Урок 34. Игрушечные промыслы. Глиняные игрушки
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться лепить филимоновскую свистульку или каргопольскую игрушку (барыни или богатыря).
Задачи урока
- Закрепить знания об основных способах лепки.
- Познакомиться с историей глиняной игрушки.
- Познакомиться с символическими значениями зооморфных образов.
- Познакомиться с понятием «солярный знак».
- Познакомиться с каргопольским игрушечным промыслом.
- Научиться отличать каргопольскую игрушку от филимоновской.
- Научиться лепить филимоновскую свистульку или каргопольскую игрушку (барыни или богатыря).
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов народного искусства. Анализ произведений декоративно-прикладного искусства. Подведение под понятия «народная глиняная игрушка (каргопольская и филимоновская)», «зооморфный орнамент», «образный язык декоративно-прикладного искусства (традиционные образы и солярные знаки)». Декоративная деятельность. Лепка. Работа с учебником.
Ключевые понятия
-
Народная глиняная игрушка (каргопольская и филимоновская), зооморфный орнамент, образный язык декоративно-прикладного искусства (традиционные образы и солярные знаки).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающиеся рассуждают над высказыванием русского писателя М. Горького. Рассматривают народную игрушку дымковского промысла. Определяют, что в ней, по их мнению, является удивительным. Задание является вхождением в тему урока, направлено на актуализацию знаний о стилизации в народных промыслах. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Обучающиеся вспоминают основные способы лепки (многодетальный, из одного куска пластилина (глины), комбинированный). Соотносят понятия и определения. Задание направлено на актуализацию имеющихся знаний об основных способах лепки. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся называют элементы природы, которым в славянской мифологии соответствуют символ пробуждения природы, весны; символ жизнь; символ тепла и солнечного света. Аргументируют свой ответ. Задание направлено на формирование понимания символичности языка декоративно-прикладного искусства. |
4 | 4. Целеполагание | Обучающиеся рассматривают и характеризуют изображения коня, птицы и дерева в русских народных вышивках. Изображения стилизованные, декоративные. Задание способствует формированию знаний об образах народного искусства и усвоению особенностей народного орнамента. |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с понятием «солярный знак». Ученики размышляют, какие знаки из представленных на экране соответствуют символам солнца, воды и земли. Аргументируют свой ответ. Структурируют рисунки в соответствии с символическими значениями. Задание направлено на развитие умений узнавать и различать солярные знаки. Работа способствует освоению языка декоративно-прикладного искусства. |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с историей каргопольской игрушки. Обучающиеся знакомятся с Полканом-богатырём – одним из главных образов каргопольской игрушки. Определяют основной солярный знак, которым он украшен. Размышляют, в мифах какого народа встречается образ получеловека-полуконя, как его называют. Работа способствует формированию знаний о промыслах народных игрушек, направлена на целостное восприятие культуры мира и России. Задание способствует усвоению знаний о солярных знаках и способах украшения предметов народного творчества |
7 | 6. Закрепление новых знаний | Обучающиеся сравнивают росписи дымковской и филимоновской барынь. Определяют, какие символы использовали художники в процессе их росписи. Задание направлено на закрепление знаний о солярных знаках и символике народного орнамента. |
8 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Ученики выполняют творческое задание по выбору: лепят свой образ барыни или богатыря в стиле каргопольской игрушки или лепят филимоновскую свистульку. Задание направлено на формирование умений лепки народных игрушек в стиле определённого промысла (каргопольского или филимоновского). |
9 | 8.1. Итог урока | Обучающиеся определяют основные отличительные черты кагропольской и филимоновской игрушек ориентируясь на понятия «сюжет», «форма», «колори», «орнамент». Распределите изображения по колонкам. |
10 | 8.2. Итог урока | Обучающиеся рассматривают образы животных в народных игрушках. Определяют промыслы, в которых они выполнены. Аргументируют, по каким признакам узнали тот или иной промысел. Задания формируют умения узнавать и различать народные промыслы; направлены на закрепление знаний о народных промыслах России |