урок географии "Другие способы ориентирования"
Предмет |
Класс |
Тема урока |
|||
География |
5 |
Другие способы ориентирования. |
|||
Используемый УМК |
|||||
Название |
Класс |
Авторы |
|||
География 5 класс. Начальный курс. |
5 |
Баринова И. И. , Плешаков А. А., Сонин Н.И. |
|||
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
|
|
|
|||
Решаемые учебные проблемы |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
||||
развитие умения ориентироваться на местности; |
горизонт, стороны горизонта, компас |
||||
ТСО (оборудование) |
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
||||
Интерактивная доска Traceboard, документкамера, колонки, компасы разных видов на групповую работу и индивидуальную |
|
||||
Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1) |
|||||
фронтальная |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока |
Задача |
Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
длит. этапа(мин) |
Мотивационный
|
Привлечь внимание обучающихся к проблеме урока, показать значимость изучаемого материала
|
видеофрагмент мультфильма
|
демонстрирует видеофрагмент, предлагает ученикам найти клад
|
желающий ученик выполняет задание по инструкции 1. От доски два шага на восток 2. Два шага на север, 3. Два шага на запад 4. семь шагов на юг |
2 мин
|
|
|
|
дальше выстраивается проблемный диалог в зависимости от выполнения задания: 1. ученик справился, нашел «клад» - отметку « 5». Классу задается вопрос «Как ему это удалось, ведь в классе нет местных признаков, по которым мы учились ориентироваться на прошлом уроке». Ожидаемые ответы - знает другой способ и т.п. 2. ученик не справился. Вопрос классу формируется по- другому. |
3 мин |
|
Актуализация знаний |
Вспомнить знания и навыки, необходимые для урока. |
учебник, параграф 16, практический интерактивы в разделе «Проверьте свои знания»: №3 «Ориентирование» №1 «Что такое горизонт» |
Учитель открывает закладку, приготовленную до урока
|
|
5 минут |
|
|
№2 «Стороны горизонта» |
решить задание желающим ученикам
|
|
|
Изучение нового материала |
Выявить все виды ориентирования |
|
1. составляет кластер на доске под диктовку учеников (Приложение 1, голубые фрагменты) 2. предлагает выбрать с чего начать |
Ученики делают выбор |
2 минуты |
дальше выстраивается работа в зависимости от выбора учеников: |
|||||
|
1. ориентирование по Солнцу |
учебник, параграф 17, рис.94. |
Учитель открывает закладку с изображением, приготовленную до урока, с помощью учебника в группах предлагает сформулировать алгоритм ориентирования по солнцу |
в группах формулируют алгоритм, предлагают классу оценивание предложенного алгоритма |
2 минуты |
|
2. ориентирование по звездам |
учебник, параграф 17, рис.95 |
Учитель открывает закладку с изображением, приготовленную до урока, с помощью учебника в группах предлагает сформулировать алгоритм ориентирования по звездам |
в группах формулируют алгоритм, предлагают классу оценивание предложенного алгоритма |
2 минуты |
|
3. ориентирование по местным признакам |
|
учитель обращает внимание на выставку работ-иллюстраций способов ориентирования по местным признакам, подготовленных учениками к прошлому уроку |
|
1 минута |
|
4. ориентирование по компасу. Знакомство с прибором |
учебник, параграф 17, рис.93 |
Закладка: учитель предлагает рассмотреть устройство компаса на рисунке, затем в группах собрать компас из предложенных деталей. Предлагает рассмотреть компасы, выложенные на столы и ответить на вопрос «Из чего состоит компас |
1. Собирают компасы в группе. 2. Рассматривают компасы. |
3 минуты |
Изучение нового материала - продолжение |
5. ориентирование по компасу. Знакомство с прибором |
учебник, параграф 17, рис.93 |
На доске записывает слова под диктовку учителя. |
Диктуют слова по очереди. |
2 минуты |
|
|
|
Из перечня слов предлагает выбрать: 1. похожие - обозначающие один признак; 2. то, без чего компас сможет работать; |
группируют понятия по предложенным признакам, называют слова. Определяют самое важное в компасе. |
3 минуты |
|
ориентирование по компасу. Формулировка понятия. |
учебник, параграф 17,абзац 1 |
Учитель открывает закладку, с помощью настроек увеличивает размер шрифта, предлагает прочитать определение |
читают определение |
1 минуты |
|
знакомство с правилами работы с прибором |
учебник, параграф 17,абзац 1, рис.93 |
Закладка – алгоритм работы с компасом, предлагает индивидуально выполнить этот алгоритм с компасами |
ученики находят несоответствие в алгоритме с реальными компасами |
3 минуты |
|
|
|
предлагает решить проблему, если не находят ответа, дает ответ сам N - Север, в переводе с английского слова North. S - Юг, в переводе с английского слова South E - Восток, в переводе с английского слова East W - Запад, в переводе с английского слова West |
Высказывают предположение, что буквы написаны на английском языке. |
2 минуты |
|
Определение рисков разных |
|
предлагает вернуться к |
называют риски: пасмурная |
2 |
|
видов ориентирования |
|
кластеру и назвать проблемы, которые могут возникнуть при разных способах ориентирования, записывает на доску под диктовку учеников (Приложение1, розовые фрагменты) |
погода, другое время суток, нет подходящих местных признаков для ориентирования, поэтому лучше всего справляется компас, но его может не быть |
|
|
|
|
Решить проблему отсутствия компаса поможет компас, сделанный своими руками |
сообщение ученика. |
3 |
|
|
|
Демонстрирует самодельный компас и рядом настоящий компас через документкамеру. |
Сравнивают, делают вывод о работоспособности самодельного компаса. Оценивают работу ученика. |
3 |
Первичное закрепление |
ориентирование по компасу. Формирование навыка |
|
Предлагает выполнить задания с компасом А.Определите, где находится север. Назовите предмет или объект, находящийся на севере. Б. Определите, где находится юг. Назовите предмет или объект, находящийся на юге. В. Определите, где находится запад. Назовите предмет или объект, находящийся на западе. Г. Определите, где находится восток. Назовите предмет или объект, находящийся на востоке. |
Выполняют задание |
3 минуты |
|
|
видеофрагмент мультфильма |
Предлагает найти клад. Если в начале урока справились, то задание выполняет другой ученик. Если не справились, то этот же. |
выполняет задание:
|
1 |
Физкультминутка в зависимости от хода урока на 22-23 минуте урока |
|
|
Предлагает выполнить ряд заданий: повернитесь на север, повернитесь на восток, встаньте лицом на юг, правую руку вытяните на запад, левую на юг, соедините их хлопком в направлении ЮВ, развернитесь и хлопните в направлении ЮЗ |
Выполняют команды учителя. |
2 минуты |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.