Урок 8. Правила композиционного размещения изображения. Рисуем натюрморт
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться рисовать натюрморт с учётом правил композиционного размещения.
Задачи урока
- Актуализировать знания по теме «Натюрморт».
- Познакомиться с правилами изображения натюрморта.
- Научиться правильно компоновать изображение на листе.
- Научиться рисовать натюрморт, соблюдая изученные правила.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «натюрморт», «композиция натюрморта», «выразительные средства натюрморта в тоновой графике». Работа с текстом учебника. Изобразительная (графическая) деятельность с натуры.
Ключевые понятия
-
Графика, тоновой рисунок, натюрморт, композиция натюрморта, выразительные средства натюрморта в графике (линия, штрих, пятно, тон, светотень, объём, форма, конструкция, симметрия, перспектива).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающимся предлагается для просмотра фрагмент мультфильма «О картинах» режиссёра А. Татарского. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель предлагает обучающимся продолжить предложение: «Натюрморт – это…» |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающимся предлагается прочитать высказывание С. Чумакова и объяснить, как они её понимают. Задание способствует актуализации имеющихся знаний о натюрморте и его особенностях |
4 | 4. Целеполагание | Обучающиеся отвечают на вопрос: «Какие темы художники отражают в натюрмортах?» Рассматривают картины и соотносят их с основными темами натюрмортов. Данное задание способствует формированию знаний о темах и сюжетах натюрмортов |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | На примере работы «Розовый натюрморт» советского художника К. С. Петрова-Водкина обучающиеся объясняют основные принципы построения натюрморта. Данная работа помогает усвоить правила построения натюрморта |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | Данная работа помогает усвоить правила построения натюрморта |
7 | 5.3. Открытие новых знаний | Учитель предлагает ученикам познакомиться с картинами мастера голландского натюрморта XVII в. Виллема Клас Хеда, на которых изображён один и тот же кувшин, однако выбраны разные форматы изображения. Обучающимся необходимо определить форматы изображения картин и аргументировать ответ. Задание способствует усвоению правил выбора формата работы |
8 | 5.4. Открытие новых знаний | Обучающиеся усваивают основные принципы компоновки натюрморта на листе (холсте): размер и масштаб предметов, композиционный и геометрический центры. |
9 | 5.5. Открытие новых знаний | Задания помогают формированию теоретических знаний о принципах компоновка натюрморта. |
10 | 5.6. Открытие новых знаний | Учитель предлагает проследить применение правил построения предметов в натюрморте на примере работы русского художника рубежа XIX—XX вв. М. А. Врубеля «Художественные принадлежности автора». Отвечают на вопросы и выполняют задания: 1. Какие предметы художник сравнивал между собой, если размер предметов определяется относительно друг друга и меньшие по размеру предметы сравниваются с большими? 2. Назовите симметричные предметы рисунка. 3. В каких предметах необходимо было намечать форму и пропорции? 4. Какие предметы рисунка состоят из нескольких частей? Укажите места соединения этих частей, в которых следовало рисовать конструктивные линии. Данное задание способствует усвоению правил построения предметов в натюрморте. |
11 | 5.7. Открытие новых знаний | Учитель предлагает проследите применение правил работы в тоне на примере произведения М. А. Врубеля «Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан». Показать свет и тень на примере свечи и графина. Показать падающие тени подсвечника и графина. Сравнить по тону предметы. Указать самый светлый и самый тёмный предметы. Найти предметы светлее и темнее фона. Проследить направление штрихов на предметах. Данное задание способствует формированию знаний о правилах работы в тоне |
12 | 6. Первичное закрепление | Ученики выполняют сравнительный анализ натюрмортов, учитывая правила построения натюрмортов, выбор формата, правилами компоновки объектов натюрморта, правилами построения предметов, особенности работы в тоне. |
13 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Творческое задание обучающиеся выполняют, следуя рекомендациям и рисункам. Задание направлено на формирование навыков изображения натюрморта в тоне |
14 | 8. Итог урока | На основании выполненного творческого задания, обучающиеся объясняют, почему очень важен выбор места, с которого изображается натюрморт. Данное задание развивает умения анализировать и делать выводы |