Подготовка к ВПР по математике в начальных классах в 2019 году
Первые всероссийские проверочные работы в 4-х классах были проведены в 2015 учебном году; в мае 2016 года ВПР по математике написали уже все четвероклассники России. С тех пор в распоряжение методистов и экспертов поступили статистические данные об успехах наших школьников по каждому типу заданий, а также по наиболее частым ошибкам и сложностям при решении. Обо всех типах заданий ВПР по математике для 1-4 классов и о том, как помочь четвероклассникам показать хорошие результаты ВПР в 2019 году, рассказывает кандидат педагогических наук, автор учебных пособий по математике Ольга Викторовна Муравина.Главное о ВПР. В официальном описании проверочной работы сказано, что она имеет исключительно диагностические цели, следовательно, нельзя использовать результаты ВПР для оценки деятельности учителя, образовательной организации, муниципальных и региональных органов исполнительной власти. В то же время, ВПР имеет определенное значение и для школы, и для учителей: в 2018 году на официальный сайт Рособрнадзора были вывешены номера школ, давших не те результаты, на которые все рассчитывали. Например, было выявлено несоответствие результатов ВПР и результатов ЕГЭ одной и той же школы.
Неудивительно, что учителя начальной школы активно занимаются подготовкой к ВПР. Однако будем помнить, что всероссийская проверочная работа в начальной школе — это не ЕГЭ-2019. Ее результаты во всяком случае не должны влиять на годовую оценку ребенка и его готовность заниматься математикой.
ВПР проверяет не только предметные знания, но и личностные, регулятивные и даже коммуникативные метапредметные результаты, поэтому учителю важно знать, какие именно знания и навыки проверяются в каждом задании. Типы заданий в 2018-2019 учебном году не изменились, однако выполнить их нужно всего за 45 минут. Верная стратегия — как можно скорее справиться с типовыми заданиями и сэкономить время на логические задачи. При выполнении заданий ученики могут пользоваться черновиком, который не проверяется, а вот калькулятор, учебник, справочники, телефоны — запрещены.
Еще об оценивании: если ребенок получает за ВПР от 16 до 18 баллов, учитель имеет право поставить ему две пятерки, а еще отметить, что это потенциально одаренный ученик, к которому стоит присмотреться и помочь построить индивидуальный маршрут, раскрывающий его математические способности.
Другие материалы по теме:
- ВПР по математике в 6 классе. Подготовка, результаты, анализ
- Демоверсия ОГЭ-2019 по математике
- ВПР в вопросах и ответах
- Методика подготовки к ВПР по математике в 4 классе. Решаем логические и геометрические задачи
- ВПР в вопросах и ответах
Подготовка к ВПР по математике в 4 классе: как не повторить в 2019 году ошибки предыдущих лет
Задание 1. Найди значение выражения. Это несложное задание успешно выполняют 96% детей. Проверяется знание рациональных приемов вычисления: ошибаются только те, кто плохо усвоил эти приемы или забыл таблицу умножения. Задание можно выполнить и письменно, никто не станет проверять черновик, но жалко тратить много времени на задание второго класса.
Как помочь? Еще раз повторите с детьми все приемы рационального вычисления, тренируйте устный счет. Пусть дети не пугаются, если в задании встретится нетабличное деление или трехзначное число.
Задание 2. Требуется найти значение выражения в 3-4 действия, со скобками или без. Типичная ошибка — неправильный порядок действия или невнимательность. Справляются с этим заданием 89% четвероклассников — что, честно говоря, для типового задания маловато.
Как помочь? Тренируйте внимание, напомните об основных законах вычисления.
Задание 3. «Рассмотри рисунок и ответь на вопрос». Это нетиповое задание на внимание и знание жизни. Чтобы его решить, нужно знать (в данном случае) денежные купюры, иметь понятие о цене и стоимости, также важно не обращать внимание на данные, которые даются в задании, но не нужны для решения. Обязательно представить в бланке решение. С этим заданием справляется 86% детей.
Как помочь? Повторите с детьми все величины и наименования, обратите их внимание на оформление решения задачи (действия, наименования, пояснение). Посоветуйте детям, когда они будут заходить в магазины, обращать внимание на цены и тренироваться вычислять стоимость покупок; пусть в этом им помогут родители.
Задание 4. Задача на математические величины. В рассматриваемом варианте — на знание времени: «Во сколько начались занятия, если длились... и закончились...?». Четвероклассников обычно подводит неумение работать с единицами времени, они забывают, что в часе не 100, а 60 минут. Самое главное здесь — понять задачу, представить себе реалистичную жизненную ситуацию. Всего 68% детей решают эту задачу успешно.
Как помочь? В течение всего года давайте детям задания на единицы времени, почаще вместе разбирайте практико-ориентированные задачи о расписании, планировании дня и других реалистичных ситуациях, связанных со временем.
В УМК Муравиных для 1-4 классов отрабатываются различные типы заданий на время. Вопрос всегда ставится по-разному: сколько длится урок, во сколько началось занятие, когда был окончен обед и т.д. Задачи на время опасны тем, что, если решать только задачи с типовыми формулировками, ученикам на ВПР будет легко «попасться» на иначе сформулированном вопросе. Чтобы ребята научились совершенно свободно обращаться со временем, полезно давать им задания на определение количества полных часов в том или ином интервале, на часовые пояса, на понимание временного интервала. Важно обращать внимание детей на элементарное понимание величин: какого роста в принципе может быть семилетний мальчик? Сколько может длиться ночной сон человека? Это позволяет оценить, насколько получившийся ответ соответствует здравому смыслу.
Задание 5. Задание на геометрию: например, найти площадь прямоугольника и провести линию так, чтобы получился квадрат и новый прямоугольник. Здесь самое главное — не пытаться ничего измерять, если нам дана условная единица (обычно одна клетка условно равна сантиметру). Первую часть задания выполняют 59% учеников, и ошибки их бывают связаны с тем, что они путают площадь и периметр. Вторая часть задания, как ни удивительно, дается всего половине детей: ошибки делают из-за недостаточно развитого пространственного мышления и неумения изменять конфигурацию геометрического объекта.
Чем помочь? Такие задания можно освоить, если выполнять их почаще, в том числе и со сложными фигурами. Если вы занимаетесь по УМК Муравиных, задания ВПР покажутся детям простыми: в учебнике им предлагается не просто разделить прямоугольник линией, но и разделить так, чтобы получился прямоугольник определенной площади.
Задание 6. Задача на умение работать с таблицей, читать и интерпретировать данные. Это может быть распределение призов и медалей у спортивных команд, предпочтения школьников, покупки, результаты контрольной и т.д. Вместо таблицы могут быть даны круговые или столбчатые диаграммы — их ученики тоже не должны испугаться. Ошибки возникают из-за неумения анализировать, а также из-за недостаточного опыта чтения табличных данных.
Как помочь? Поле для решения в бланке контрольной не предложено, однако решение здесь играет большую роль: важен алгоритм, по которому ищется ответ. Например, задан вопрос: кто занял третье место в командном зачете? Решение стандартное: подсчитать число медалей у каждой команды и найти ту, которая имеет третье место.
Задание 7. Типовое задание на письменные приемы вычисления: например, деления в столбик. В некоторых вариантах можно произвести вычисления и устно — но тогда желательна самопроверка. 79% четвероклассников выполняют это задание без ошибок, зато и оценивается оно всего в 1 балл.
Задание 8. Сложная текстовая задача. В бланке представляем полное решение и ответ. Выполняемость этого задания — не более 50%, опять же по той причине, что задание не типовое и к нему нельзя в полной мере подготовиться. Побеждают те, кто умеет рассуждать и представлять себе ситуацию. Ошибаются те, кто невнимательно читает условие задачи и не видит в нем представленных данных.
Как помочь? Просто решайте как можно больше разнообразных задач на логику. Старайтесь выбирать задачи с&разнообразными формулировками вопросов.
Задание 9. Интересная логическая задача, способная проверить, владеют ли ученики логикой, умеют ли перевести текстовую информацию в удобный наглядный вид. Чтобы решить задачу, нужно составить таблицу или схему и занести на нее все данные: составить расписание, продумать план и т.д. Если таблица составлена, все данные становятся выпуклыми и понятными. Если ответ дан только на один вопрос из двух или трех — это значит, что, скорее всего, ученик не составил таблицу, а нашел ответ случайно, по наитию. Таких учеников 76%: они дали ответ только на первый вопрос.
Как помочь? Чаще всего такие задачи ученики решают вместе с родителями. В этом нет ничего плохого, но полезнее всего будет, если родители откроют детям путь рассуждения: пусть размышляют вслух вместе с детьми, это гораздо важнее, чем дать правильный ответ.
Задание 10. Задание на пространственное мышление — в основном про асимметрию. Речь может идти об отражении фигуры в зеркале или о выделении симметричных и асимметричных фигур из ряда. Результативность этого задания не слишком высока, и основной причиной ошибок является невнимательность.
Задание 11. Снова логическая задача, в данном варианте даже вполне типовая: о двуногих и четвероногих животных, двухколесных или трехколесных велосипедах и т.д. Подобная задача решается по известному алгоритму (см. видео), однако если ребенок решил ее интуитивно или методом подбора, его ответ все равно будет засчитан.
Как помочь? Дать детям как можно больше известных алгоритмов, но не натаскивать: систематическое решение одинаковых сложных задач может сыграть с ребенком злую шутку.
#ADVERTISING_INSERT#