Тундра. Окружающий мир. 3 класс. Разработка урока
УМК «Окружающий мир. 4 класс» Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.
Цели:
- иметь представление о природной зоне – тундра;
- знать её географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека;
- уметь находить данную природную зону на географической карте.
Задачи:
- развивать познавательный интерес, умение работать в группе;
- воспитывать чувство ответственности при работе в группе.
Оборудование: информационные тексты для каждой группы; дополнительная справочная литература (справочники, детские энциклопедии, атласы-определители); карта «Природные зоны»; наборы картинок растений и животных разных природных зон; презентация слайдов животных разных природных зон; компьютеры; ножницы, клей, фломастеры, маркеры; карточки – анаграммы.
Ход урока
1. Организационный этап
– Здравствуйте, садитесь. Сейчас урок – окружающий мир. Чтобы узнать тему урока, я предлагаю разгадать кроссворд, ключевое слово и будет темой.
- Короткое название ледяной зоны.
- Птица с необычным красным клювом.
- Название острова, на котором расположен заповедник.
- Арктика царство снега и … .
- Растения, живущие в толще воды.
- Вид рыбы, обитающий в северных морях.
(Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка.
Ключевое слово: Тундра).
2. Вызов
– Итак, тема нашего урока «Тундра». Это название следующей природной зоны России.
– По какому плану изучаем любую природную зону? (обучающиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны).
В результате на доске составляется кластер.
– Мы рассмотрим данную природную зону, работая по группам. В конце занятия работа каждой группы будет оцениваться. Учитывается полнота и точность ответа, участие всех в работе группы. При работе в группе следует соблюдать правила: не перебивать друг друга, слушать других и высказываться самому, быть доброжелательным и вежливым.
– Откройте атлас на странице 30-31, найдите эту природную зону на своих картах, пользуясь условными обозначениями. Зона тундры протянулась южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей. Расположена на материке Евразия (показ на карте, работа в парах).
– На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная тундра. Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Показ природной зоны тундра на карте у доски учеником по желанию.
– Работая в группах, вам предстоит ответить на вопросы:
- Каков климат? («Географы»)
- Что растет? («Ботаники»)
- Кто живет? («Зоологи»)
- Как живут? («Экологи»)
3. Осмысление
Каждая группа получает задание.
«Географы»: Изучить природные условия тундры и составить схему (поверхность, температура воздуха зимой, продолжительность лета).
«Ботаники»: Изучить растительность тундры, показать основных представителей, перечислить характерные признаки, приспособление к природным условиям.
«Зоологи»: Изучить животный мир тундры, показать основных представителей, перечислить приспособление к месту обитания: птицы (питание, оперение, окраска); животные (питание, мех, окраска).
«Экологи»:
- Представить в виде схемы деятельность человека в тундре.
- Указать экологические проблемы, возникшие в тундре в результате деятельности человека.
Группы «Ботаники» и «Зоологи» получают дополнительное задание, которое нужно выполнить, используя компьютер. Выбрать среди предложенных слайдов те, которые относятся к их заданию.
Группа «Экологи» для выполнения задания делится на две микрогруппы.
(Ведется работа в группах с текстом учебника, информационными листами, энциклопедиями, справочниками, атласами). Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группе.
4. Рефлексия
– Каждая группа представляет свое задание. Дополняется кластер. Группы «Зоологи» и «Биологи» представляют свою работу в виде коллажей, определяют растения и животных данной природной зоны на предложенных слайдах, демонстрируют их. Группы «Экологи» и «Географы» представляют свои задания в виде структурированных схем.
– В завершение предлагается разгадать анаграммы, в которых зашифрованы названия растений и животных тундры.
течерк – кречет
минглем – лемминг
лукик – кулик
сецеп – песец
корашом – морошка
бигулока – голубика
сникаруб – брусника
онель – олень
– Сегодня мы рассмотрели еще одну природную зону России. Выяснили, где она расположена, каков её климат, какие растения и животные распространены на её территории, каковы значение и влияние деятельности человека в тундре.
– Оценивание работы групп.
– Урок окончен. До свидания.