Работа с графиками и диаграммами как универсальное учебное действие
Чтение и построение графиков и диаграмм — это универсальные учебные действия, которые применяются на многих уроках. Насколько хорошо ученик знает источники географической информации, умеет группировать и классифицировать данные, может обобщить результаты, сделать выводы и спрогнозировать ситуацию на основе сложных схем — проверяется на главных экзаменах по разным дисциплинам. Подробнее об этом в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник» рассказала Светлана Дюкова, научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО.Чтение и составление графиков и диаграмм как УУД
График — это чертеж, диаграмма и другие изображения, отображающие с помощью линий количественные показатели чего-либо. (Другое значение понятия: план работ с точными показателями норм и времени выполнения)
Диаграмма — графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.
Умения читать и строить графики и диаграммы, согласно ФГОС, являются одними их важных познавательных УУД и необходимыми предметными навыками. Способность ученика интерпретировать графики и диаграммы, в том числе критически относиться к представленной информации, а также представлять данные в виде графиков и диаграмм — полезные навыки в современном обществе.
Педагоги формируют умения, связанные с этими действиями, на протяжении всей школы. Анализировать информацию, читать и составлять графики и диаграммы в упрощенном виде учат уже в младших классах. В дальнейшем формирование компетенций происходит в симбиозе предметов. Например, географические методы анализа и структурирования информации применяются не только на уроке географии. В 6 классе в учебнике по информатике можно встретить таблицу с данными, направленными также на формирование географического мышления. На основе этих данных школьник учится стоить круговую диаграмму. Такую сопряженность предметов следует учитывать. Можно организовать совместные уроки, на которых, например, ученики будут составлять на компьютере диаграммы, пользуясь в качестве источника данных учебником географии.
Работа с графиками и диаграммами на экзаменах
Задания с графиками и диаграммами, используемые в ГИА и КИМ, можно разделить на три группы:
-
Простое извлечение информации.
-
Анализ, интерпретация, обобщение информации.
-
Использование информации для решения задач с привлечением дополнительных знаний или без привлечения.
Рассмотрим подробнее.
- Биология
Пример из ОГЭ: Дан график зависимости скорости химических реакций в живом организме от температуры. Нужно выбрать описание, наиболее точно характеризующее отображенную зависимость.
Пример из ЕГЭ: Дан график скорости размножения молочнокислых бактерий. На основе информации нужно выбрать верное суждение.
- Физика
Пример из ОГЭ: Представлены графики зависимости изменения давления воздуха от времени для звуковых волн, издаваемых двумя камертонами. Нужно сравнить амплитуду изменения давления и высоту тона волн.
Пример из ЕГЭ: На диаграмме показан процесс изменения состояния идеального одноатомного газа. Нужно определить, какую работу совершил газ в процессе получения теплоты, с учетом того, что его масса не меняется.
- Информатика
Пример из ОГЭ: Требуется выбрать формулу для ячейки электронной таблицы так, чтобы в результате вычислений получилась определенная круговая диаграмма.
- Обществознание
Пример из ОГЭ: Дана диаграмма с результатами социологического исследования. На ее основе нужно дать ответы на вопросы.
Пример из ЕГЭ: На графике представлено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке. Нужно выбрать факторы, которые могут вызвать отображенное изменение.
- Математика
Пример из ОГЭ: На графике изображена зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Нужно определить, на какой высоте атмосферное давление равно 620 миллиметрам ртутного столба.
- География
Пример из ОГЭ: Даны профили (графики) рельефа местности. Их нужно соотнести с картой, прочитать карту и выбрать, какой график построен верно.
Пример из ЕГЭ: Нужно прочитать карту и построить профиль рельефа.
Международные исследования
В заданиях международных сравнительных исследований занимает значительное место проверка сформированности навыков работы с графиками и диаграммами. Отдельного внимания заслуживает тест PISA, который проверяет, может ли школьник применить знания на практике.
PISA 2015: Примеры заданий
Открытое задание с графическим отображением данных «Бег в жаркую погоду»
Развитие критического мышления
При работе с графиками и диаграммами реальных природных явлений нужно понимать, что представлены усредненные параметры, а не реальное положение вещей. Так использование моделей становится осознаннее.
Пример задания для разработки критического отношения к данным:
Валерий и Алина готовили реферат по географии о климате Аргентины. На сайте в интернете, который был на немецком языке, они нашли климатограмму Буэнос-Айреса и данные, по которым она построена. Валерий скачал климатограмму и решил описать ее в тексте реферата. Алина, внимательно изучив климатограмму, предположила, что она неверно отражает климатические характеристики Буэнос-Айреса. На какие вопросы нужно ответить, чтобы определить, верна ли климатограмма? Предложите вопросы и способы получения ответов на них. Как Вы считаете, верно ли отражает климатограмма климатические характеристики Буэнос-Айреса. Свое мнение подкрепите данными климатограммы.
Сайт с обширным банком климатограмм: klimadiagramme.deСоответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).