Урок 29. Иллюстрирование литературных произведений (продолжение)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Выполнить живописное решение композиции иллюстрации к сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Задачи урока
- Закрепить знания о выразительных средствах иллюстрации: местоположением, масштабом, цветовой и тоновой контрастами;
- Выполнить живописное решение композиции иллюстрации к сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок».
- Научиться выполнять самоанализ созданной композиции.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «иллюстрация», «средства выразительности иллюстрации (композиция, цвет, линия, тон и др.)», «выразительные средства выделения центра композиции». Изобразительная деятельность (живопись), рисование на тему. Работа с учебником.
Ключевые понятия
-
Иллюстрация, средства выразительности иллюстрации (композиция, цвет, линия, тон и др.), выразительные средства выделения центра композиции (местоположение, масштаб, цветовой и тоновой контрасты), рисование на тему.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающиеся знакомятся с высказыванием художника и педагога П. П. Чистякова. Размышляют, как проявил фантазию художник И. Я. Билибин, иллюстрируя «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина. Задание является вхождением в тему урока. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Ученики рассматривают иллюстрацию И. Я. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». Из предложенных вариантов выбирают орнамент, относящийся к данной иллюстрации. Аргументируют свой ответ. Задание формирует опыт анализа произведений иллюстративного искусства, формирует знания об основных чертах творчества художника-иллюстратора И. Я. Билибина. |
3 | 3.1. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся определяют в иллюстрациях И. Я. Билибина способ выделения композиционного центра. Предполагают, какое цветовое решение имеет данная композиция. |
4 | 3.2. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся знакомятся с чёрно-белым вариантом иллюстрации И. Я. Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке». |
5 | 3.3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся знакомятся с чёрно-белым вариантом иллюстрации И. Я. Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке». Предполагают, какое цветовое решение имеет данная композиция. Учащиеся сравнивают свои варианты с цветовым решением художника. Задания актуализируют имеющиеся знания о цветовом решении композиции, о роли цвета в выделении композиционного центра иллюстрации |
6 | 4. Целеполагание | Обучающиеся определяют авторов иллюстраций. Называют сказки, к которым выполнены иллюстрации. Задание формирует опыт анализа произведений иллюстративного искусства, актуализирует знания о стилях иллюстрации. |
7 | 5. Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке | Обучающиеся сравнивают стили художников в иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. Определяют иллюстрацию, к которой относится представленное описание стиля. Задания дают опыт анализа произведений искусства, формируют знания о стилях иллюстрации. |
8 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающиеся сравнивают цветовое решение иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Выполняют цветовое решение иллюстрации к сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» или к своей любимой сказке. Задание направлено на развитие умений цветового решения композиции иллюстрации, развитие художественных умений преображения литературного текста в эмоционально-образную композицию с применением живописных материалов. |
9 | 7. Итог урока | Обучающиеся выполняют самоанализ своей композиции согласно заданному плану. Задание способствует закреплению знаний о художественных средствах выразительности, которыми в иллюстрациях выделены главные герои. Задание направлено на развитие умений анализа собственных художественно-творческих работ. |