ОГЭ по литературе – 2019: расписание, критерии оценивания, типы заданий
Литература является одной из дисциплин по выбору для сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников девятых классов в 2019 году.Формат проведения ОГЭ по литературе
Литературу в качестве одного из предметов для сдачи ОГЭ выбирают ученики, планирующие продолжить обучение в классах филологического профиля. Отличительной чертой ОГЭ по литературе в 2019 году от других экзаменационных дисциплин для учеников девятых классов является особенность «начинки» билетов: в них нет тестов с вариантами ответов.
Итоговая аттестация по литературе для девятиклассников проходит на базе школы.
Билет ОГЭ по литературе для 9 класса 2019 года включает следующие блоки:
Часть № 1 |
Выполнить анализ текста (проза или стихотворение), развёрнуто ответив на вопросы трёх заданий. |
Часть № 2 |
Написать сочинение на одну их четырёх предложенных тем. |
На выполнение заданий экзамена учащимся предоставляется почти четыре часа — 235 минут.
При выполнении заданий экзаменационного билета следует обратить внимание на следующие важные моменты:
-
Часть № 1
Перед началом работы над анализом текста учащемуся необходимо ознакомиться с двумя предоставленными текстовыми вариантами и выбрать для себя только один текст. Анализировать оба текста нельзя!
При анализе текста лучше всего использовать несложные речевые конструкции. Ответ должен быть ёмким и читабельным, но также он должен чётко отвечать на вопрос и не быть слишком поверхностным.
Для каждого задания в Части № 1 существует определённый объём развёрнутого ответа:
Номер задания |
Объём ответа |
Задание № 1 |
3-5 предложений |
Задание № 2 |
3-5 предложений |
Задание № 3 |
5-8 предложений |
-
Часть № 2
Для работы над сочинением экзаменующимся разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения. Свои мысли и точку зрения следует аргументировать, подкрепляя слова цитатами из художественного текста. Объём сочинения должен быть не менее 150 слов.
Расписание ОГЭ по литературе
Экзаменационный период ОГЭ по литературе состоит из трёх частей: досрочный, основной и дополнительный для пересдачи экзамена осенью.
Досрочный период |
|
Основной день 29 апреля (пн) |
Резервный день 13 мая (пн) |
Основной период |
|
Основной день 11 июня (вт) |
Резервные дни 28 июня (пт) 1 июля (пн) 2 июля (вт) |
Осенняя пересдача |
|
Первая пересдача 11 сентября (ср) |
Вторая пересдача 19 сентября (чт) 21 сентября (сб) |
Досрочный период для сдачи ОГЭ по литературе в 2019 году предусмотрен для:
-
выпускников 2017-2018 учебного года, которые не смогли преодолеть минимум по шкале баллов или решили улучшить свои показатели;
-
выпускников 2018-2019 учебного года (просьба учащегося в разрешении сдавать ОГЭ по литературе досрочно рассматривается педсоветом учебного заведения).
Основной период для сдачи ОГЭ предусмотрен для большей части выпускников.
Дни осенней пересдачи предусмотрены для учащихся, которые не смогли с первого раза преодолеть минимальный порог на сдаче ОГЭ. Однако возможность пересдать неудачный экзамен получат только учащиеся с неудовлетворительными баллами по одному или двум дисциплинам. Ученикам, которые не смогли справиться с большим количеством предметов, придётся потратить на подготовку к пересдаче экзаменов весь следующий год.
Резервные дни всех периодов помогут учащимся, которые не смогли присутствовать на сдаче экзамена по уважительной причине.
Критерии оценивания
Так как экзаменационные билеты по литературе не содержат стандартной для ОГЭ тестовой части, то все работы оцениваются независимыми преподавателями. Как и в прочих экзаменах, ответы оцениваются двумя преподавателями. Если разница в оценивании заданий превысила два балла, работа проверяется третьим, контрольным, учителем. Если же разница менее двух баллов, то выставляется среднее арифметическое двух оценок.
При оценивании экзаменационных работ специалисты опираются на особые критерии, разработанные ФИПИ специально к ОГЭ 2019 по литературе. Изучив требования к экзамену и верно применив свои знания во время сдачи ОГЭ, можно получить максимально высокий результат.
Рассмотрим критерии оценивания для ОГЭ по литературе:
Часть № 1. Критерии оценивания первого и второго заданий
Критерий |
Ответ учащегося |
Балл |
Соответствие ответа заданию |
Содержание соотнесено с задачей |
1 |
Содержание не соотнесено с задачей |
0 |
|
Аргументы и использование текста произведения |
Суждения аргументированы, проанализированы элементы текста |
2 |
Суждения аргументированы, но приведены только общие рассуждения по теме или только его пересказ, отсутствует анализ элементов текста |
1 |
|
Суждения не аргументированы, текст не использован или существенно искажён |
0 |
|
Фактологическая, логическая и речевая точность ответа |
Полностью отсутствуют ошибки |
2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида |
1 |
|
Допущено две и более ошибок одного вида |
0 |
Часть № 1. Критерии оценивания третьего задания
Критерий |
Ответ учащегося |
Балл |
Соответствие ответа заданию |
Содержание соотнесено с задачей |
1 |
Содержание не соотнесено с задачей или существенно искажено |
0 |
|
Сопоставление произведений |
Сопоставлены два произведения, тезисы обоснованы текстом двух произведений |
3 |
Сопоставлены два произведения, но тезисы обоснованы текстом одного произведения |
2 |
|
Сопоставлены два произведения, но суждения не обоснованы текстом |
1 |
|
Нет сопоставления произведения с текстом |
0 |
|
Фактологическая, логическая и речевая точность ответа |
Полностью отсутствуют ошибки |
2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида |
1 |
|
Допущено две и более ошибок одного вида |
0 |
Часть № 2. Критерии оценивания сочинения
Критерий |
Ответ учащегося |
Балл |
Соответствие сочинения теме |
Сочинение полностью соответствует теме |
1 |
Сочинение написано не по теме, тема не раскрыта или существенно искажено содержание |
0 |
|
Аргументированность, привлечение текста произведения |
Суждения аргументированы, проанализированы элементы текста |
2 |
Суждения аргументированы, но приведены только общие рассуждения по теме или только его пересказ, отсутствует анализ элементов текста |
1 |
|
Суждения не аргументированы, недостаточно отсылок к тексту |
0 |
|
Опора на теоретико-литературные понятия |
Теоретико-литературные понятия включены, выявлена роль хотя бы одного художественного средства |
2 |
Теоретико-литературные понятия включены, но не выявлена роль художественных средств |
1 |
|
Теоретико-литературные понятия не включены |
0 |
|
Композиционная цельность |
Обладает композиционной цельностью, соблюдены пропорции между частями |
2 |
Частично присутствует композиционный замысел, но есть нарушения пропорциональности частей |
1 |
|
Почти отсутствует композиционный замысел, нарушения последовательности затрудняют понимание смысла |
0 |
|
Логичность |
Ошибки отсутствуют |
2 |
Допущена одна ошибка |
1 |
|
Допущено две и более ошибок |
0 |
|
Фактологическая точность |
Допущено не более одной ошибки |
2 |
Допущены две ошибки |
1 |
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
|
Соблюдение речевых норм |
Допущено не более двух ошибок |
2 |
Допущено 3-4 ошибки |
1 |
|
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
Таким образом за каждое задание можно получить следующий максимальный балл:
Блок |
Номер задания |
Максимальный балл |
Часть № 1 |
Задание № 1 |
5 |
Задание № 2 |
5 |
|
Задание № 3 |
6 |
|
Часть № 2 |
Сочинение |
13 |
Соответственно, максимальный балл ОГЭ по литературе – 2019 теперь составляет 29 баллов.
Баллы ОГЭ по литературе
Результат ОГЭ по литературе заносится в аттестат учащегося. Для перевода тестового балла ОГЭ в пятибалльную отметку ФИПИ рекомендует пользоваться следующей таблицей соответствия:
Отметка |
Баллы |
5 |
19-29 |
4 |
14-20 |
3 |
7-13 |
2 |
0-6 |
Таким образом, для сдачи экзамена учащемуся требуется получить за экзамен отметку «удовлетворительно», то есть набрать минимум 7 тестовых баллов. Естественно, что для успешного поступления в другое учебное заведение такого балла будет недостаточно. В 2019 году минимальный порог для поступления в колледж или профильный класс составляет минимум 15 тестовых баллов.
#ADVERTISING_INSERT#