Проектная деятельность по информатике: этапы и критерии оценки
Организация проектной деятельности на уроках информатики — актуальная тема. Согласно требованиям ФГОС, проектная работа должна реализовываться в рамках учебного процесса. О тонкостях проведения исследований и составления проектов по информатике рассказал учитель высшей категории, финалист и победитель профессиональных конкурсов Магомедшапи Дибиров.Чем отличается проектная деятельность от исследовательской?
Организуя творческую работу школьников, необходимо учитывать разницу между видами деятельности: проектной и исследовательской. Иногда происходит подмена понятий.
Исследование — это получение нового знания про известные предметы. Исследовательская деятельность направлена на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагается наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проект — это создание новых предметов с теми качествами, которые нам нужны, которых раньше не было. Проектная деятельность направлена на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
В школах чаще реализуется проектная деятельность. Эта работа, вкупе с исследовательской деятельностью и научно-техническим творчеством составляет научно-техническое образование. Один из главных трендов в творческой деятельности учащихся на уроках информатики — обращение к робототехнике. Наборы, которыми постепенно оснащаются школы, позволяют ученикам создавать новые конструкции, проверять на них свои теории и программы.
Этапы исследовательской деятельности
-
Изучение теоретического материала.
-
Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.
-
Формулировка гипотезы.
-
Освоение методики исследования.
-
Сбор собственного материала.
-
Обработка собранного материала.
-
Обобщение, анализ, выводы.
-
Представление исследовательской работы.
Соблюдение плана варьируется в зависимости от обстоятельств. Например, при дополнительном образовании каждому этапу уделяется максимальное внимание. На экскурсии резонно исключить освоение методик, обработку материала, представление работы и оставить только изучение теории (краткое), постановку целей и задач, сбор материала, выводы.
На основе приведенных пунктов можно составить индивидуальный план выполнения работы, обозначив для каждого этапа:
-
Содержание.
-
Даты.
-
Формы работы.
-
Количество часов.
При этом важно разделить работу между учеником и руководителем проекта, чтобы первый имел возможность сделать свой весомый вклад, а второй — проявить свою компетентность. К самостоятельной работе учащихся лучше отнести выбор темы и задачи, формулировку гипотезы, выбор объекта, анализ результатов и выводы. К консультационной работе руководителя — создание теоретической базы, подбор методики под задачу, составление плана работ, подбор методики обработки, составление плана презентации.
Критерии оценки текста исследовательской работы
-
Соответствие содержания работы заявленной теме.
-
Четкость формулировки проблемы исследования и ее обоснованность.
-
Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования.
-
Обоснованность и адекватный подбор методов исследования.
-
Глубина анализа литературы по исследуемой теме.
-
Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их достаточность.
-
Глубина самостоятельного анализа полученных результатов.
-
Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами.
-
Соблюдение требований к оформлению работы.
-
Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.)
Критерии оценки текста проектной работы
-
Актуальность проблемы и четкость ее постановки.
-
Соответствие содержания работы заявленной теме.
-
Четкость и конкретность формулировки проблемы, цели и задач работы.
-
Четкость описания методов реализации проекта.
-
Самостоятельный анализ фактов по заявленной теме.
-
Последовательность и логичность этапов реализации проекта.
-
Соответствие результатов проекта поставленным задачам.
-
Практическая значимость проекта.
-
Степень реализации проекта на практике.
-
Наличие собственной оценки эффективности реализации проекта и оценка перспектив развития проекта.
Вопросы для рефлексии педагога
-
Как к вам попал автор работы?
-
Как родилась тема работы (чья инициатива, как уточнялась)?
-
На каких этапах и в чем проявлялась инициатива автора?
-
Как вы эту инициативу поддерживали?
-
Как и почему корректировались тема и методика исследования в ходе работы?
-
Какой этап был самым трудным и почему?
-
Как и по чьей инициативе вы разрешили трудности?
-
Как вы оценивали успешность работы автора и изменения его отношения к делу?
Индивидуальный проект
Исследовательские и практические работы обычно дополняют урок по конкретной теме. Более серьезная, масштабная работа — индивидуальный учебный проект. Он выполняется школьниками в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
-
информационного,
-
творческого,
-
социального,
-
прикладного,
-
инновационного,
-
конструкторского,
-
инженерного.
К слову, в исследовательской работе вредно сразу ориентироваться на конкретный конечный результат. Нужно, чтобы педагог задал вопрос, а ученик в поиске ответа сделал свое маленькое открытие. Подходящие материалы для проектной и исследовательской деятельности вы найдете в книге «Информатика и ИКТ. 8-9 классы. Рабочие программы» авторства Д.Ю. Усенкова.
#ADVERTISING_INSERT#