Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм. Алгебра. Информатика и ИКТ. 9 класс. Разработка урока
Технологическая карта урока
1 |
Предмет |
Алгебра |
2 |
Класс |
9 |
3 |
Базовый учебник (выпущенный издательством «ДРОФА») |
Алгебра. 9 кл.: учебник /Г. К. Муравин, К. С. Муравин, О. В. Муравина. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. |
4 |
Тема урока |
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм (глава 5, §31) |
5 |
Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.) |
Комбинированный (изучение нового материала + закрепление). Новый материал: использование специальных функций в редакторе электронных таблиц Excel (категория – статистические). Закрепление: основные характеристики рядов чисел. |
6 |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) |
Личностные: коммуникативная компетентность в общении, в учебно-исследовательской деятельности по предмету; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: способность самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; умение представлять информацию в различной форме (табличной, графической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными задачами. Предметные: умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический, табличный); практические навыки выполнения инструментальных вычислений. |
7 |
Межпредметные связи |
Информатика и ИКТ |
8 |
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники) |
Электронные таблицы Excel |
9 |
Материалы и оборудование |
Компьютерный класс (с установленным офисным пакетом приложений Microsoft Office,в состав которого входят электронные таблицы Excel), экран, мультимедийный проектор, файлы с заданиями, карточки с тестом. |
10 |
Список используемой литературы |
Ю. А. Быкадоров – М.: Дрофа, 2013. – 336 с.: ил.
|
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
1 |
Повторение числовых характеристик рядов, построение диаграмм. (10 мин.) |
– Ребята, перечислите, какие характеристики числовых рядов Вы знаете? – Как они вычисляются? Рассмотрим задачу (задача 3 на стр. 208 учебника). Учитель показывает на экране Лист Задача – файл «1.xlsx» (приложение 1) – Как сравнить успехи учеников этих районов? Учитель с учащимися устно вычисляют моды и медианы рядов (равны 3). Среднее арифметическое учитель записывает с помощью учащихся прямо на Листе Задача (для этого вводит формулу, используя относительные и абсолютные ссылки, см. Лист Среднее). Значения средних арифметических с точностью до одного знака после запятой для двух районов равны 3,3. Учитель вместе с учащимися приходят к выводу, что результаты удобнее сравнивать в процентах. Учитель переводит результаты в проценты (см. Лист Проценты). – Для повышения наглядности используются диаграммы. Учитель поясняет тему, цели и задачи урока. – Построим круговые диаграммы для первого и второго районов, затем сравнительную гистограмму (см. Лист Диаграммы). Учитель вместе с учащимися повторяет алгоритм построения диаграммы в табличном редакторе Excel (Глава 5, § 44, Информатика и ИКТ. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю. А. Быкадоров – М.: Дрофа, 2013. – 336 с.: ил.) 1) Выделяем блок ячеек, по которым строим диаграмму. 2) На панели «Вставка» выбираем тип диаграммы. 3) Для редактирования диаграммы используем пункт «Макет». |
Учащиеся отвечают: Среднее арифметическое, моду, медиану, размах. Учащиеся дают определения этим характеристикам. Учащиеся предлагают найти и сравнить уже известные им характеристики: медианы, моды, средние арифметические.
Учащиеся предлагают сравнить количество «3», «4» и «5» (процент успеваемости); количество «4» и «5» (качество знаний). |
Информационно-коммуникативные УУД: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Познавательные УУД: исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений; сравнение, сопоставление объектов по одному или нескольким критериям. |
2 |
Применение знаний. (25 мин.) |
– Откройте файл «2.xlsx» (приложение 2) и выполните задания. (№ 465, № 467). Учитель обращает внимание на особенности использования функции МОДА.НСК()
Время на выполнение заданий – 15 минут. Учитель корректирует работу учащихся, отвечает на вопросы. После выполнения заданий учитель оценивает выполненные работы (cм. файл «3.xlsx» (приложение 3)). |
Учащиеся выполняют задания, используя электронные таблицы Excel, задают вопросы учителю. Если не хватает компьютеров на каждого учащегося, то работу выполняют в парах. Сохраняют выполненные задания на компьютере в каталог, указанный учителем. |
Рефлексивная деятельность: самостоятельная организация учебной деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Познавательные УУД: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. |
– Решаем № 463. – Ребята, представьте, что у Вас есть ряд из 200 различных чисел. Как бы Вы поступили для поиска среднего арифметического? А если данных больше 200? – Давайте рассмотрим задачу 4 на странице 210. Учитель обращает внимание на возможность использования частоты соответствующего результата при вычислении среднего арифметического. |
По желанию (или по выбору учителя) вызывается к доске один из учащихся. Он записывает решение № 463. Остальные учащиеся записывают решение в тетради. Учащиеся предлагают разбить данные на интервалы (группы). Вместе с учителем рассматривают задачу 4, задают вопросы. |
Познавательные УУД: Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Информационно-коммуникативные УУД: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности. |
||
3 |
Контроль. (7 мин.) |
Учитель предлагает самостоятельную работу в виде теста по индивидуальным карточкам. |
Учащиеся выполняют тест, сдают на проверку учителю. |
Информационно-коммуникативные УУД: Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Рефлексивная деятельность: Самостоятельная организация учебной деятельности. |
4 |
Подведение итогов урока, оценка деятельности, домашнее задание. (3 мин.) |
Просит учащихся ответить на вопросы: – Что нового узнали на уроке? – Чему научились на уроке? Учитель благодарит за работу на уроке, даёт домашнее задание: §13 (задача 3), № 466, № 471. |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают домашнее задание. |
Информационно-коммуникативные УУД: Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Рефлексивная деятельность: Оценивание своих учебных достижений. |