Урок 27. Особенности работ, выполненных по памяти и по представлению. Мы рисуем животных
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Выполнить рисунок любимого животного.
Задачи урока
- Закрепить знания и умения в области выполнения набросков и этюдов по памяти и по представлению.
- Познакомиться с анималистическими рисунками разных эпох и авторов (росписи пещер Альтамира, Рембрант, А. Дюрер, Э. Делакруа, П. Рубенс, В. А. Серов, В. И. Яковлев, А. М. Лаптев, И. В. Иващенко и др.).
- Научиться изображать животных по памяти и представлению.
- Научиться передавать в рисунках пластичность и выразительность движений животных.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «анималистический жанр», «рисунок по памяти и по представлению», «средства выразительности графического рисунка по памяти и по представлению (линия, штрих, пятно, тон, форма, фактура, характер движения)». Изобразительная деятельность (графика), рисование по памяти и по представлению. Работа с учебником.
Ключевые понятия
-
Анималистический жанр, рисунок по памяти и по представлению, средства выразительности графического рисунка по памяти и по представлению (линия, штрих, пятно, тон, форма, фактура, характер движения).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель знакомит учеников с цитатой Ж. Верна, классика французской приключенческой литературы. На примере рисунков обучающиеся объясняют своё понимание сказанного писателем. Задание является вхождением в тему урока. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Обучающиеся знакомятся с этюдами и набросками животных, выполненными известными художниками. Анализируют, какие характерные черты животных подметили художники в своих работах и с помощью каких изобразительных средств передали. Задание формирует опыт анализа произведений искусства анималистического жанра. Работа актуализирует знания о выразительных средствах изобразительного искусства. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся находят главные отличия в выразительных средствах живописных и графических работ. Задание формирует опыт анализа произведений искусства, формирует знания о выразительных средствах живописи и графики. |
4 | 4. Целеполагание | Обучающиеся рассматривают иллюстрации В. А. Серова к басням И. А. Крылова, читают отрывки басен. Сравнивают литературный и художественный образы. Дают характеристику нарисованным животным, размышляют, какие художественные приёмы позволили создать образ (характер) животного. Данное задание актуализирует знания о валёрной линии. |
5 | 5. Открытие новых знаний | Обучающиеся соотносят понятия («рисунок по представлению», «рисунок по памяти») и их определения. Задание направлено на формирование знаний о рисунках по памяти и по представлению. |
6 | 6. Первичное закрепление | Учитель знакомит обучающихся с анималистическими работами французского художника Э. Делакруа. Учитель просит обучающихся предположить, какие из них выполнены по памяти, а какие по представлению. Учащиеся аргументируют свои ответы. Задание способствует развитию умения различать виды художественной деятельности. |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающиеся знакомятся с набросками животных Леонардо да Винчи; выполняют рисунок своего любимого животного по памяти и по представлению. Передают его характер. Используют наброски и зарисовки животных, сделанные ранее дома или в зоопарке. Задание направлено на формирование навыков выполнения графическими материалами рисунков животных (с передачей характера) по памяти и представлению. |
8 | 8. Итог урока | Обучающиеся размышляют, почему в основе рисования по памяти и по представлению лежит рисование с натуры; почему создание мультфильмов невозможно без рисования по памяти и по представлению. Задание направлено на формирование понимания значимости и тесной взаимосвязи различных видов художественно-творческой деятельности. |