Виртуальная реальность для трансформации учения и обучения
На международной конференции по технологиям в сфере образования EdCrunch, прошедшей в Москве 1 и 2 октября, была представлена среда виртуальной реальности Mursion. О том, как этот проект помогает учителям и другим профессионалам наладить межличностное общение, рассказал на одной из площадок конференции сооснователь и генеральный директор компании-разработчика Марк Аткинсон.Виртуальная реальность: чем она может помочь и как работает?
Коммуникация, разумеется, является одной из основ работы педагога. Например, через общение учитель доносит до ребенка, что он настроен доброжелательно, хочет рассказать что-то интересное, поможет справиться с трудностями, и установление таких доверительных отношений способствует эффективному обучению. Однако выстраивание правильного диалога — это сложный процесс, который требует определенного опыта и навыков. Коммуникативные возможности в реальной жизни довольно ограничены, и людям часто приходится учиться на своих уже совершенных ошибках, отрабатывая навыки общения в рабочей среде.
Виртуальная реальность (VR) призвана помочь людям отработать коммуникацию в симуляции. Человек без лишних рисков представляет новую информацию, отстаивает свою точку зрения — а если не получается, пробует снова и снова, пока ситуация не будет смоделирована нужным образом. В проекте Mursion сконструированы различные учреждения и представлены аватары людей, которые ежедневно встречаются на рабочих местах: ученики, коллеги, посетители. Аватары оживляются при помощи искусственного интеллекта и живых актеров. Технология уже используется при обучении работников медицинских центров, отелей, сервисных служб, на лидерских курсах, в подготовке студентов всевозможных специальностей.
Шлем виртуальной реальности позволяет почувствовать себя на краю пропасти. В жизни мы периодически сталкиваемся с ситуациями не столь экстремальными, однако близкими по эмоциональному напряжению: например, первый день учителя в школе, знакомство с новым классом, введение новой методики преподавания. Теперь все это тоже можно пережить виртуально, чтобы после, в реальной жизни, не потерять равновесие.
Возможности компьютерной симуляции для учителя
-
Начинающий преподаватель учится общаться с детьми, пробует разные роли, выстраивает наиболее комфортную для себя и эффективную модель поведения.
-
Перед представлением нового курса, новой темы, педагог репетирует учебные ситуации, а после, на основе смоделированных реакций учеников, корректирует подачу и задания.
-
При введении в школу инклюзивного обучения, преподаватели, не имеющие опыта работы с детьми с ОВЗ, пробуют себя в новых обстоятельствах, репетируют ситуации, связанные с особыми учебными потребностями.
-
Конфликтные ситуации с учениками, руководством, коллегами, родителями отрабатываются до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение спора.
-
Педагог без участия детей пробует разные способы контроля знаний и выбирает наиболее подходящие, то есть происходит оценка методик оценивания.
-
Устранение страха публичного выступления достигается благодаря особенностям мозга: виртуальная среда воспринимается как настоящая и происходит преодоление барьера.
Перспективы технологии
О появлении русскоязычной версии проекта Mursion пока не сообщается. Однако можно с уверенностью сказать, что в будущем компьютерная симуляция станет неотъемлемой частью процесса подготовки педагогов. В своей работе учитель практически каждую минуту сталкивается с необходимостью принимать сложные решения, часто оказывается в непредвиденных обстоятельствах — и только предварительная отработка коммуникации помогает чувствовать себя уверенно в стрессовых ситуациях.
Как показало исследование, проведенное при участии Bill & Melinda Gates Foundation, в среднем четыре попытки в компьютерной симуляции по десять минут каждая позволяют педагогу определить и выстроить оптимальное поведение в сложной коммуникации. Такая тренировка эффективнее обычных тренингов, поскольку виртуальный опыт реальнее психологической игры. Пользоваться технологией симуляции можно как в индивидуальном порядке, так и коллективно.
Виртуальная среда является местом для непрерывного профессионального и личностного роста. Технология VR также совершенствует аттестацию учителей: педагог демонстрирует компетентности в условиях, максимально приближенных к реальному занятию, при этом спроектированных под определенные критерии.
#ADVERTISING_INSERT#