Какие компетенции нужны современным школьникам, и формирует ли их школа?
1-2 октября в Москве прошла ежегодная международная конференция по технологиям в сфере образования EdCrunch. В масштабном мероприятии приняли участие более 20 000 человек. Эксперты из разных стран обсуждали будущее образовательных организаций и их ресурсы. Генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин вместе с представителями Всемирного банка, Центра изучения школьных практик и образовательных программ XXI века и Центра разработки образовательных систем «Умная школа» обозначил компетенции, необходимые выпускнику в эпоху цифровых технологий.Гонка технологий и образования
Во всем мире повышается качество жизни. Прогресс в сфере образования очевиден, но, тем не менее, перед педагогами по-прежнему стоит большое количество вызовов. Как отмечают эксперты, мы живем в начале индустриальной революции 4.0, однако соответствует ли этой революции современное образование?
Изменения в учебных программах ориентированы на экономику, на рынок труда. Навыки, которые дает школа, должны быть релевантны сегодняшнему дню. Сейчас снизился спрос на навыки, связанные с монотонной деятельностью, все больше людей хотят получать социальные навыки. Способность решать задачи, выстраивать коммуникацию, заниматься самообразованием — все это не абстрактные концепции, а измеряемые работодателями умения.
У многих школ пока не получается уследить за технологическими переменами и воплотить идею «одинаковые возможности для всех». В 2018 году лидером являются технологии, а не образование, и если не подстроить обучение под современные реалии, то разрыв между тем, что дает школа, и экономикой будет только увеличиваться.
Компетентности и грамотности из мировой практики
Проанализировав опыт зарубежных стран-лидеров в сфере образования, можно составить список наиболее устойчивых и повсеместно востребованных компетентностей, необходимых выпускнику. Они делятся на три крупных блока:
-
Компетентности, связанные с мышлением.
-
Компетентности, связанные с взаимодействием с другими людьми (общение, общение с участниками коллектива, принятие интересов других групп, при необходимости выполнение функций лидера, гибкое переключение между разными ролями).
-
Компетентности, связанные с взаимодействием с самим собой (саморегуляция, самомотивация, самонастройка на выполнение действия, рефлексия в отношении своих действий).
Отдельное внимание нужно уделить распространенному сегодня понятию «грамотности». Какими только они ни бывают: правовая, финансовая, культурная и так далее. Их можно разделить на два блока:
-
Грамотность в работе с инструментами (строится вокруг привычных действий и эволюционирует под новые технологии, задачи).
-
Информационная грамотность (набор знаний).
У государств-лидеров в образовании можно отметить общие черты, которые и помогают им достигать высокого уровня:
-
Мощнейшая поддержка педагогов (материальная и моральная).
-
Наличие общей площадки для прозрачного решения вопросов в сфере образования.
-
Наличие четкого известного всем списка компетентностей, которые нужно развивать.
-
Вплетение компетентностей из списка в учебный курс и в итоговую аттестацию.
-
Отход от фронтальной работы учителя, приоритетность самостоятельной работы ученика.
Ценности, неподвластные времени
Как отметил Александр Брычкин, у многих людей в наши дни отсутствует навык работы с информацией. Речь идет о критическом и статистическом мышлении, способности отстраненного самоконтроля. Именно это сегодня делает человека успешным. По сути, все другие действия (кроме еще, пожалуй, творческих), уже могут выполнять машины.
При разработке иркутской «Умной школы» была поставлена сложная и противоречивая задача: ориентироваться на навыки, которые будут необходимы в пока что туманном будущем. В итоге был сформулирован такой образовательный результат: «Выпускник „Умной школы“ — это человек, который умеет распоряжаться собственной жизнью». Технология жизненного проектирования предусматривает формирование целостной личности, у которой гармонично развиты три культуры: саморазвития, взаимодействия и созидания. На пересечении этих культур возникает ценностное основание, на него опирается вся образовательная система проекта.
Главные ценности:
-
Ценность сотрудничества.
-
Ценность авторства.
-
Ценность достоинства.
Как показывают опросы, 80% детей хотят учиться хорошо, и только порядка 35% идут в школу с удовольствием. Для решения поставленных в сфере образования задач, для формирования ценностей и компетенций, о которых так много говорится, очень важно, чтобы ребенку было интересно. Для эффективного направления своих учеников по индивидуальным траекториям развития учитель может создать портфолио достижений каждого — например, на сервисе
#ADVERTISING_INSERT#