ВПР-2019 по русскому языку 5 класс: варианты, разбор и решение заданий
ВПР по русскому языку в 5 классе проводится с 2017 года. Спецификация ВПР в 2019 году осталось прежней. Работа включает в себя 12 заданий, которые разделены на 3 части. Выполняя первую часть, необходимо списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, а также выполнить грамматические разборы: фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический. Во второй части собраны задания по разным разделам языка (в основном по пунктуации) и в третьей части снова задания по тексту.На выполнение проверочной работы даётся 60 минут. Ответ записывается в поле ответа в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Задание № 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В тундр.. — в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах. Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох — и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку — и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док — и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух. В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.(4) Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
Критерии оценивания задания № 1
№ |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
К1 |
Соблюдение орфографических норм
|
|
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
|
4
|
|
Допущено не более двух ошибок
|
3 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
2
|
|
Допущено пять ошибок |
1
|
|
Допущено более пяти ошибок |
0
|
К2 |
Соблюдение пунктуационных норм
|
|
|
Пунктуационных ошибок нет |
3
|
|
Допущена одна ошибка |
2
|
|
Допущены две ошибки |
1
|
|
Допущено более двух ошибок |
0
|
К3 |
Правильность списывания текста
|
|
|
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
|
2
|
|
Допущено четыре—семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
|
1
|
|
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
|
0
|
|
Максимальный балл |
9 |
При подготовке к выполнению к данному заданию лучше использовать следующий алгоритм действий.
Объяснять пропущенные орфограммы при помощи таблицы.
|
Слово |
Орфограмма |
Объяснение |
1 |
в..сна |
|
|
2 |
со..нце |
|
|
3 |
подмигива..т |
|
|
4 |
луч.. |
|
|
5 |
ни..ких |
|
|
6 |
обл..ков |
|
|
7 |
руч..и |
|
|
8 |
взламывают..ся |
|
|
9 |
р..чушки |
|
|
10 |
г..рах |
|
|
11 |
ступ..ш.. |
|
|
12 |
сочит..ся |
|
|
13 |
трон..ш.. |
|
|
14 |
мшист..ю |
|
|
15 |
коч..ку |
|
|
16 |
появит..ся |
|
|
17 |
Стан..ш.. |
|
|
18 |
л..док |
|
|
19 |
л..дка |
|
|
20 |
брызн..т |
|
|
21 |
разр..стающееся |
|
|
22 |
б..лото |
|
|
23 |
ж..вёт |
|
|
24 |
в..хлипыва..т |
|
|
25 |
с..погами |
|
|
26 |
мя..кое |
|
|
27 |
п..крыто |
|
|
28 |
ж..лтой |
|
|
29 |
прошлогодн..й |
|
|
30 |
тра..кой |
|
|
31 |
в..сенним |
|
|
32 |
похож..м |
|
|
33 |
ц..плячий |
|
|
34 |
В..сна |
|
|
35 |
вход..т |
|
|
36 |
оглядыва..т..ся |
|
|
37 |
зам..рает |
|
|
38 |
х..лодного |
|
|
39 |
(не)останавлива..т..ся |
|
|
Учащиеся должны определить тип орфограммы и дать объяснение. В данном тексте необходимо вставить буквы в 39 словах, но при этом типов орфограмм встречается гораздо меньше. Некоторые слова относятся к одной орфограмме. Группировка слов по типам орфограмм позволяет сократить таблицу.
|
Слово |
Орфограмма |
Объяснение |
1 |
в..сна, в..сенним р..чушки г..рах л..док, л..дка ж..вёт х..лодного |
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением |
вёсны реки горы лёд жить холод |
|
разр..стающееся зам..рает |
Безударная гласная в корне с чередованием |
раст — пред ст А мир — есть суффикс А |
|
обл..ков б..лото с..погами |
Непроверяемая безударная гласная в корне |
запомнить |
2 |
со..нце |
Непроизносимая согласная |
солнышко |
3 |
подмигива..т ступ..ш.. трон..ш.. стан..ш.. брызн..т в..хлипыва..т вход..т (не)останавлива..т..ся |
Безударная гласная в окончании глагола |
подмигивают ступят тронут станут брызнут всхлипывают всходят не останавливаются |
4 |
луч.. |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих |
2 склонение |
5 |
ни..ких мя..кое тра..кой |
Парные звонкие и глухие согласные |
низок мягок трава |
6 |
руч..и |
Разделительный Ь |
в корне |
7 |
взламывают..ся появит..ся сочит..ся оглядыва..т..ся |
Тся и Ться в глаголах |
что делают? что сделает? что делает? что делает |
8 |
мшист..ю прошлогодн..й похож..м |
Безударная гласная в окончании имени прилагательного |
какую какой (ж.р) каким? |
9 |
коч..ку |
Правописание ЧК, ЧН |
ЧК без ь |
10 |
п..крыто |
Правописание гласных в приставках |
Приставки «па» нет |
11 |
ж..лтой |
О-Ё после шипящих |
желтеть |
12 |
ц..плячий |
И-Ы после ц |
исключение |
Работу с данной таблицей можно организовать по-разному:
1. Учащиеся полностью заполняют её самостоятельно.
2. Учащиеся восстанавливают пропущенные записи в графах таблицы (тип орфограммы, дописывают пропущенные слова в том или ином типе орфограмме)
3. Учащиеся вставляют пропущенные буквы в слова, руководствуясь записями в графе «Объяснение».
Данная работа позволять контролировать, насколько осознанным является выбор учащимися той или буквы на письме. Индивидуальной работы и повышенного внимания требуют учащиеся, которые по уже данному объяснению совершают ошибки в правописании.
Работы с пунктограммами строится по следующему плану.
1. Знакомство с памяткой о функциях запятой.
Запятая выполняет только две функции: она может разделять, а может выделять.
Разделяет:
1. Части сложного предложения.
2. Однородные члены.
Выделяет
1. Обращение
2. Вводные слова
3. Второстепенные члены предложения.
В пятом классе из функций обособления учащимся известен только первый пункт: запятая при обращении.
2. Знакомство с памяткой о функциях тире.
Тире разделяет подлежащее и сказуемое,
1. Если они выражены существительными в именительном падеже
2. Если они выражены начальной формой глаголы
3. Если они выражены числительными в именительном падеже.
Работа по подготовке к выполнению первого задания ВПР по русскому языку, связанного с постановкой недостающих знаков препинания, можно построить на основе работы с таблицей, в которой указаны основные функции знаков препинания. Учащимся необходимо запомнить её примерами из текста.
Запятая |
Тире |
|||||||
Запятая разделяет |
Запятая выделяет |
Тире разделяет |
Тире ставится на месте пропуска члена предложения |
|||||
Части сложного предложения |
Однородные члены |
Обращение |
Вводные слова |
Второстепенные члены предложения |
Главные члены, выращенные именами существительными в И.П. |
Главные члены, выращенные глаголами в начальной форме (инфинитивом) |
Части сложного предложения |
|
Звенят большие(3) и малые руч..и, со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах. |
Оно ж..вёт, в..хлипыва..т под с..погами. |
|
|
Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. |
Сейчас вся тундра — это разр..стающееся б..лото. |
|
Ступ..ш.. ногой в мох — и мох сочит..ся. |
В тундр.. — в..сна. |
|
Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух. |
|
|
Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух. |
|
|
Трон..ш.. мшист..ю коч..ку — и сверху появит..ся вода. |
|
|
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру, оглядыва..т..ся. |
|
|
|
|
|
Стан..ш.. ногой на л..док — и из-под л..дка брызн..т вода. |
|
|
Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
|
|
|
|
|
|
|
|
Нет условий для постановки запятой |
||||||||
Вода всюду. |
В целях рационального использования времени в таблицу можно заносить только номера предложений, это позволить проработать более количество учебного материала.
Выполнение данного задания обратит внимание учащихся на неизученные ещё типы пунктограмм, которые встречаются в данном тексте. Анализ предложений, в которых между частями сложного предложения ставится тире, в которых есть обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, носит пропедевтический характер при изучении пунктуации и приучает детей к анализу структуру предложения как основополагающего навыка формирования пунктуационной грамотности.
При выполнении задания учащиеся часто совершают ошибки, вставляя лишние запятые в предложения, где нет условий для постановки знаков препинания. Поэтому в таблице необходимо предусмотреть соответствующую графу: «Нет условий для постановки знаков препинания».
Задание № 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
всюду(1)
в − [ф] − согласный, глухой, твёрдый
с − [с’] − согласный, глухой, мягкий
ю − [у́] − гласный, ударный
д − [д] − согласный, звонкий, твёрдый
у − [у] − гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога
При характеристике гласных звуков указывается, ударный он или безударный. При характеристике согласных звуков указываются две позиции:
1. Звонкий или глухой.
2. Твёрдый или мягкий
После разбора подсчитывается число букв и число звуков.
С целью развития регулятивных учебных действий формируем у учащихся приемы самоконтроля при проведении фонетического разбора. Предлагаем учащимся следующую памятку.
1. Согласные будет мягкими перед буквами е,ё,и,ю,я.
2. Согласные будут твердыми перед буквами а,о,э,ы,у.
Исключения: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Звуки «ж», «ш» — всегда твёрдые.
Звуки «ч», «щ» — всегда мягкие.
3. Звуки «ч», «ц», «х», «щ» — глухие, не имеют пару по звонкости.
4. Звуки «л», «м», «н», «р», «й» — звонкие, не имеют пару по глухости.
5. Звук «й» имеет неизменную характеристику — согласный, звонкий, мягкий.
6. Буквы е,ё,я,ю обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной и после Ъ и Ь знаков. Буквы е,ё,я,ю обозначают один звук, когда стоят после согласных.
7. Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают.
Используя данную памятку, учащиеся проверяют правильность выполнения разбора, выполненного ими или их одноклассниками.
(2) — морфемный разбор
замирает(2)
за- — приставка
-мир- — корень
-а- − суффикс
-ет — окончание
Анализ демоверсии ВПР по русскому языку 2019 года свидетельтствует о том, что выделение основы при проведении морфемного разбора факультативно и не будет считаться ошибкой.
В первую очередь при формировании умения проводить морфемный разбор необходимо обратить внимание на разграничение таких понятий, как «однокоренные слова» и «формы одного и того же слова». Важно при этом показать, как это помогает при проведении разбора по составу.
Однокоренные слова |
Формы слов |
Белый |
Белый |
Белизна |
Белому |
Побелеть |
Белая |
Побелка |
Белого |
Белёный |
Белым |
Беленький |
Белые |
6 однокоренных слов |
1 слово в разных формах |
Подбор однокоренных слов помогает выделить КОРЕНЬ |
Подбор форм слова помогает выделить ОКОНЧАНИЕ |
Особого внимания требуют глаголы с суффиксом «ся». Данную морфему ошибочно выделяют как окончание или же обозначают, что в глаголе нулевое окончание.
Например, улыбнулся. В слове нулевое окончание, которое находится перед суффиксом «ся».
Улыб — корень
Ну — суффикс
Л — суффикс
—
|
Ся — суффикс.
Полезным будет упражнение, проверяющее умение дифференцировать понятия «слог», «перенос», «морфема».
Деление на слоги |
Деление для переноса |
Деление на морфемы |
|
у-лыб-нул-ся |
улыб-нул-ся |
|
(3)— морфологический разбор
большие(3) (ручьи)
1) большие (ручьи) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: ручьи (какие?)
большие;
2) начальная форма — большой; во множественном числе, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.
При подготовке учащихся к выполнению морфологического разбора можно использовать работу с таблицей, которую они сами же и заполняют. Сначала отмечают знаками «+» и «-» наличие или отсутствие того или иного признака у разных частей речи. Затем можно предложить раскрасить таблицу цветами, исходя из того, постоянный это признак или непостоянный. Например, зелёный цвет — это обозначение постоянных признаков, а жёлтый — непостоянных.
|
нач. форма |
одуш., неодуш. |
собств., нариц. |
склонение |
спряжение |
род |
время |
лицо |
число |
падеж |
Имя существительное |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Имя прилагательное |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Глагол |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Интересно при этом обратить внимание на то, что один и тот же признак — «род» — у существительных является постоянным признаком, а у прилагательных и глаголов — непостоянным.
(4) — синтаксический разбор предложения
Весна робко входит в тундру, оглядывается.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: весна (подлежащее), входит, оглядывается (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (входит) робко − обстоятельство; (входит) в тундру − обстоятельство.
Синтаксический разбор предложения вызывает следующие затруднения у учащихся.
1. Ошибки в характеристике предложения.
Учащиеся объединяют два типа классификации в одну. В результате получается, что предложения бывают повествовательными, вопросительными и восклицательными. При этом отнесение предложения к тому или иному типу происходит с ориентировкой на знак в конце предложения:
1. Если в конце предложения стоит точка, то предложение повествовательное.
2. Если в конце предложения стоит вопросительный знак, то это вопросительное предложение.
3. Если в конце предложения стоит восклицательный знак, то предложение восклицательное.
При таком ошибочном подходе обнаруживается тот факт, что разбираемое предложение никогда не будет побудительным и невосклицательным.
Во избежание подобной ошибки обращаем внимание учащихся на две классификации типов предложения.
1. Предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные
2. Предложения по интонации: невосклицательные и невосклицательные.
2. Ошибки в подсчёте грамматических основ.
Данная ошибка связана с отсутствием знания о том, что однородные сказуемые составляют одну грамматическую основу.
Формирование умения безошибочно определять тип предложения по числу грамматических основ происходит в процессе подсчёта глаголов в предложении и определения деятеля при них. Если глаголов несколько, а деятель при них один, то предложение простое.
3. Ошибки при нахождении главных членов предложения
Отрабатываем умение установления смысловой связи между глаголом (действием) и деятелем при этом действии. Этот приём можно назвать «Откликнись, подлежащее». Например, разбираем предложение «Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду». Закружилась кто?что? Ответ: листва. На первый взгляд это упражнение кажется настолько элементарным, что не стоит обращать на него никого внимания. Умение устанавливать смысловые связи между подлежащим и сказуемым рассматривается многими как само собой разумеещееся умение. Но это не так.
Это упражнение можно представить в форме игры. Раздать детям карточки, на которых будет написано по одному слову из анализируемого предложения. Первым начинает глагол, ученик читает слово, написанное на карточке вслух и зовет: «КТО? ЧТО?» А учащийся, у которого на карточке написано подлежащее, откликается. Интересно взять предложение с несколькими сказуемыми и одним подлежащим при них для повторения понятия «однородные члены предложения». Или же предложение, в котором деятель не назван. Например, По улицам слона водили.
Ошибки при проведении синтаксического разбора связаны с неумением абстрагироваться от содержания предложения и переключаться на его строение. Поэтому синтаксический аспект при формировании пунктуационных навыков должен быть основным. Полезным будет следующее упражнение. Найти в тесте предложения, отвечающие заданным условиям:
1. В предложении 1 глагол, а деятеля при нём нет.
2. В предложении 1 глагол и 1 деятель при нём.
3. В предложении 2 глагола и 1 деятель при них.
4. В предложении несколько глаголов (2 и более) и при каждом глаголе свой деятель.
Сначала выполняем данные упражнения под руководством учителя.
Потом предлагаем учащимся подобрать предложения самостоятельно на каждый случай.
На данном этапе вскрываются проблемы, затрудняющие впоследствии проведение синтаксического анализа предложений, а также проблемы в определении частей речи. Кто-то неправильно определяет часть речи, кто-то не может правильно установить смысловую связь «Действие — деятель».
Система оценивания задания № 2
|
Указания по оцениванию |
Баллы
|
К1 |
Выполнение фонетического разбора
|
|
|
Разбор выполнен верно |
3
|
|
При разборе допущена одна ошибка |
2
|
|
При разборе допущены две ошибки |
1
|
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0
|
К2 |
Выполнение морфемного разбора
|
|
|
Разбор выполнен верно |
3
|
|
При разборе допущена одна ошибка |
2
|
|
При разборе допущены две ошибки |
1
|
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0
|
К3 |
Выполнение морфологического разбора
|
|
|
Разбор выполнен верно |
3
|
|
При разборе допущена одна ошибка |
2
|
|
При разборе допущены две ошибки |
1
|
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0
|
К4 |
Выполнение синтаксического разбора предложения
|
|
|
Разбор выполнен верно |
3
|
|
При разборе допущена одна ошибка |
2
|
|
При разборе допущены две ошибки |
1
|
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0
|
|
Максимальный балл |
12
|
Задание № 3
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Торты, облегчить, красивее, квартал.
То́рты, облегчи́ть, краси́вее, кварта́л
Система оценивания задания № 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Верно поставлено ударение во всех словах |
2
|
Верно поставлено ударение только в трёх словах |
1
|
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / 0 не поставлено
|
|
Максимальный балл |
2 |
Усвоение орфоэпической нормы постановки ударения в словах происходит на уроках в форме орфоэпических разминок. Ниже в таблице орфоэпический словник для 5 класса. Эффективности проводимой работы по закрепление орфоэпической нормы в речи способствует заучивание стихотворных строчек с использованием слов, в которых наиболее часто делаются ошибки.
А алфавИт, алфавИтный |
М магазИн молодЁжь
|
У углубИть, углубИт, убралА |
Б бЫть, былА, бЫло; нЕ был, не былА баловАть,баловАться, балУется бАнты, |
Н начАть,
нАчал, началА, нАчали на дОску насорИт |
Ф фарфОр фОрзац |
В ворОта вЕрба взялА,взялАсь,взялсЯ вручАт, вручИт включИт,включИшь водопровОД |
О откУпорит ободрИТ облегчИТ отозвалАсь |
Ц цепОчка цемЕнт |
Д дать, далА, дАли; нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали дремОта договОр дождалАсь
|
П партЕр плодоносИт процЕнт повторИт, повторИшь пОнял, понялА, пОняли положИть, положИла, положИл,положУ, положИшь полилА перезвонИТ, позвонИТ повторИт,
повторИм
|
Ч чЕрпать |
Ж жИть, жилА, жИло, жИли; нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили жалюзИ
|
Р расположИть руководИть |
Ш шАрф, шАрфы |
З звонИть, звонИшь, звонИт |
С срЕдства сантимЕтр сИлос |
Щ щавЕль |
К каталОГ клАла квартАл киломЕтр каучУк крАны красИвее,красИвейший крАлась киломЕт кедрОвый |
Т тОрт, тОрты танцОвщица |
|
Я ужасно утомлённый —
Брат не спит новорождё́нный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)
Сперва —
Их на кусочки режьте.
А следом —
Открывайте рты —
И с наслажденьем
То́рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала́...
(А. Пушкин)
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свё́кла.
(П. Синявский)
Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, —
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный!..
(С. Белорусец)
Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
(И. Агеева)
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
(И. Агеева)
Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
(И. Агеева)
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
(И. Агеева)
Тяжела была работа —
В теле всём теперь ломОта.
(И. Агеева)
Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
(И. Агеева)
Срубили ель,
Сорвали щавЕль.
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем...
Сказать, вернее, —
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим!..
(С. Белорусец)
Задание № 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
Система оценивания задания № 4
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
1) Обозначение частей речи в предложении: В (предл.) середине (сущ.) апреля (сущ.) из (предл.) Африки (сущ.) возвращаются (глаг.) на (предл.) родину (сущ.) соловьи (сущ.). 2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие. |
|
Обозначение частей речи в предложении
|
|
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке
|
|
Верно определены все части речи в предложении |
3
|
Допущена одна ошибка |
2
|
Допущены две ошибки |
1
|
Допущено более двух ошибок |
0
|
Указание отсутствующих частей речи
|
|
Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи. ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи из списка обязательных для указания
|
2
|
Допущена одна ошибка. ИЛИ Одна из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указана
|
1
|
Допущены две или более ошибки. ИЛИ Две из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указаны. ИЛИ Ответ неправильный
|
0
|
Максимальный балл |
5
|
При выполнении задания № 4 учащиеся допускают следующие типичные ошибки.
1. Не обозначают часть речи над предлогами или союзами.
2. Путают предлоги и союзы.
3. Ошибаются в определении части речи имён собственных.
4. Указывают над местоимениями, что это существительные.
При подготовке к выполнению данного задания необходимо отработать умение определения части речи по вопросу. Если учащийся сомневается в правильности отнесения слова к той или иной части речи, необходимо поставить слово в начальную форму и задать к нему вопрос.
Задание № 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска
Система оценивания задания № 5
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Раиса Ивановна громко произнесла: «Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова». 2) составление схемы предложения: А: «П».
|
|
|
|
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания
|
|
Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания |
2
|
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка
|
1
|
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две или более ошибки. ИЛИ Ответ неправильный
|
0
|
Составление схемы предложения
|
|
Схема предложения составлена верно |
2
|
Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка
|
1
|
Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки. ИЛИ Ответ неправильный |
0
|
Максимальный балл |
4
|
Задание № 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
Система оценивания задания № 6
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Сначала, друзья, прорисуйте контуры предметов. 2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением. ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе
|
|
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания
|
|
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания |
2
|
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка |
1
|
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две или более ошибки. ИЛИ Ответ неправильный
|
0
|
Объяснение основания выбора предложения
|
|
Верно объяснён выбор предложения |
1
|
Ответ неправильный |
0
|
Максимальный балл |
3
|
Рекомендации к выполнению заданий № 5 и № 6
Темы «Прямая речь» и «Обращение», представленные в заданиях № 5 и № 6, являются новыми темами в 5 классе, в связи с чем усваиваются учащимися с некоторыми затруднениями.
Анализ типичных затруднений школьников при изучении данных тем позволил выработать ряд рекомендаций, облегчающих запоминания последовательности действий при работе с данными типами пунктограмм.
Объяснение темы «Обращение» может быть проведено следующим образом.
Предлагаем для анализа 2 предложения:
Ты пойдешь в кино?
Коля, ты пойдёшь в кино?
Подчеркиваем грамматическую основу, даем характеристику предложений.
Делаем вывод, что эти предложения совершенно одинаковые: простые, грамматическая основа в данных предложениях «ты пойдёшь».
Выясняем функцию слова «Коля» как члена предложения.
Заключение, к которому должны прийти учащиеся, следующее: слово «Коля» не является членом предложения, потому что к нему нельзя задать вопрос от другого члена предложения. Мы лишь узнаем имя того, кому задаётся вопрос.
Рассматриваем ещё два предложения.
Сначала Витя разминает пластилин в ладонях.
Сначала, Витя, разомни пластилин в ладонях.
Чем отличаются эти два предложения?
В каких предложениях имя собственное является обращением, а в каких является подлежащим?
Часто учащиеся не видят, чем различаются эти два предложения. С точки зрения здравого смысла и в первом и во втором случае действие выполняет Витя. Но грамматически это не так.
Спрашиваем учащихся, каким местоимением можно заменить слово «Витя» в первом предложении.
Сначала он разминает пластилин в ладонях.
Делаем предположение: если слово «Витя» является подлежащим и во втором предложении, то мы можем и его заменить местоимением «он».
Однако на практике получается вот что: "Сначала он разомни пластилин в ладонях«.- Нет связи подлежащего и сказуемого. Почему?
Потому что форма глагола «разомни» требует местоимения «ты» — 2 лица ед.ч.
Вывод: во втором предложении при сказуемом нет подлежащего. Витя — обращение. На письме выделяется запятыми.
Следующий этап: изучение предложений с прямой речью.
Для основы возьмём следующее предложение: «Коля, ты пойдешь в кино?»
В этом предложении назван по имени мальчик, к которому обращаются с речью. Но кто обращается непонятно.
Конструируем из данных предложений предложения с прямой речью.
Маша спросила: «Коля, ты пойдёшь в кино?» Теперь уже понятно, кто задает вопрос.
Сравниваем два предложения:
Коля, ты пойдёшь в кино?
Маша спросила: «Коля, ты пойдёшь в кино?»
Чем различаются эти два предложения? Они различаются структурой и пунктуационным оформлением.
Вводим понятие — прямая речь.
Прямая речь — это дословно переданная чья-то речь.
Предложение с прямой речью — это предложения двухчастной структуры: в одной из частей указание, кому принадлежит прямая речь, кто это говорит, а в другой части — собственно прямая речь.
В таких предложениях прямая речь всегда пишется с заглавной буквы и в кавычках и всегда отделяется знаком препинания от второй части — слов автора.
Схематично это изображается так.
«П», — а.
«П!»-а.
«П?»- а.
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
Вывод: если это предложение с прямой речью, то должно быть понятно, кто говорит и что он говорит.
Разберём предложения, применяя данный критерий: «Понятно кто говорит, и что дословно он говорит».
1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть.
2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны.
3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова.
4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска.
Первое предложение не подходит, так как слова Дениски переданы не точно, не прямо.
Также в прямой речи не может быть употреблено местоимение «он» — местоимение 3-го лица. В прямой речи употребляется местоимения 1 лица. Если переконструировать первое предложение в предложение с прямой речью, то получится следующее —
Дениска сказал: «Всё стихотворение я выучил наизусть».
Во втором предложении: "Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны«.-
также слова Дениски переданы не точно, не дословно, не прямо.
Третье предложение — это предложение с прямой речью.
Понятно, кто говорит, — Раиса Ивановна.
Понятно, что говорит.
Раиса Ивановна громко произнесла: «Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова».
Четвёртое предложение не подходит, так как непонятно, кто это говорит.
Верный ответ: предложение № 3.
Схема данного предложения:
А: «П».
При выполнении задания № 6 необходимо найти предложение с обращением.
1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
Обращение — это существительное в именительном падеже, которое называет того, к кому обращаются с речью.
Существительное в именительном падеже есть только в первом и третьем предложениях. Из них необходимо выбрать одно. Значит, в одном предложении существительное в именительном падеже является подлежащим. Это предложение: «Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками».
Верный ответ на задание — предложение № 3.
Сначала, друзья, прорисуйте контуры предметов.
Сказуемое в данном предложении «прорисуйте» по форме этот глагол требует при себе подлежащее «вы». Слово «друзья» подлежащим не является, так как ему соответствует местоимение «они». Если бы слово «друзья» было подлежащим, то ему соответствовал бы глагол «прорисуют».
Вывод: слово «друзья» не является членом предложения, это обращение, на письме выделяется запятыми.
Задание № 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.
Можно поработать с данными предложениями в следующей форме.
Предложение |
Число глаголов |
Число грамматических основ |
Тип предложения по числу грамматических основ |
Запятая |
1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям. |
2 |
1 |
Простое |
— |
2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка. |
2 |
2 |
Сложное |
+ |
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю. |
2 |
1 |
Простое |
— |
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом. |
2 |
1 |
Простое |
— |
Можно использовать заполнение данной таблицы в качестве задания при проведении контроля знаний учащихся.
При подготовке к выполнению данного задания полезно рассмотреть вопрос об осложнении простого предложения одним и несколькими рядами однородных членов.
Грачи важно ходили по лугу и искали жучков и червячков.
Туман щедро умывает цветы и всё осыпает капельками росы.
Можно выделить одним цветом однородные члены первого ряда, а другим однородные члены второго ряда.
Необходимо обратить на это внимание, так как одиночные союзы в различных рядах однородных членов учащиеся часто принимают за повторяющийся союз «и» и начинают разделять слова запятыми.
Система оценивания задания № 7
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и постановка знака препинания: Исчезают последние островки снега, и на свет пробивается зелёная травка. 2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе
|
|
Распознавание предложения и постановка знака препинания
|
|
Правильно определено предложение и поставлен знак препинания |
2
|
Правильно определено предложение, при постановке знака препинания допущена ошибка
|
1
|
Ответ неправильный |
0
|
Объяснение основания выбора предложения
|
|
Верно объяснён выбор предложения |
1
|
Ответ неправильный |
0
|
Максимальный балл |
3
|
Текст 2
Прочитав текст № 2, необходимо выполнить задания с № 8 по № 12
(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром — сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.
(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.
(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
(По Г. Скребицкому)
Задание № 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Система оценивания задания № 8
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Основная мысль текста. Не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: у Иваныча вышло совсем наоборот. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении
|
2
|
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один- два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт
|
1
|
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении
|
0
|
Максимальный балл |
2
|
Рекомендации по выполнению задания № 8
Прежде чем учить определять основную мысль текста необходимо научить определять тему теста, о чем текст.
Данный текст о коте Иваныче. А что самое главное о коте Иваныче сказал читателям автор текста Г. Скребицкий? Иными словами, какова коммуникативная направленность текста?
Самое гланое в тексте то, что кот Иваныч после переезда семьи на новое место остался верен людям, а не дому.
Тексты, используемые на ВПР, бывают сложнее. Кроме коммуникативной направленности, они содержат в себе как бы скрытый смысл, направленный на то, чтобы читатель задумался над проблематикой текста. В таких случаях надо настраивать учащихся на то, что основная идея может быть сформулирована не одним, а несколькими предложениями.
Задание № 9
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым
котом? Запишите ответ.
Система оценивания задания № 8
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы
|
Ответ может быть сформулирован так: Завидев хозяев, кот мурлыкал, тёрся об их ноги. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
|
|
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка |
2
|
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт)
|
1
|
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный
|
0
|
Максимальный балл |
2
|
При выполнении данного задания учащиеся отбирают из предложений слова, которые подтверждают мысль, выраженную вопросе. Ответ может быть сформулирован так:
Завидев хозяев, кот мурлыкал, тёрся об их ноги.
Правильный ответ на каждое из заданий 10–12 оценивается 1 баллом.
Номер задания |
Правильный ответ
|
10 |
повествование
|
11 |
опасения; опасение
|
12 |
вечером
|
Задание № 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ.
(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл.
Существует много различных приёмов, позволяющих объяснить, чем тексты различных типов отличаются друг от друга. Можно предложить ещё и такой.
В этом фрагменте есть ответ на вопрос: «Что произошло?» Если «да», то пред вами повествование.
В этом фрагменте есть ответ на вопрос: «Какой? Каков предмет?» Если «да», то пред вами описание.
Если вы прочитали фрагмент, к которому нельзя задать ни одного из названных выше вопросов, то это текст -рассуждение.
В данном фрагменте текста про кота Иваныча содержится ответ на вопрос: «Что произошло?»
Мы узнаём, что кот Иваныч начал осматривать, обнюхивать, добрался, почувствовал, улёгся, примчался, уселся, осмотрел, посидел, не ушёл.
Особенностью данного текста является наличие героя, который совершает какие-то действия. Признак текста повествования — смена глаголов.
Рассмотрим, что будет являться характерной особенностью текстов других типов.
Для текста-описания характерно наличие прилагательных, именно при помощи слов данной части речи можно описать тот или иной предмет.
Для текста-рассуждения характерно не наличие какой-то определённой части речи, а особенность синтаксических конструкций, позволяющих установить причинно-следственные связи.
Повествование часто путают с рассуждением, так как в тексте рассуждении также есть динамика, как и в повествовании. Однако в повествовании эта динамика связана с действиями героев, а в рассуждении — с движением авторской мысли.
Задание № 11
В предложениях 9−11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство».
Выпишите это слово.
(9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными. (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся.
Ответ: опасение.
Задание 12.
В предложениях 4−6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.
(4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.
Антоним — слово, противоположное по значению.
Ответ: утром — вечером.
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 45.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0–17 |
18–28 |
29–38 |
39–45
|
Желаем удачи!
#ADVERTISING_INSERT#