если в слове уже есть приставка. Это знание важно закрепить, так как определение производящего слова необходимо при применении правила о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Если для разбора предложено причастие или деепричастие, то это суффиксальный способ словообразования.
В демоверсии ВПР по русскому языку в 7 класс для морфемного и словообразовательного разборов дано наречие. Учащиеся знают, что наречие - это неизменяемое слово. То есть в его составе нет такой морфемы, как окончание. По определению, окончание – это изменяемая часть слова. Конечная гласная буква у наречий – это не окончание, а суффикс, часть суффикса или часть корня. Выделение нулевого окончания также является ошибкой.
(3) – морфологический разбор слова;
связанные(3)
1. Заповедники (какие?) связанные – причастие, н. ф. – связанный; от глаг. связать.
2. Пост. – страдат., прош. вр., сов. в.; непост. – в полной форме, им. п.,
мн. ч.
3. В предложении является определением.
Для разбора дано причастие, т.е. слово, совмещающее в себе признаки прилагательного и глагола. Это находит отражение при определении признаков причастий.
Время, вид – от глагола.
Род, число, падеж – от прилагательных.
Отличие причастий от глаголов заключается в том, что у причастий нет будущего времени. Разобраться с алгоритмом определения постоянных признаков причастий поможет таблица.
Действительные причастия |
Страдательные причастия |
||
Наст. вр. |
Пр. вр. |
Наст. вр. |
Пр. вр. |
АЩ, ЯЩ, УЩ, ЮЩ |
ВШ, Ш |
ОМ, ЕМ, ИМ |
ЕНН, НН, Т |
При проведении морфологического разбора причастий приучаем детей определять время и разряд по суффиксу причастия.
Вид причастия определяется по виду глагола, от которого оно образовано.
Род, число и падеж - по определяемому имени существительному. Обращаем внимание, что во множественном числе род не определяется.
(4) – синтаксический разбор предложения.
Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Рекомендации по выполнению заданий
Разбор предложения начинается с выделения главных членов предложения. Первым находим сказуемое. В большинстве случаев – это глагол. Далее определяем, есть ли при сказуемом подлежащее. Устанавливаем, кто выполняет действие, выраженное сказуемым: «Хранят (кто?) они». Оставшиеся неподчёркнутые слова – это второстепенные члены предложения. Задаём к ним вопрос от других членов предложения.
Хранят (что?) память – это дополнение.
Память (какую? о чём?) о пребывании – определение или дополнение, в зависимости от заданного вопроса.
О пребывании (где?) здесь – обстоятельство.
О пребывании (кого?) сынов – дополнение.
Сынов (чего? каких?) - определение или дополнение, в зависимости от заданного вопроса.
Сынов (каких?) великих – определение.
Система оценивания задания №2 проверочной работы по русскому языку
|
Указания по оцениванию |
Баллы
|
К1 |
Выполнение морфемного разбора
|
|
|
Разбор выполнен верно
|
3 |
|
При разборе допущена одна ошибка |
2
|
|
При разборе допущено две ошибки |
1
|
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0
|
К2 |
Выполнение словообразовательного разбора
|
|
|
Разбор выполнен верно |
3
|
|
При разборе допущена одна ошибка
|
2 |
|
При разборе допущено две ошибки
|
1 |
|
При разборе допущено более двух ошибок
|
0 |
К3 |
Выполнение морфологического разбора
|
|
|
Разбор выполнен верно |
3
|
|
При разборе допущена одна ошибка
|
2 |
|
При разборе допущено две ошибки |
1 |
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
К4 |
Выполнение синтаксического разбора предложения |
|
|
Разбор выполнен верно |
3 |
|
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
|
При разборе допущено две ошибки |
1 |
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
|
Максимальный балл |
12 |
Задание № 3
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)течени.. получаса лил дождь.
2) Режиссёр заинтересован (в)продолжени.. сериала.
3) Мы поехали (на)встречу с друзьями.
4) (Не)смотря на нездоровье, он работал.
Система оценивания задания №3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложений с предлогом: В течение получаса лил дождь. Несмотря на нездоровье, он работал; 2) правильное написание предлогов: в течение, несмотря на
|
|
Распознавание предложений
|
|
Правильно определены и выписаны только два предложения |
1
|
Правильно определено и выписано только одно из двух предложений. ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения. ИЛИ Оба предложения не выписаны
|
0
|
Правильное написание предлогов
|
|
В написании предлогов орфографических ошибок нет |
1
|
В написании предлогов допущена одна ошибка или более |
0
|
Максимальный балл |
2
|
Задание №4
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются
союзами.
1) Мал, за(то) удал.
2) Что(бы) нам придумать?
3) Ты то(же) готовишься к конкурсу?
4) Всё осталось так(же), как прежде.
Система оценивания задания № 4
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложений с союзом: Мал, зато удал. Ты тоже готовишься к конкурсу?; 2) правильное написание союзов: зато, тоже
|
|
Распознавание предложений
|
|
Правильно определены и выписаны только два предложения |
1
|
Правильно определено и выписано только одно из двух предложений. ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения. ИЛИ Оба предложения не выписаны
|
0
|
Правильное написание союзов
|
|
В написании союзов орфографических ошибок нет |
1
|
В написании союзов допущена одна ошибка или более |
0
|
Максимальный балл |
2 |
Рекомендации по выполнению заданий №3 и №4
Специфика заданий №3 и №4 ВПР по русскому языку в 7 классе заключается в применении правил слитного и раздельного написания сходных грамматических конструкций: наречий, местоимений и существительных с предлогами, союзов, производных предлогов.
При выполнении данного задания лучше выработать определённый план действий:
1. Необходимо определить, какой частью речи являются выделенные слова.
Задание № 3
1) (В)течени.. получаса лил дождь. – Производный предлог.
2) Режиссёр заинтересован (в)продолжени.. сериала. – Имя существительное с предлогом.
3) Мы поехали (на)встречу с друзьями. – Сочетание существительного с предлогом.
4) (Не)смотря на нездоровье, он работал. – Производный предлог.
Согласно условию задания, необходимо выписать предложения под номером 1 и 4, предварительно определив, как писать слитно или раздельно.
Задание № 4
1) Мал, за(то) удал. – Сочинительный союз.
2) Что(бы) нам придумать? – Сочетание местоимения с частицей «бы».
3) Ты то(же) готовишься к конкурсу? – Сочинительный союз.
4) Всё осталось так(же), как прежде. – Сочетание наречия с частицей «же».
Согласно условию задания, необходимо выписать предложения под номером 1 и 3, предварительно определив, как писать слитно или раздельно.
2. Необходимо вспомнить правила слитного и раздельного написания сходных грамматических конструкций.
1. Найдите производные предлоги, которые пишутся всегда слитно или всегда раздельно.
Раздельно: в течение, в продолжение, в связи.
Слитно: вследствие (=из-за), ввиду (но: иметь в виду), несмотря на, невзирая на.
Всегда слитно пишется также наречие «впоследствии».
2. Поработайте со словами, имеющими двоякое написание.
ЧТО БЫ и ЧТОБЫ. Если слово можно заменить словами ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, то значит перед нами целевой союз, пишущийся слитно.
ПО ТОМУ и ПОТОМУ. Если за словом следует существительное, то выбираем раздельное написание: по тому мосту.
ТАК ЖЕ и ТАКЖЕ. Если есть (или подразумевается) продолжение в виде слов КАК И, то перед нами наречие с частицей – пишем раздельно: так же, как и.
ТО ЖЕ и ТОЖЕ. Если есть (или подразумевается) продолжение в виде слова САМОЕ, то перед нами местоимение с частицей – пишем раздельно: то же самое.
НАВСТРЕЧУ и НА ВСТРЕЧУ. Если слово отвечает на вопрос КУДА? и означает направление движения, то это наречие и писать его надо слитно. Если к слову можно задать вопрос НА ЧТО? и смысл фразы сводится к тому, что люди хотят встретиться, то это сочетание предлога и существительного - писать надо раздельно.
3. Особую трудность представляют слова ОТ ТОГО и ОТТОГО, ОТ ЧЕГО и ОТЧЕГО. Запомните, что слитное написание соответствует причинному значению фразы: Отчего гармонь поёт? Оттого, что кто-то любит гармониста.
Вывод:
В задании №3 в первом случае раздельное написание – в течение, во втором случае – слитное написание – несмотря на.
В задании №4 сочинительные союзы пишутся слитно: зато, тоже.
Задание №5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Взята, надолго, понявший, эксперт.
Система оценивания задания №5
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Взята́, надо́лго, поня́вший, экспе́рт
|
|
Верно поставлено ударение во всех словах |
2
|
Верно поставлено ударение только в трёх словах |
1
|
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено
|
0
|
Максимальный балл |
2
|
Рекомендации к выполнению задания
Для подготовки к выполнению задания необходимо использовать орфоэпический словник для 7 класса.
балУясь
бережлИво
берестА, из берестЫ \берЁста, из берЁсты
взят- взятА
вы прАвы
двИжимый
добелА
дО смерти
дОсуха
дОсыта
искрИться
киломЕтр
междугорОдный
мЕльком
нанесЁн, нанесенА
начАвший
нАчатый
неподалЁку
переведЁн, переведенА, переведЁнный
повлЁкший
пОдвое
поднЯвший
пОднятый
подОлгу
понЯвший, пОнятый
пО трое
она правА
они прАвы
прибЫвшие
приведЁнный
привезенА, привезЁн
ржАвея
слАще
смОлоду
сОздан, созданА
сОслепа
сОслепу
срЕдства
увЯдший
удОбнее
чЕрпая
шИре
Задание №6
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.
2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.
3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.
4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.
Критерии оценивания задания №6
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Когда я возвращался с тренировки, у меня болели ноги. По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе. ИЛИ Возвращаясь с тренировки, я испытывал боль в ногах. По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе
|
|
Верно выписаны и исправлены два предложения |
2
|
Верно выписаны два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно выписано и исправлено одно предложение
|
1
|
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений
|
0
|
Максимальный балл |
2
|
Рекомендации по выполнению задания №6
1. Отрабатываем с учащимися привила построения предложений с
- причастным оборотом
Существуют два правила включения причастного оборота в предложение:
- согласование причастие в роде, числе и падеже с определяемым существительным;
- определяемое слово может стоить перед причастным оборотом или после него, но не разрывать причастный оборот.
- деепричастным оборотом
Деепричастие – это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном. Оно тесно связано с глаголом. Предложений с деепричастиями без глагола не существует. Это и определяет основное правило употребления деепричастия в предложении: у глагола и деепричастия должен быть общий деятель. То есть подлежащее (деятель при глаголе) должно по смыслу соотноситься и с деепричастием.
-однородными членами
Ошибки в рядах однородных членов связаны с употреблением при них сочинительных союзов: не только.... но и, как.... так и. А именно их позицией по отношению к однородным членам. Главное правило: части составных союзов употребляются непосредственно перед однородными членами.
не только (одн. член) .... но и (одн. член)
как (одн. член) .... так и (одн. член)
2. Повторяем правила употребления
- предлогов
Неправильный выбор предлогов в или на влияет на значение высказывания, хотя оба предлога имеют общее значение направления движения (куда?) или местонахождения (где?): в море (в глубине моря) и на море (на поверхности моря).
В настоящее время в употреблении этих предлогов нет однозначного выбора. Так, например, в одних случаях, указывая направление движения, правильно говорить в Одессу, в Сибирь, в горы, а в другом — на Кавказ, на море, на Байкал. Правильность выбора можно проверить через подбор предлогов-антонимов.
Антонимичными являются предлоги «на и с, в и из. По этим парам можно легко установить правильное употребление предлогов: на фабрику — с фабрики, в Польшу — из Польши, в театр — из театра, на Кавказ — с Кавказа, на свадьбу — со свадьбы и т. п.
Производные предлоги благодаря и вопреки употребляются в конструкциях с дательным падежом: благодаря усилиям, вопреки указаниям.
Предлог благодаря связан лексически с глаголом благодарить, поэтому употребление этого предлога указывает на причину, которая влияет на положительный результат (нельзя говорить благодаря болезни я не смог всё выполнить — в данном случае уместно использование непроизводного предлога из-за). Предлог вопреки имеет значение «несмотря на что-нибудь или кого-нибудь».
- форм прилагательных
Способы образования сравнительной степени прилагательных:
а) при помощи суффиксов -е, -ее, -ше: строже, скорее, тоньше.
б) с помощью слов более, менее, которые присоединяются к прилагательному: более строгий, менее тонкий.
Объединять эти способы нельзя.
Способы образования превосходной степени прилагательных:
а) с помощью суффиксов -ейш, -айш: сильнейший, величайший.
б) с помощью слов наиболее, самый, которые присоединяются к прилагательному: самый смелый, наиболее
красивый.
в) с помощью слова всех, которое присоединяется к сравнительной степени прилагательного: строже всех.
- форм числительных
Согласно норме в сложных количественных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) при склонении изменяются обе части. В составных количественных числительных изменяются все образующие его слова.
Числительные 40, 90, 100 при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. - сто, сорок, девяносто, остальные падежи - ста, сорока, девяноста.
У составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
В нормативной речи строго разграничено употребление слов обоих(м.род) и обеих (ж.род). поэтому: с обеих сторон, по обеим сторонам.
В сочетании два, три, четыре и более... управляемое существительное ставится в Р.п. ед.ч. - два и более варианта.
Правильными являются конструкции 35, 5 процента (не процентов), 12, 6 километра (не километров), т.е. сущ. управляет дробь, а не целое число.
Собирательные числительные двое, трое, четверо и тд сочетаются:
а) с сущ. м. и общего рода: двое друзей, трое сирот;
б)с сущ., имеющими формы только мн.ч.: двое саней:
в)с сущ. дети, ребята, люди;
г) с личными местоимениями: мы, вы, они
- форм местоимений
В некоторых формах личных местоимений 3-го лица добавляется начальное "н". Это происходит в следующих случаях:
1. Если местоимение стоит после любого из простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и др., употребленных с Р.п. Однако такие предлоги, как внутри, вне, употребляются в основном без вставки начального "н".
Не добавляется начальное "н"
1. Если местоимение стоит после предлогов наречного происхождения, управляемых Д.п.: вопреки ему, наперекор ей, навстречу ей, подобно им, соответственно им, благодаря ему.
2. Если местоимение стоит после предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, насчёт их.
3. Если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: выше её, старше её, лучше их.
- форм глаголов
Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пылесосить и др., принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуются формы 1-го лица ед.ч. настоящего и будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используются описательные конструкции: сумею победить, буду чудить.
Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени: полоскать - полоскает и полощет. Первая форма свойственна разговорному стилю и просторечию, вторая форма - общелитературному языку.
Наиболее употребительные формы: колышется, плещет, каплет, кудахчет, мурлычет, машет, рыщет, сыплет, щиплет, мяукает.
Запомните следующие формы повелительного наклонения:
Лежать - ляг, лягте, ехать - поезжай, поезжайте, бежать - беги.
- форм причастий
Ошибки в образовании форм причастий могут быть связаны с
1. Отбрасыванием суффикса СЯ
Не соответствует норме: Проголодавшего медведя запрут, бывало, в дальний комнате.
2. НЕ нормативным употреблением причастий с суффиксами НН и Т
Не соответствует норме: сдатая работа, порватая одежда, орехи расколонные.
- форм деепричастий
Ошибки в образовании форм деепричастий могут быть связаны с
1. С использованием суффикса В вместо А(Я) при образовании деепричастий несовершенного вида и наоборот.
Не соответствует норме: мы шли и шли, находив все новые грибы.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Возвращаясь из Петровского мы сбились с дороги долго плутали в лесных оврагах.
2) В книжных шкафах размещённых вдоль стен есть прижизненные издания поэта.
3) В кабинет можно пройти через гостиную обставленную старинной мебелью.
4) Убегающая в глубь парка дорожка ещё помнит лёгкую поступь молодого поэта.
Критерии оценивания задания №7
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и места постановки запятой: В кабинет можно пройти через гостиную, обставленную старинной мебелью; 2) обоснование выбора предложения, например: причастный оборот находится после определяемого слова и завершает предложение. ˟ ИЛИ [сущ., |п.о.|]. Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе
|
|
Распознавание предложения и места постановки запятой
|
|
Правильно определено предложение и место постановки запятой |
1
|
Правильно определено предложение, но место постановки запятой определено неверно. ИЛИ Ответ неправильный
|
0
|
Обоснование выбора предложения |
|
Верно обоснован выбор предложения |
1
|
Ответ неправильный |
0
|
Максимальный балл |
2
|
Рекомендации к выполнению задания №7
Проводим анализ каждого предложения по плану:
1. Простое или сложное
2. Есть однородные члены или нет, разделяются они запятой или нет.
3. Есть распространённые второстепенные члены предложения или нет, обособляются они запятыми или нет.
1) Возвращаясь из Петровского, мы сбились с дороги, долго плутали в лесных оврагах.
Предложение простое.
Предложение с однородными членами, которые разделяются запятыми, так как связаны бессоюзной связью: сбились, плутали.
Предложение с деепричастным оборотом, который стоит в начале предложения и выделяется одной запятой.
2. В книжных шкафах, размещённых вдоль стен, есть прижизненные издания поэта.
Предложение простое. Однородных членов нет. Есть распространённое определение, выраженное причастным оборотом. Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому выделяется с двух сторон запятыми.
3. В кабинет можно пройти через гостиную, обставленную старинной мебелью.
Предложение простое. Однородных членов нет. В предложении имеется распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. В предложении ставится одна запятая, так как причастный оборот находится внутри предложения.
4. Убегающая в глубь парка дорожка ещё помнит лёгкую поступь молодого поэта.
Предложение простое. Однородных членов нет. В предложении есть распространённое определение, выраженное причастным оборотом «убегающая в глубь парка». Определяемое слово при данном причастном обороте «дорожка».
В данном предложении причастный оборот не выделяется запятыми, так как определяемое слово стоит после причастного оборота.
Задание №8
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Родник весело зазвенел вырвавшись из тёмных глубин земли.
2) Запел хрустальную песенку родник обрадованный человеческой заботой.
3) Выпив родниковой воды усталые путники сели на мягкий ковёр травы.
4) Друзья вы делаете доброе дело помогая обустроить место вокруг родника.
Система оценивания задания №8
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и мест расстановки запятых: Друзья, вы делаете доброе дело, помогая обустроить место вокруг родника; 2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: это предложение с обращением и деепричастным оборотом. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение. Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе
|
|
Распознавание предложения и мест расстановки запятых
|
|
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания |
2
|
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка
|
1
|
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущено две ошибки или более. ИЛИ Ответ неправильный
|
0
|
Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков
|
|
Верно обоснован выбор предложения: названы два пунктуационных отрезка |
1
|
Верно назван только один из пунктуационных отрезков. ИЛИ Ответ неправильный
|
0
|
Максимальный балл |
3
|
Рекомендации к выполнению задания №8
Сделаем пунктуационный разбор каждого предложения.
1) Родник весело зазвенел вырвавшись из тёмных глубин земли.
Предложение простое. Однородных членов в предложении нет. В предложении есть распространённое обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Так как деепричастный оборот стоит в конце предложения, то он выделяется запятой с одной стороны.
Вывод: в предложении одна запятая.
2) Запел хрустальную песенку родник, обрадованный человеческой заботой.
Предложение простое. Однородных членов в предложении нет. В предложении есть распространённое определение, выраженное причастным оборотом. Так как причастный оборот стоит в конце предложения после определяемого слово «родник», то он выделяется запятой с одной стороны.
Вывод: в предложении одна запятая.
3) Выпив родниковой воды, усталые путники сели на мягкий ковёр травы.
Предложение простое. Однородных членов в предложении нет. В предложении есть распространённое обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Так как деепричастный оборот в начале предложения, то он выделяется запятой с одной стороны.
Вывод: в предложении одна запятая.
4) Друзья вы делаете доброе дело помогая обустроить место вокруг родника.
Предложение простое. Однородных членов в предложении нет. В предложении есть распространённое обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Так как деепричастный оборот в конце предложения, то он выделяется запятой с одной стороны. В предложении есть обращение «друзья», которое стоит в начале предложения. Обращение выделяется одной запятой.
Вывод: в предложении две запятые.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−14.
Текст 2
(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его
мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
– (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, – сказала женщина. – (4)В отличие от многих
его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака
блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!
– (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, – сообщил он. –
(8)Я в прошлом году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на
страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
– (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос
паренька.
– (11)Не заметила... не считала!
– (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
– (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе
пропустишь что-нибудь важное.
– (15)Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – (16)Я только описания
природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным
попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...»
(21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя,
решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
– Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела её.
– (25)Вы заблуждаетесь,– ответила я. – (26)Он вовсе не умеет читать.
(По Э. Цюрупе)
Задание № 9
Определите и запишите основную мысль текста.
Система оценивания задания №9
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Основная мысль текста: Если читать книгу вдумчиво, ничего не пропуская, то она даст тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит понимать даже то, что содержится между строк. ИЛИ Умение читать заключается не в быстром «проглатывании» книги, а в понимании прочитанного и скрытого между строк. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении
|
2
|
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт
|
1
|
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении
|
0
|
Максимальный балл
|
2 |
Рекомендации к выполнению задания
Чтобы определить основную мысль текста, необходимо сначала ответить на вопрос: «О чем или о ком говорится в тексте?»
В тексте Э. Цюрупы говорится о мальчике, который читает в поезде.
Теперь попробуем ответить на следующий вопрос: «А что самое главное говорится об этом мальчике?». То, что он, по мнению рассказчика, вовсе не умеет читать.
Основная мысль текста содержится в ответе на вопрос: «Что значит уметь читать?» -
«Если читать книгу вдумчиво, ничего не пропуская, то она даст тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит понимать даже то, что содержится между строк».
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста. Запишите ответ.
Система оценивания задания №10
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Ответ: рассуждение
|
|
Дан верный ответ |
1
|
Дан неверный ответ |
0
|
Максимальный балл |
1
|
Рекомендации к выполнению задания № 10
(18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...»
В данном отрывке нет описания кого-то или чего-то, нет героя, который совершает какие-то действия.
Данный текст представляет собой размышления автора. Это рассуждение.
Задания № 11
Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Система оценивания задания №11
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: Сначала мальчик произвёл на автора впечатление начитанного человека, который интересуется и классикой, и современной литературой. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке; 2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: уткнувшись в книгу; увлечённо читал; глотает книги; очень начитанный; длинный список произведений; книгочей. Возможны другие формы, другая последовательность, другое (большее или меньшее, но не менее трёх) количество ключевых слов и словосочетаний
|
Баллы
|
Ответ на вопрос
|
|
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка
|
2
|
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)
|
1
|
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный
|
0
|
Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ
|
|
Правильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания (не менее трёх)
|
3
|
Правильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания (не менее двух)
|
2
|
Правильно определено и выписано ключевое слово или словосочетание |
1
|
Неправильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания. ИЛИ Не выписаны ключевые слова и словосочетания
|
0
|
Максимальный балл |
5
|
Рекомендации к выполнению задания № 11
Сначала надо ответить на конкретный вопрос. Хорошее или плохое впечатление произвёл мальчик на рассказчицу? Ответ: хорошее впечатление, а именного начитанного человека, интересующегося русской и зарубежной литературой.
Далее доказываем словами из текста: уткнувшись в книгу; увлечённо читал; глотает книги; очень начитанный; длинный список произведений; книгочей.
Задание № 12
Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25.
Система оценивания задания №12
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Заблуждаться – иметь ошибочное, неправильное мнение. Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение
|
|
Верно объяснено значение слова |
1
|
Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано
|
0
|
Максимальный балл |
1
|
Рекомендации к выполнению задания
Объяснить лексическое значение слово можно через подбор синонимов.
Заблуждаться – ошибаться.
Задание № 13
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.
Система оценивания задания №13
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание стилистически окрашенного слова: паренёк; 2) подбор синонима к данному слову: паренёк – мальчик. Могут быть подобраны другие синонимы
|
|
Распознавание стилистически окрашенного слова
|
|
Верно определено стилистически окрашенное слово |
1
|
Неверно определено стилистически окрашенное слово. ИЛИ Не определено стилистически окрашенное слово
|
0
|
Подбор синонима к слову
|
|
Верно подобран синоним к данному слову |
1
|
Неверно подобран синоним к данному слову. ИЛИ Синоним не подобран
|
0
|
Максимальный балл |
2
|
Рекомендации к выполнению задания № 13
Стилистически окрашенное слово – это слово, которое характерно только для определённого стиля речи. Например, разговорного и высокого книжного.
В предложениях 4-5
(4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный. (5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.
таким словом является слово «паренёк», характерное для разговорного стиля. Стилистически нейтральный синоним – слово «мальчик».
Задание № 14
Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите
Ваше объяснение.
Система оценивания задания №14
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Данная пословица означает: чтение не пойдёт на пользу, если оно будет поверхностным, если читатель не будет стремиться к осмыслению прочитанного. Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы
|
|
Объяснение значения пословицы
|
|
Верно объяснено значение пословицы |
2
|
В целом верно объяснено значение пословицы‚ но в объяснении есть неточность |
1
|
Неверно объяснено значение пословицы. ИЛИ Объяснение значения пословицы не дано
|
0
|
Максимальный балл
|
2 |
Рекомендации к выполнению задания № 14
Памятка учащимся
1.Сначала надо дать комментарий пословицы. Как ее понимаешь?
2. Затем привести пример, ситуацию, отражающие уместность применения данной пословицы.
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 47.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5»
|
Первичные баллы |
0–21 |
22–31 |
32–41 |
42–47
|
#ADVERTISING_INSERT#