Урок 25. Законы, правила и средства тематической композиции
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Нарисовать сюжетную композицию на тему «Они сражались за Родину».
Задачи урока
- Познакомиться с основными законами композиции (закон жизненной правды, закон целостности, закон контрастов, закон типизации).
- Познакомиться с правилами композиции (статичность и динамичность, симметрия и асимметрия).
- Познакомиться с правилами выделения композиционного центра (местоположением, масштабом, детализацией, тоновым и цветовым контрастом).
- Познакомиться со средствами композиции (свет, цвет и рефлексы).
- Получить опыт анализа композиций на примере картин известных художников (А. К. Саврасова, Е. М. Рачёва, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и др.).
- Научиться использовать в работах законы, правила и средства композиции.
- Познакомиться с ведущим музеем мира Эрмитажем и творчеством великих западноевропейских художников (Л. да Винчи, Д. Веласкесом, Рембрандтом, Караваджо).
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «законы композиции (закон жизненной правды, закон целостности, закон контрастов, закон типизации)», «правила композиции (статичность и динамичность, симметрия и асимметрия)», «правила выделения композиционного центра (местоположение, масштаб, детализация, тоновой и цветовой контраст)», «средства композиции (свет цвет и рефлексы)». Изобразительная деятельность (живопись). Работа с учебником.
Ключевые понятия
-
Законы композиции (закон жизненной правды, закон целостности, закон контрастов, закон типизации), правила композиции (статичность и динамичность, симметрия и асимметрия), правила выделения композиционного центра (местоположение, масштаб, детализация, тоновой и цветовой контраст), средства композиции (свет, цвет и рефлексы).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | На примере картины обучающиеся объясняют смысл цитаты. Задание является вхождением в тему урока. |
2 | 2.1. Актуализация опорных знаний | Обучающиеся знакомятся с жанровыми картинами отечественного художника В. Е. Маковского. Определяют правила, по которым выполнены композиции (симметрия, асимметрия, статика, динамика). Аргументируют свои ответы. Задание актуализирует имеющиеся и способствует формированию новых знаний о правилах композиции. |
3 | 2.2. Актуализация опорных знаний | Обучающиеся знакомятся с жанровыми картинами отечественного художника В. Е. Маковского. Определяют правила, по которым выполнены композиции (симметрия, асимметрия, статика, динамика). Аргументируют свои ответы. Задание актуализирует имеющиеся и способствует формированию новых знаний о правилах композиции |
4 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся рассматривают картины отечественных художников и на их примере объясняют способы выделения композиционного центра (местоположением, масштабом, детализацией, цветом, тоном). Задание формирует знания о композиционном центре и способах (правилах) его выделения. |
5 | 4. Целеполагание | Обучающиеся на примере произведений живописи определяют вид контраста и рассказывают, как художники используют контраст в композиции. Задание направлено на формирование знаний о законе контраста в композиции. |
6 | 5.1. Открытие новых знаний | Обучающиеся рассматривают картины В. Ван Гога. Определяют композиционные центры и способ их выделения. Обосновывают свои ответы. Называют цветовые контрасты картин. Объясняют своё понимание закона контрастов. Задание направлено на формирование знаний о законе контраста в композиции. |
7 | 5.2. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с композициями картин, схожих по замыслу. Учащиеся выбирают работу, созданную по закону жизненной правды. Аргументируют свой выбор. Задание направлено на формирование знаний о законе жизненной правды. |
8 | 5.3. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с иллюстрациями русских художников. Ученики выделяют раздробленную композицию. |
9 | 5.4. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с иллюстрациями русских художников. Ученики выделяют раздробленную композицию. Ученики выбирают признаки композиции, соответствующей закону целостности. Задание способствует приобретению опыта выявлять целостную и раздробленную композицию. Работа направлена на формирование знаний о законе целостности. |
10 | 5.5. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с живописными образами купчих Б. М. Кустодиева и В. А. Тропинина. Ученики выделяют работы, отражающие типичный образ купчихи. Выявляют работу, в которой отражены индивидуальные черты героини. Называют типичные качества купчихи, которые удалось подчеркнуть художнику: жизнерадостность, праздность, гордость. Объясняют своё понимание закона типизации. Задание направлено на формирование знаний о законе типизации в жанровой живописи |
11 | 6. Первичное закрепление | Обучающиеся по заданному плану выполняют анализ картины Ю. М. Ракши «Поле Куликово». Определяют жанр композиции. Перечисляют главных и второстепенных героев. Рассказывают, какие приёмы использовал художник, чтобы выделить композиционный центр каждой части триптиха. Задание направлено на развитие навыков анализа композиции сюжетной картины. |
12 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Творческое задание. Обучающиеся выполняют в цвете сюжетную композицию на тему «Они сражались за Родину». Задание направлено на развитие навыков выполнения сюжетной композиции, формирование опыта реализации замысла выразительными средствами живописи. |
13 | 8.1. Итог урока | Обучающиеся выполняют самоанализ работ по заданному плану. Задание способствует формированию навыков самоанализа жанровой композиции по заданным критериям. |
14 | 8.2. Итог урока | Работа с учебником. Обучающиеся знакомятся с ведущим художественным музеем мира – Эрмитажем (5 класс, часть 2, с. 120). Называют произведения и их авторов. Рассказывают о художниках запомнившуюся информацию. Отвечают, какие ещё картины этих мастеров им известны. Задание способствует развитию навыков работы с текстом |