Подготовка к ВПР-2019 по русскому языку. Словообразование
Обсуждение ВПР по русскому языку сегодня весьма актуально. Разберем тему, которая является одной из сложнейших не только для школьников, но и для студентов филологических факультетов. Речь пойдет о словообразовании. С ним связано множество противоречий в учебниках и словарях. Даже простые на первый взгляд слова оказываются очень непростыми. Как готовить учеников к экзаменационным заданиям по словообразованию, объяснил в одном из наших вебинаров кандидат филологических наук, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, автор учебников Станислав Иванов.Задания по словообразованию в ВПР
В ВПР пока нет заданий по словообразованию в чистом виде, когда экзаменуемому нужно объяснить, каким образом образовано слово. Известные задания относятся к морфемике. Вероятно, скоро задачи экзамена станут сложнее. Дело в том, что в заданиях ВПР по словообразованию должны использоваться исключительно слова с однозначно выделяемыми морфемами, а таких немного. Введение новых слов в вопросы по словообразованию повлечет усложнение заданий. Ученику следует знать основные приемы, которые могут ему понадобиться:
Морфемика: «Из каких значимых частей состоит слово?»:
-
нахождение заданной части слова,
-
разбор слова по составу,
-
подбор однокоренных слов,
-
подбор слов с теми же суффиксами или приставками.
Словообразование («Как образовано слово?»):
-
поиск производящей основы,
-
установление способа словообразования.
Советы педагогу по подготовке к ВПР, русский язык
-
Пробудите в себе интерес профессионала-лингвиста. Сегодня появляется много новых образовательных технологий, разработок, но при этом теряется знание самого предмета. Иногда нужно повторять основы, проверять: «Знаю ли я?». Пособия, помогающие поднять собственный лингвистический уровень:
-
Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.И. Литвинова «Словообразование современного русского языка»,
-
Е.А. Земская «Современный русский язык. Словообразование»,
-
Л.С. Филиппова «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование»,
-
Т.А. Гридина, Н.И. Коновалова «Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы, анализ, тренинг» (лучше всего подходит для учителей начальных классов).
-
Не забывайте, что словари пишут ученые. Часто автор словаря представляет свою лингвистическую концепцию, а она не единственная в своем роде. В учебниках тоже представлены толкования того или иного научного направления. Пример двух известных словарей с прямо противоположными концепциями: Т.Ф. Ефремова «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» и А.Н. Тихонов «Словообразовательный словарь русского языка».
-
Представьте детям разные точки зрения. При этом ученики должны верить словарю и учебнику. Предложите четвероклассникам ориентироваться на ту трактовку, которая изложена в учебнике, с учетом, что в средней школе информация может быть дана иначе, и в этом нет ничего страшного.
-
Предложите ученикам начальной школы «Морфемно-словообразовательный словарь. Как растет слово» из серии «Словари XXI века». Он разработан специально для младших классов. В словаре даны не только однозначные ответы на вопросы, цепочки разбора слов, но также и некоторые задания для расширения кругозора (хотя это и противоречит концепции словаря).
-
Используйте «Морфемно-словообразовательный словарь русского языка» из серии «Словари XXI века». Он разработан под программу 5-11 классов, при этом может быть полезен педагогу начальной школы: для личного использования, работы с «продвинутыми» детьми, внеклассных занятий, организации проектной деятельности. Данный словарь фактически дает представление о слове как о единице словообразования и морфологии и о слове с лексическим значением. Он помогает начать правильно рассуждать в спорных ситуациях.
-
Начинайте изучение словообразования не с корня, а с окончания. Русский язык — язык флективного типа. Флексия — это окончание. Нужно отделять то, что имеет отношение к форме слова от того, что имеет отношение к основе, а в основе заключено лексическое значение слова. Опасность таких простых слов как «дом», «стол», «стул», которые часто используют в начале изучения словообразования, в том, что их основа состоит из корня, и у учеников формируется ложное представление, будто лексическое значение слова заключено в корне. Первый пункт разбора слова, который должен быть доведен до автоматизма, — поиск окончания.
-
Давайте детям чуть больше информации. Показывайте ученикам сложные случаи словообразования, которые выходят за рамки программы. Не обязательно разбирать их подробно, достаточно изучить фрагментарно, обозначить их существование. Такие примеры можно использовать в оформлении кабинета.
-
Предоставляйте обратную связь. Если в заданиях ВПР по словообразованию вы столкнулись со спорным вопросом, которого быть не должно, если у вас есть комментарии и рекомендации — сообщайте все разработчикам ВПР. Только благодаря обратной связи экзамен по русскому языку станет лучше для всех.
- Системная подготовка к ВПР по русскому языку в 4 классе
- Особенности подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе
- Методика подготовки к ВПР в 4 классе: русский язык
- ВПР по русскому языку в 5 классе: осенний сезон
- ВПР по русскому языку в 5 классе. Разбираем задания с учителем
Сложные случаи морфемного членения
о/камен/е/ть | пере/ул/ок/Ø |
на/рис/ова/л/а | порядочн/ый |
на/пиш/и/те | знаменит/ый |
под/берез/овик/Ø | солнц/е — солнеч/н/ый |
чай/ник — кофе/йник/Ø |
недоразум/ениj/е |
тигр/ёнок /Ø— негр/итёнок/Ø | пианино — пиан/ист/Ø |
заяц/Ø — зайч/ик/Ø — зайч/ат/ин/а | историj/я — истор/ик/Ø |
кур/иц/а — кур/ин/ый — кур/а (разг.) | жонгл/ёр/Ø — ретуш/ёр/Ø — ухаж/ёр/Ø |
ветка — веточ/к/а | вод/а — вод(о)пад/Ø |
подушк/а — под/уш/к/а | береч/чь |
Опробуйте онлайн-тренажер «ВПР» на образовательной платформе LECTA!
#ADVERTISING_INSERT#