В новый класс: список литературы на лето (5-9 класс)
Летние каникулы радуют учащихся не только прекрасной погодой, но и отсутствием занятий и домашних заданий. Однако откладывать книги на самую дальнюю полку не стоит. Чтение станет прекрасным выбором для создания уютного домашнего вечера или полезного времяпровождения в ненастную погоду. Определиться с выбором книг помогут наши списки литературы для 5-9 классов.В образовательных учреждениях в зависимости от выбранной программы обучения преподаватели рекомендуют различную литературу к чтению на летние каникулы. Списки книг в зависимости от выбранной программы УМК немного различаются, но абсолютно вся подобранная литература полезна и интересна для юного читателя.
Мы предлагаем списки книг на лето для пятого, шестого, седьмого, восьмого и девятого классов по универсальным спискам (перечни обязательной и дополнительной литературы) и перечню литературы по ФГОС.
Список книг может незначительно отличаться от той литературы, которую рекомендуют в школе после окончания каждого класса. Но, безусловно, любое произведение из списка станет не только полезным, но и интересным путешествием в волшебный мир литературы.
«Список литературы на лето» можно «собрать» и самостоятельно. Многие книги прочно «поселились» во всех списках УМК — их следует читать в первую очередь. Другие же (чаще всего это касается произведений зарубежных авторов) встречаются лишь в некоторых перечнях, но это не повод сбрасывать их со счетов. Если ваша школа не придерживается списка определенной программы, то ребенку будет интереснее знакомиться с новыми произведениями, формируя собственный читательский вкус.
Список литературы, 5 класс (переходим в пятый класс)
Школьная программа, с которой столкнутся учащиеся, перешедшие в пятый класс, делится на 4 части:
-
мифы Древней Греции,
-
русские народные сказки (УНТ),
-
произведения отечественных писателей XIX века,
-
произведения отечественных писателей XX века (советский период),
-
классические зарубежные детские произведения.
Представленные литературные произведения относятся к различным жанрам и имеют разный объем. Наиболее значительным по объему в школьной внеклассной программе по литературе для пятого класса стал роман английского писателя Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». По количеству страниц произведение составляет примерно одну треть от всего списка книг для чтения на лето.
Обязательная литература:
1. Мифы народов мира («Мифы Древней Греции», «Славянские мифы» и др.).
2. Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Три царства», «Марья-Маревна» и др.).
3. Сказки «Тысяча и одной ночи» («Путешествия Синдбада-морехода»).
4. И. А. Крылов. Басни.
5. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».
6. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством»).
7. Э.Т. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».
8. В.Г. Короленко «В дурном обществе».
9. И.С. Тургенев «Муму».
10. О´Генри «Вождь краснокожих».
11. М.Ю. Лермонтов «Бородино».
12. А.П. Платонов «Волшебное кольцо».
13. Ш. Перро «Сказки» (полный вариант, с моралью после сказок).
14. Г.Х. Андерсен. Сказки. «Снежная королева», «Соловей».
15. Дж. Родари «Сказки по телефону».
16. Л. Кэррол «Алиса в стране чудес».
17. Дж.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно».
18. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
19. Рассказы о животных (Б. Житков, Сетон-Томпсон, Дж. Даррелл).
20. В.П. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой».
21. К. Булычев «Приключения Алисы» («Девочка с Земли», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович» и др.).
22. Т. Янссон «Последний в мире дракон».
23. Д. Дефо «Робинзон Крузо».
24. Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».
25. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
26. М.Твен «Приключения Тома Сойера».
Список по ФГОС
Список русской и зарубежной литературы, рекомендованный ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт):
Русская литература:
-
Русские народные сказки .
-
Барто А. «Думай, думай...» (стихи).
-
Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
-
Голицын С. «Сорок изыскателей».
-
Григорьев О. «Говорящий ворон» (стихи).
-
Гераскина Л. «В Стране невыученных уроков».
-
Дик И. «В дебрях Кара-Бумбы».
-
Драгунский В. «Денискины рассказы».
-
Заходер Б. Избранное.
-
Зощенко М. «Ёлка».
-
Кассиль Л. «У классной доски».
-
Ким Ю. «Летучий ковёр» (стихи).
-
Крылов И. Басни.
-
Коринец Ю. «Там вдали, за рекой».
-
Куликов Г. «Как я влиял на Севку».
-
Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки.
-
Маяковский В. «Тучкины штучки» и другие стихи для детей.
-
Михалков С. Басни.
-
Мориц Ю. «Малиновая кошка» (стихи).
-
Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», рассказы.
-
Пантелеев Л. «Честное слово».
-
Паустовский К. «Золотой линь», «Мещерская сторона», «Корзина с еловыми шишками», «Заячьи лапы».
-
Пришвин М. «Золотой луг».
-
Сапгир Г. «Четыре конверта» (стихи).
-
Толстой А.Н. «Детство Никиты».
-
Толстой Л. Басни.
-
Тургенев И. «Воробей».
-
Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот», «Школа клоунов»; стихи.
-
Фраерман Р. «Девочка с камнем».
-
Цыферов Г. «Тайна запечного сверчка».
-
Чехов А. «Ванька».
Зарубежная литература:
-
Мифы Древней Греции: «Герои Эллады».
-
Андерсен Г.-Х. Сказки.
-
Перро Ш. «Волшебные сказки».
-
Твен М. «Приключения Тома Сойера».
Познавательная литература:
-
Губарев В. «В открытом космосе».
-
Кун Н. «Олимп».
-
Сегал Е., Ильин М. «Что из чего».
Список литературы, 6 класс (переходим в шестой класс)
Школьная программа, с которой столкнутся учащиеся, перешедшие в шестой класс, состоит из произведений отечественных писателей XIX и XX веков. Наиболее значительным по объему в школьной внеклассной программе по литературе для шестого класса стало произведение Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».
Обязательная литература:
-
Абрамов Ф. А. «Собачья гордость», «О чем плачут лошади»;
-
Андреев. Л. Н. «Петька на даче», «Ангелочек»;
-
Астафьев В.П. «Монах в новых штанах», «Зачем я убил коростеля?», «Конь с розовой гривой»;
-
Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Темы»;
-
Гоголь Н.В. «Майская ночь, или Утопленница»;
-
Лесков Н.С. «Человек на часах»;
-
Некрасов Н.А. «Железная дорога»;
-
Платонов А.П. «Корова»;
-
Пришвин М.М. «Таинственный ящик», «Синий лапоть»;
-
Пушкин А.С. «Дубровский»;
-
Тургенев И.С. Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»;
-
Чехов А.П. «Толстый и тонкий»;
-
Шергин Б. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин».
Список дополнительной литературы:
-
Русские народные сказки.
-
Мифы и легенды народов мира.
-
Державин Г.Р. «Лебедь».
-
Аксаков С.А. "Детские годы Багрова — внука","Буран«.
-
Батюшков К.Н. «На развалинах замка в Швеции».
-
Давыдов Д.В. «Партизан».
-
Глинка Ф.Н. «Не слышно шуму городского», «Утро вечера мудрее».
-
Рылеев К.Ф. «Державин».
-
Баратынский Е.А. «Родина».
-
Жуковский В. А. «Светлана».
-
Пушкин А.С. «Жених», «Во глубине сибирских руд...», «Выстрел», «Гробовщик», «Песнь о вещем Олеге».
-
Гоголь Н.В. «Страшная месть», «Вий».
-
Языков Н.М. «Родина», «Настоящее», «Две картины».
-
Тютчев Ф.И. «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь...».
-
Лермонтов М.Ю. «Воздушный корабль», «Русалка», «Морская царевна», «Ашик-Кериб».
-
Одоевский В.Ф. «Отрывки из журнала Маши».
-
Толстой А. К. «Князь Серебряный».
-
Майков А.Н. «Боже мой! Вчера — ненастье...». Сенокос.
-
Островский А.Н. «Снегурочка».
-
Кольцов А.В. «Не шуми ты, рожь...», «Лес».
-
Некрасов Н.А. «Влас», «Дедушка».
-
Тургенев И.С. Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бурмистр», «Певцы», «Хорь и Калиныч».
-
Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на елке».
-
Толстой Л.Н. «Хаджи-Мурат».
-
Лесков Н.С. «Левша», «Тупейный художник».
-
Куприн А. И. «Чудесный доктор», «Ю-Ю», «Изумруд», «Белый пудель».
-
Гаршин В. М. "Сказка о жабе и розе","Сигнал«.
-
Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы.
-
Чехов А.П. «Жалобная книга», «Мальчики», «Налим», «Детвора», «Лошадиная фамилия».
-
Черный С. «Дневник фокса Микки».
-
Чарская Л. «Начало жизни», «Княжна Джаваха».
-
Платонов А.П. «Разноцветная бабочка», «Неизвестный цветок».
-
Паустовский К.Г. «Растрепанный воробей», «Последний черт», «Кот Ворюга», «Стальное колечко», «Мещерская сторона».
-
Катаев В. П. «Сын полка», «Электрическая машинка».
-
Астафьев В.П. «Деревья растут для всех».
-
Железников В.К. «Чудак из шестого «Б», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро».
-
Лиханов А.А. «Последние холода».
-
Пришвин М.М. «Корабельная чаща», «Лесная капель».
-
Искандер Ф. «Приключения Чика».
-
Крапивин В.П. «Брат, которому семь», «Звезды под дождем».
-
Яковлев Ю.А. «Багульник», «Рыцарь Вася», «Мальчик с коньками», «А Воробьев стекла не выбивал».
-
Распутин В.Г. «Уроки французского».
-
Шварц Е.Л. «Два клена».
-
Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица».
-
Шукшин В.М. «Экзамен».
-
Булычев К. «Приключения Алисы» «Девочка, с которой ничего не случится», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович», «Сто лет тому вперёд».
-
Гомер «Илиада» (отрывок), «Одиссея» (отрывок).
-
По Э. «Овальный портрет», «Очки».
-
Гюго В. «Козетта», «Гаврош».
-
Уайлд О. «Кентервильское привидение».
-
О.Генри. «Вождь краснокожих».
-
Честертон Г. «Тайна отца Брауна».
-
Верн Ж. «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта».
-
Уэллс Г. «Человек-невидимка».
-
Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».
-
Додж М. «Серебряные коньки».
-
Конан Дойл А. «Рассказы о Шерлоке Холмсе».
-
Твен М. «История с привидением», «Приключения Гекльберри Финна».
-
Сент-Экзюпери А. «Маленький принц».
-
Брэдбери Р. Рассказы.
-
Уайт Т.Х. «Свеча на ветру».
-
Ирвинг В. «Жених-призрак».
-
Сетон-Томпсон Э. «Животные-герои», «Рассказы о животных».
-
Эндэ М. «Бесконечная книга».
-
Фарджон Э. «Седьмая принцесса».
Список литературы, 7 класс (переходим в седьмой класс)
Школьная программа, с которой столкнутся учащиеся, перешедшие в седьмой класс, делится на 4 части:
-
русская фольклорная литература;
-
произведения отечественных писателей XIX- XX века;
-
произведения отечественных писателей XX века (советский период);
-
классические зарубежные детские произведения.
Представленные литературные произведения относятся к различным жанрам и имеют разный объем. Наиболее значительными по объему в школьной внеклассной программе по литературе для седьмого класса стали повесть М.Горького «Детство» и повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Обязательная литература:
-
Былины: Илья Муромец. Садко;
-
Абрамов Ф. «Безотцовщина», «Трава-мурава»;
-
Андреев Л. «Кусака»;
-
Бунин И. «Цифры»;
-
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»;
-
Горький М. «Детство», «Старуха Изергиль»;
-
Казаков Ю. «Тихое утро»;
-
Лермонтов М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;
-
Лихачев Д. «Земля родная»;
-
Носов Е. «Кукла», «Живое пламя»;
-
О. Генри. «Дары волхвов»;
-
Олдридж Дж. «Отец и сын»;
-
Платонов А. «Юшка», «Неизвестный цветок»;
-
Пушкин А.С. «Полтава», «Станционный смотритель»;
-
Салтыков-Щедрин М.Е. «Сказки», «Дикий помещик»;
-
Толстой Л. Н. «Детство»;
-
Чехов А. П. «Размазня», «Хамелеон», «Злоумышленник»;
-
Шергин Б. «Для увеселения».
Список дополнительной литературы:
Детям о детях
-
В. Богомолов. Повесть «Иван»;
-
Л. Пантелеев. Повесть «Лёнька Пантелеев»;
-
Ю. Нагибин. Рассказ «Эхо»;
-
А. Маршалл. Повесть «Я умею прыгать через лужи»;
-
Р. Погодин. Рассказы «Послевоенный суп», «Хлеб с солью» и др.;
-
В. Железников. Повесть «Путешественник с багажом»;
-
А. Свирский «Рыжик»;
-
Р. Погодин «Сколько стоит долг»;
-
Е. Носов «Кукла»;
-
Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»;
-
В. Крапивин «Дети синего фламинго», «Мальчик со шпагой».
О природе и животных
-
В. Бианки. Рассказы «Одинец», «Мурзик», «Аскыр» и др.
-
Г. Троепольский. Повесть «Белый Бим Чёрное ухо»;
-
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»;
-
Дж. Даррелл «Моя семья и звери».
Классика отечественной литературы
-
А. Куприн. Рассказ «Воробей», «Игрушка», «Изумруд», «Страшная минута», «Странный случай», «Друзья», «Чужой хлеб» и др;
-
А.П. Чехов. Рассказы «Жалобная книга», «Налим», «Ванька» и др;
-
Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба»;
-
А. Пушкин «Повести Белкина»;
-
Л. Толстой «Детство».
Классика зарубежной литературы
-
Ч.Диккенс. Романы «Приключения Оливера Твиста», «Дэвид Копперфильд»;
-
Ш. Бронте. Роман «Джен Эйр»;
-
В. Скот. Роман «Айвенго»;
-
М. Твен. Роман «Принц и нищий»;
-
Майн Рид. Роман «Всадник без головы»;
-
Л.Пиранделло. Новелла «Черепаха»;
-
А. Дюма «Три мушкетера»;
-
Ф. Шиллер «Вильгельм Телль»;
-
М. Рид «Всадник без головы»;
-
Д. Олдридж «Последний дюйм»;
-
Д. Лондон «Любовь к жизни»;
-
П. Мериме «Маттео Фальконе».
О приключениях
-
А. Беляев. Роман «Ариэль»;
-
Ж.Верн. Романы «Таинственный остров»;
-
И. Ефремов. Роман «На краю Ойкумены»;
-
Ф. Купер. Роман «Последний из могикан»;
-
Г. Уэллс. Роман «Человек-невидимка»;
-
К. Булычев. Роман «Миллион приключений»;
-
Р. Бредбери. Рассказ «Ржавчина» и др;
-
Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»;
-
В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»;
-
Г. Хаггард «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»;
-
В. Каверин «Два капитана»;
-
А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»;
-
О.Генри «Вождь краснокожих», «Трест, который лопнул», «Короли и капуста».
Список литературы на лето, 8 класс (переходим в восьмой класс)
Школьная программа, с которой столкнутся учащиеся, перешедшие в восьмой класс, делится на 4 части:
-
произведения отечественных писателей первой половины XIX века;
-
произведения отечественных писателей второй половины XIX века;
-
произведения отечественных писателей XX века (советский период);
-
классические зарубежные произведения для детей и подростков.
Представленные литературные произведения относятся к различным жанрам и имеют разный объем. Наиболее значительными по объему в школьной внеклассной программе по литературе для восьмого класса стали роман В.А. Каверина «Два капитана» и роман В. Скотта «Айвенго».
Обязательная литература:
-
Русская народная сказка «Шемякин суд»;
-
Абрамов Ф. «Жила-была сёмужка»;
-
Астафьев Виктор «Фотография, на которой меня нет»;
-
Бунин И. «Кавказ»;
-
Гоголь Н. «Ревизор», «Петербургские повести»;
-
Горький Максим «Челкаш», «Песня о Соколе»;
-
Грин А. «Жизнь Гнора», «Алые паруса», «Охотник и петушок» из повести «Таинственный лес»;
-
Каверин В. «Два капитана»;
-
Карамзин Н. «Наталья, боярская дочь»;
-
Куприн А. «Куст сирени»;
-
Крылов И. Басни;
-
Лермонтов М. «Мцыри»;
-
Лесков Н. «Старый гений»;
-
Платонов А. «Возвращение»;
-
Пушкин А. «Капитанская дочка»;
-
Салтыков-Щедрин М. «История одного города»;
-
Свифт Дж. «Приключения Гулливера»;
-
Скотт В. «Айвенго»;
-
Толстой Л. «После бала»;
-
Тургенев И. «Ася»;
-
Тэффи «Жизнь и воротник»;
-
Фокина О. Стихи;
-
Шекспир У. «Ромео и Джульетта»;
-
Шмелёв И. «Как я стал писателем».
Список дополнительной литературы:
-
Чехов А.П. «Пестрые рассказы» (то, что он подписывал псевдонимом «Чехонте»).
-
Короленко В.Г. «Парадокс», «Огоньки».
-
Шмелев И.С. «Как я стал писателем».
-
Анненский И. «Снег».
-
Мережковский Д. «Родное», «Не надо звуков», «Короткий вечер тихо угасает...».
-
Бальмонт К. «Безглагольность», «Меж подводных стеблей...».
-
Блок А. Стихотворения.
-
Белый А. «Заброшенный дом».
-
Волошин М. «Коктебель».
-
Ахматова А. «Вечером», «Вечерние часы перед столом...», «Проводила друга до передней...».
-
Есенин С. «Письмо матери».
-
Аверченко А. «О шпаргалке».
-
Горький М. «Сказки об Италии».
-
Толстой А. «Русалочьи сказки».
-
Тынянов Ю. Н. «Пушкин», «Кюхля».
-
Беляев А. «Голова профессора Доуэля», «Продавцы воздуха».
-
Грин А. «Бегущая по волнам».
-
Рубцов Н. «В святой обители природы...».
-
Астафьев В. «Ангел-хранитель», «Сон о белых горах» («Царь-рыба»)
-
Дубов Н. «Горе одному».
-
Алексин А. «Безумная Евдокия», «А тем временем где-то».
-
Искандер Ф. «Школьный вальс, или Энергия стыда».
-
Тендряков В. «Весенние перевертыши».
-
Айтматов Ч. «Ранние журавли».
-
Твардовский А. «Тёркин на том свете».
-
Васильев Б. «А зори здесь тихие».
-
Богомолов В. «Иван».
-
Алексеевич С. «У войны не женское лицо».
-
Асадов Э. Стихи.
-
Софокл «Царь Эдип».
-
Еврипид «Медея».
-
Лонг «Дафнис и Хлоя».
-
Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (адаптированное издание).
-
Шекспир У. «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете».
-
Шиллер Ф. «Коварство и любовь».
-
Бичер-Стоу Г. «Хижина дяди Тома».
-
Дюма А. «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго».
-
Мериме П. «Маттео Фальконе».
-
Уэллс Г. «Война миров».
-
Лондон Д. «Сердца трех».
-
О.Генри Рассказы.
-
Толкиен Д. «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец».
-
Брэдбери Р. «451 градус по Фаренгейту».
-
Голдинг У. «Повелитель мух».
Список литературы на лето, 9 класс (переходим в девятый класс)
Школьная программа, с которой столкнутся учащиеся, перешедшие в девятый класс, делится на 4 части:
-
основные произведения отечественных писателей первой половины XIX века;
-
произведения отечественных писателей второй половины XIX века;
-
произведения отечественных писателей XX века (советский период);
-
драматические произведения классиков зарубежной литературы.
Представленные литературные произведения относятся к различным жанрам и имеют разный объем. Наиболее значительными по объему в школьной внеклассной программе по литературе для девятого класса стали «Лад» В.И. Белова и «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
Обязательная литература:
-
«Слово о полку Игореве»;
-
Абрамов Ф.А. «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони»;
-
Белов В. «Лад»;
-
Булгаков М. А. «Собачье сердце»;
-
Бунин И. А. «Темные аллеи»;
-
Гоголь Н.В. «Мертвые души»;
-
Гончаров И.А. «Мильон терзаний»;
-
Грибоедов А.С. «Горе от ума»;
-
Достоевский Ф. М. «Белые ночи»;
-
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»;
-
Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»;
-
Мольер Ж.-Б. «Мещанин во дворянстве»;
-
Островский A. H. «Бедность не порок»;
-
Фонвизин Д.И. «Недоросль»;
-
Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»;
-
Пушкин А.С. «Евгений Онегин»;
-
Толстой Л. Н. «Юность»;
-
Тургенев И. С. «Первая любовь»;
-
Чехов А.П. «Анна на шее»;
-
Шекспир У. «Гамлет»;
-
Шолохов М.А. «Судьба человека».
Список дополнительной литературы:
-
«Повесть временных лет».
-
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
-
«Хождение Богородицы по мукам».
-
«Сказание о Вавилонском царстве».
-
«Житие протопопа Аввакума».
-
Ломоносов М. В. Оды, стихотворения.
-
Фонвизин Д.И. «Бригадир».
-
Радищев А.Н. «Вольность».
-
Державин Г.Р. Оды, стихотворения.
-
Карамзин Н.М. «История государства Российского».
-
Островский A. H. «Не все коту масленица».
-
Одоевский В.Ф. «Русские ночи», «Последний квартет Бетховена».
-
Герцен А.И. «Сорока-воровка», «Доктор Крупов».
-
Пушкин А.С. «Пиковая дама», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Бахчисарайский фонтан», «Борис Годунов», цикл «Маленькие трагедии»; лирика.
-
Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове.
-
Гоголь Н.В. «Миргород», «Женитьба».
-
Толстой Л. Н. «Отрочество».
-
Чехов А.П. Рассказы, водевили.
-
Бунин И. А. «Жизнь Арсеньева»; рассказы; стихотворения.
-
Горький А.М. «Мои университеты».
-
Аверченко А. Т. Рассказы.
-
Тэффи Рассказы.
-
Зощенко М. М. Рассказы.
-
Ильф И. и Петров Е. «Двенадцать стульев».
-
Булгаков М. А. «Дни Турбиных», «Кабала святош»; рассказы.
-
Паустовский К. Г. Рассказы.
-
Трифонов Ю.В. Рассказы.
-
Астафьев В. П. Рассказы.
-
Быков В. В. «Обелиск», «Сотников».
-
Розов В.С. «Вечно живые», «В добрый час!», «В поисках радости», «Кабанчик».
-
Гомер «Илиада».
-
Эсхил «Прометей прикованный», «Орестея».
-
Софокл «Антигона», «Царь Эдип»
-
Сенека «Нравственные письма к Луциллию».
-
Апулей «Метаморфозы, или Золотой осел».
-
Роттердамский Эразм «Похвала глупости».
-
Руставели Ш. «Витязь в тигровой шкуре».
-
Данте А. «Божественная комедия».
-
Шекспир У. «Король Лир», «Много шуму из ничего».
-
Байрон Дж. Г. «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Корсар».
-
Бальзак О. «Шагреневая кожа».
-
Гюго В. «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные».
-
Флобер Г. «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари».
-
Олдингтон Р. «Портрет бунтаря».
-
Ануй Ж. «Медея», «Антигона».
-
Радзинский Э. «Театр времен Нерона и Сенеки», «Беседы с Сократом» Сенкевич Г. «Камо грядеши».
-
Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Стихотворения:
-
Батюшков К.Н.
-
Рылеев К.Ф.
-
Баратынский Е.А.
-
Некрасов Н. А.
-
Тютчев Ф. И.
-
Фет А. А.
-
Майков А. Н.
-
Полонский Я. П.
-
Тургенев И. С.
-
Блок А. А.
-
Есенин С.А.
-
Маяковский В. В.
-
Цветаева М. И.
-
Ахматова А. А.
-
Твардовский А.Т. «Василий Теркин», стихотворения.
-
Заболоцкий Н. А.
-
Рубцов Н. М.
-
Евтушенко Е. А.
-
Вознесенский А. А.
-
Слуцкий Б. А.
-
Бродский И. А.
-
Лермонтов М.Ю. «Демон»; лирика.
Ведение читательского дневника летом
Для лучшего усвоения и закрепления прочитанного материала рекомендуется вести летний читательский дневник. Для этого в обычной тетради в клетку следует начертить таблицу со следующими колонками:
№ |
Автор и название произведения |
Главные герои |
Краткий сюжет |
Цитаты (по желанию: -важные; -понравившиеся) |
|
|
|
|
|
Таким образом по прочтению книги следует внести основные сведения в таблицу, чтобы упорядочить полученную информацию. Тогда к началу учебного года книги не «перемешаются» в голове, а персонажи и важные события каждого отдельного произведения будут зафиксированы учеником самостоятельно.