Особенности работы учителя математики в 2018/2019 учебном году
Министр просвещения РФ Ольга Васильева предложила ряд новшеств, нацеленных на коррекцию стандартов образования в Российской Федерации. В связи с этим 2018 год можно назвать годом грандиозных перемен. Кандидат педагогических наук, автор учебников Ольга Муравина рассказала о том, на какие новые государственные проекты преподавателям математики следует обратить особое внимание. Все они входят в состав национального проекта «Образование», реализация которого запланирована на 2018-2024 гг.«Современная школа»
Цели: внедрение новых методов обучения и воспитания, развитие образовательных технологий, повышение мотивации учеников и их вовлечения в учебных процесс, обновление предмета «Технология».
Результат реализации: лидирующие позиции России в международных исследованиях, 76 тысяч новых мест в общеобразовательных организациях, обновление материально-технической базы в 10 тысячах общеобразовательных школ в сельской местности и в поселках городского типа, 100% охват обучающихся обновленными программами.
На сегодняшний день наблюдается спад в интенсивности создания новых образовательных учреждений. В 2015 году было открыто 107 школ, а в 2017 — только 79. О кризисе в системе образования свидетельствует и повышенный интерес к частным школам и репетиторству.
«Успех каждого ребенка»
Цель: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.
Результат реализации: охват дополнительным образованием 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет, создание 225 детских технопарков «Кванториум» и 900 тысяч новых мест дополнительного образования, функционирование во всех регионах центров выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности.
Нужно отметить, что статистика ЕГЭ показывает снижение интереса учеников к математике профильного уровня: в 2015 году число участников соответствующего экзамена составляло 521 151 человек, а в 2018 — только 421 000. 100 баллов на экзамене по математике профильного уровня в 2016 году получили 296 участников, а 2018 году — лишь 145. Тем не менее, количество участников с результатами ниже 40 баллов сократилось более чем на 9% и выросло число абитуриентов с результатами более 61 балла — то есть неуспешных работ профильного ЕГЭ по математике все же стало меньше.
Помимо активной поддержки одаренных детей начинает также реализовываться проект по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, во многих общеобразовательных школах вводится инклюзивное образование.
«Современные родители»
Цели: создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет и оказание психолого-педагогической помощи родителям, обеспечивающим дошкольное образование в семье.
Результат реализации: создание 760 консультационных центров методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (по 9 центров в каждом субъекте РФ), вовлечение 40% родителей в школьную жизнь.
Чтобы осуществить задуманное, в правительстве предлагают разработать специальный сайт, где родители смогут получать консультации по вопросам образования и воспитания детей.
«Цифровая школа»
Цель: создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды.
Результат реализации: обеспеченность всех образовательных организаций доступом к интернету с высокой скоростью, их функционирование по стандарту цифровой школы, демонстрация учащимися владения цифровыми навыками.
Реализация проекта включает в себя материально-техническое обеспечение школ, а также подготовку и переподготовку учителей. Предусмотрены смешанные уроки, когда одну половину учебного времени занимают объяснение учителя, а вторую — использование цифровых технологий.
«Учитель будущего»
Цель: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, которая охватит не менее 50% учителей общеобразовательных организаций, а также введение системы аттестации школьных директоров и психологов.
Результат реализации: вовлеченность половины всех учителей из общеобразовательных организаций в национальную систему профессионального роста педагогических работников, функционирование центров непрерывного развития и аккредитации во всех регионах.
Согласно статистике, на одного учителя приходится все больше учеников. При этом идет модернизация педагогического образования, к 2020 году будут повсеместно введены новые профессиональные стандарты.
«Молодые профессионалы»
Цель: модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Результаты реализации: создание 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 500 лабораторий (мастерских), оснащенных современной материально-технической базой.
Помимо прочего студентов педагогических вузов теперь ждет дополнительный предмет — основы дефектологии. Педагогов-дефектологов будут готовить для работы не только в образовательных учреждениях, но и в социальной сфере, и в здравоохранении. Большое внимание будет уделено созданию программ подготовки и переподготовки тьюторов.
В связи с изменением отношений учителя с учеником и необходимостью формирования индивидуальных образовательных траекторий появятся новые педагогические профессии. Например, игротехник, разрабатывающий игровые стратегии освоения материалов и программ, или игропрактик, их применяющий.
«Новые возможности для каждого»
Цель: формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, предоставление возможностей для профессионального и карьерного роста.
Результаты реализации: создание 250 центров опережающего дополнительного профобразования взрослых (по 3 центра в каждом субъекте РФ).
Ответственность за успех проекта возложена на Министерство науки и высшего образования. Будет создана специальная платформа-навигатор и сервисы с образовательными курсами, программами. Также ведомство планирует проводить мероприятия, мотивирующие россиян к самообразованию (какие именно — пока не объявляется). Параллельно реализуется проект «Создание современной образовательной среды для школьников», одна из целей которого — перевод всех учащихся на обучение в одну смену. Для осуществления программы строятся эталонные «Школы нового типа».
«Повышение конкурентоспособности российского высшего образования»
Цель: увеличение не менее чем в 2 раза количества иностранных граждан, обучающихся в организациях высшего образования и научных организациях, а также трудоустройство лучших из них в России.
Результаты реализации: включение 46 российских университетов в мировые рейтинги университетов, обучение по очной форме 600 тысяч иностранных граждан в российских профессиональных образовательных организациях и вузах.
Учебники по математике в федеральном перечне на 2018/2019 учебный год
Чтобы учебник попал в федеральный перечень, он должен успешно пройти экспертизу в Научно-методическом совете при Министерстве образования и науки РФ по пяти направлениям: научному, педагогическому, общественному, этнокультурному и региональному. Обязательными условиями является наличие завершенной предметной линии, методических пособий для учителя, электронной версии учебника.
Линии по математике корпорации «Российский учебник» авторства Г.К. Муравина и О.В. Муравиной включены в федеральный перечень. УМК содержат рабочие программы, учебники в печатной и электронной формах, электронные приложения, рабочие тетради, тетради для подготовки к ВПР, методические пособия, сборники специальных модулей по финансовой грамотности. Авторы линии оказывают коллегам методическую поддержку — в том числе на регулярных вебинарах, проводимых корпорацией «Российский учебник».