Реализация концепции географического образования в новой линии «Классическая география»
Корпорация «Российский учебник» представляет новый УМК «Классическая география» для 5-9 классов. На данный момент издания имеют статус учебных пособий и уже вышли на дополнительную экспертизу для включения в федеральный перечень. Линию можно назвать эквивалентом классических учебников, при этом курс соответствует новейшим стандартам образования. Как это реализовано? Рассмотрим подробнее.Характеристика УМК «Классическая география»
Курс «Классическая география» нацелен на то, чтобы помочь учителям выполнить три главные масштабные задачи:
- Повышение образовательного результата детей по географии;
- Проведение интересных и увлекательных уроков;
- Эффективная подготовка учеников к аттестации.
Для этого предложен соответствующий инструментарий. В курсе скомбинированы лучшие традиции отечественной педагогической школы и современные подходы в изучении географии. Авторами учебников стали ученые и педагоги-методисты, известные в педагогическом сообществе: Максимов Н.А., Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А., Сухов В.П., Низовцев В.А., Алексеев А.И. и другие. Проект уже прошел научное рецензирование Комиссии Русского географического общества по географическому и экологическому образованию.
Состав УМК:
- рабочие тетради,
- технологические карты уроков,
- ЭФУ,
- картографический тренажер,
- рабочая программа,
- методические пособия.
Особенности нового УМК «Классическая география»
Систематичность в изложении материала. В учебниках выдержана последовательность и иерархия информации, обобщение представлено в форме вопросов, резюмирующих текстов, итоговых заданий и практикумов. Помимо главных положений, дается много дополнительных фактов, мотивирующих учеников к изучению предмета. Например, в пятом классе, помимо основной информации о географических открытиях, в отдельной сноске рассказана настоящая детективная история о том, как Колумб вносил в бортовой журнал ложные сведения, стремясь сохранить в тайне свой маршрут.
Доступность изложения материала. Информация представлена с учетом возрастных особенностей детей таким образом, чтобы школьники могли заниматься с учебниками самостоятельно. Текст написан понятным школьникам языком, сложные для усвоения данные заключены в рисунки и схемы.
Наглядность, обеспечивающая связь иллюстраций с текстом. Карты, схемы, снимки из космоса — все это позволяет выстроить интересную продуктивную работу на уроке и дома. Например, при объяснении принципов просачивания воды с поверхности суши сквозь горные породы дается и фото пород, и схемы их частиц, и эффектное фото пещеры с подземным озером, чтобы ученики могли представить себе все описываемые процессы.
Реализация системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Дифференциация и разнообразие вопросов и заданий, творческих и самостоятельных работ обеспечивают активность и осмысленность в деятельности школьников. Предполагается использование дополнительных источников информации. Часто школьникам предлагается определить свою точку зрения по неоднозначному вопросу и аргументировать ее, участвовать в диспутах. Практикумы с алгоритмами действий помогают сформировать нужные навыки.
Новый УМК и концепция развития географического образования
Современное географическое образование:
- способствует формированию идентичности и представлений о деятельности человека во взаимодействии с окружающей средой,
- становится базой для выявления и решения многих проблем (экологических, экономических, социальных и других),
- помогает интегрировать содержание образования в области естественных и общественных наук,
- повышает общекультурный уровень школьников,
- становится базой для формирования традиционных ценностей,
- формирует комплексное представление у школьников о своей стране и о Земле в целом.
Существует официальная концепция развития географического образования в России. Ознакомиться с ней можно на сайте Министерства просвещения. В концепции, помимо прочего, прописаны актуальные проблемы преподавания географии. Рассмотрим, как новый курс корпорации «Российский учебник» помогает преодолеть данные проблемы.
«Недостаточная реализация комплексного подхода в изучении географии»
Комплексность является одним из главных принципов УМК «Классическая география». Например, при рассмотрении того или иного района дается и географическое положение, и характеристики природы, населения, экономической составляющей. В результате ученик видит не просто описание территории, но и присущие ей проблемы, и пути их решения с учетом сохранения природы, развития социума и хозяйственной деятельности.
«Снижение внимания к краеведческому компоненту образования»
В большинстве разделов «Классической географии» есть вопросы и задания, позволяющие рассматривать географические аспекты на основе краеведческого материала. Например: «Перечислите экономические районы России. В каком районе находится ваш населенный пункт?», «Назовите центр муниципального района, в котором находится ваш населенный пункт. К какому типу поселений относится ваш населенный пункт?» Также задания включают изучение краеведческих объектов.
«Недооценка значимости географического образования для повседневной жизни»
Материал учебников передает детям знания, которые они смогут использовать в дальнейшем, во взрослой жизни. Например, рассматривается добыча питьевой воды в сельской местности и закономерности атмосферного давления, влияющего на самочувствие людей.
Содержание учебников «Классическая география» для 5–9 классов
- 5 класс. Знакомство учеников с предметом. Главная цель — пробудить интерес к географии, побудить смотреть оценочно на окружающий мир. Вопросы и задания, проектные работы показывают, как через изучение географии можно проявить свой творческий потенциал.
- 6 класс. Формирование первоначальных знаний о Земле через знакомство с такими науками, как геология, гидрология, климатология, почвоведение, биогеография. Школьники изучают разнообразные гидрологические объекты и процессы их развития, процессы в атмосфере и влияние человека на их изменения, формы жизни на Земле и особенности их размещения по планете. Школьникам уже приходится применять метапредметные действия: добывать информацию из разных источников, находить взаимосвязи, сравнивать, оценивать.
- 7 класс. Изучение вопросов общеземлеведческого и страноведческого характера. Материал включает сведения из области этнографии, геоэкологии, экономической и социальной географии. Раздел «Население Земли», согласно требованиям ФГОС второго поколения, дает расширенные сведения о населении. В процессе работы с учебником воспитываются бережное отношение к природе, убеждение в необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
- 8 класс. Знакомство с многообразием современного географического пространства. В частности: формирование у школьников географического образа своей страны, а также формирование социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций. Демонстрируется целостная связь явлений, природы, населения и хозяйства России (в том числе с точки зрения исторического развития). Одна из задач — донести до учеников, насколько важно адаптироваться к окружающей среде (природной, экономической, социальной и культурной).
- 9 класс. Представление ученика как субъекта познания на основе географического знания. Демонстрируются принципы научности, субъектности, проблемности, историзма, интегративности, регионализации, гуманизации, позволяющие рассматривать особенности размещения населения и хозяйства на основе тенденций, вызванных развитием цивилизации, а свою страну, район проживания как часть мировой культуры. В процессе воспитывается любовь к своей стране.
Наши эксперты помогут вам оформить закупку учебников и учебных пособий для вашей школы. По всем вопросам обращайтесь на почту sales@rosuchebnik.ru
#ADVERTISING_INSERT#