Методические рекомендации по работе с сервисом «Живые страницы» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Предложенные задания направлены на проверку усвоения и понимания содержания романа с учетом работы с разделами приложения Samsung «Живые страницы».Задание 1. «Сон Обломова»
Задание 2. Девичий альбом Ольги
Задание 3. О чем нам может рассказать профиль в соцсетях?
Задание 4. История технологий и бизнес Андрея Штольца
Задание 1. «Сон Обломова»
Условия игры:
Для писателя сон героя — возможность рассказать читателю что-то важное, чего герой сам про себя не понимает, однако автор пока не хочет раскрывать свой замысел до конца. Сон Ильи Обломова — это одновременно и воспоминание о прошлом (с годами детство кажется прекрасным многим людям), и мечта об идеальном (часто невозможном или труднодостижимом) будущем. Попробуем с помощью фотографий реконструировать «сон-мечту» («фотосны») ваших бабушки или дедушки (или других старших родственников). |
Творческие задания для учеников:
-
Проанализируйте сон Обломова и определите ключевые моменты (природные явления, детали быта или поведения персонажей), с помощью которых автор рисует «идиллический» образ прошлого.
-
Реконструкция «сна-мечты» («фотосон»).
-
Составьте список вопросов, которыйпоможет вашим родственникам описать свой идеальный образ детства, в которое хочется вернуться. (Может быть, для них до сих пор важны какие-то места, где они жили, предметы, которыми пользовались, люди, с которыми встречались, и ситуации, в которых оказывались.) Проведите интервью. (Удобнее будет записывать его на диктофон.)
-
Выделите в вашей беседе ключевые детали и эпизоды. Сфотографируйте, или найдите иллюстрации тех мест, где прошло детство ваших родственников, предметы быта, которые были названы в разговоре. Подберите из семейного альбома старые фотографии, которые помогут восстановить картины прошлого.
-
Составьте слайд-шоу, разместив фотографии так, чтобы было похоже, что это сон, рассказывающий историю прошлого.
-
Обсудите с одноклассниками получившиеся «фотосны». Что они говорят о жизни каждого из героев и о жизни страны?
Методические указания для учителя:
-
Посмотрите в приложении«Живые страницы» дополнительные материалы по географическому положению Обломовки.
-
Там же посмотрите, кто из персонажей романа бывал в Обломовке.
-
Обсудите с учениками, какие детали быта особенно важны для создания «идиллического» образа Обломовки (творческое задание № 1): обратите внимание на значение печки и еды для жителей и гостей Обломовки.
-
Попросите учеников найти и прочитать вслух отрывки, где упоминаются детали быта, создающие ощущение уюта и защищенности.
-
Предложите ученикам выполнить творческое задание № 2.
-
Посмотрите на занятии и обсудите с учениками получившиеся «фотосны».Какие предметы на них создают ощущение уюта? Что делают люди на фотографиях?
-
Посмотрите на уроке отрывок из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979).
-
Обсудите с учениками, насколько подробно режиссер Никита Михалков воспроизвел предметы и события «Сна Обломова», описанные в романе.
-
Какие предметы быта и повседневные ритуалы создают в фильме атмосферу «идиллии»? Какие — чаще всего встречаются в «фотоснах», подготовленных школьниками? Что можно по ним сказать о жизни и ценностях людей в той местности, где проживают или проживали герои фотоисторий?
Задание 2. Девичий альбом Ольги
Условия игры:
Может сложиться впечатление, что традиция демонстрировать родным и близким свои музыкальные и художественные вкусы, делиться мечтами, комментировать мысли друзей появилась только в наше время — с возникновением Интернета и социальных сетей.Однако дружеские альбомы существовали в Европе уже в Средние века, особенно были популярны альбомы у странствующих студентов. В России традиция вести рукописные альбомы распространилась в XVIII веке. Путешественники вносили туда свои заметки и зарисовки, романтичные барышни переписывали туда понравившиеся стихотворения, ноты и тексты романсов. Записи иллюстрировались рисунками, а с появлением фотографии — и фотографиями.В женские альбомы кавалеры писали комплименты и даже признания в любви. |
Прочитать и посмотреть подробнее можно на сайте музея А. С. Пушкина, где проходила выставка «Альбомы нынче стали редки».
В романе «Обломов» И. А. Гончаров не пишет, был ли у Ольги Ильинской альбом. Но несколько раз обращает внимание читателей, что Ольга была девушкой образованной, интересовалась искусством, прекрасно пела.
Давайте представим себе, какие стихи, музыкальные произведения, гравюры могли оказаться в альбоме Ольги.
-
Просмотрите/перечитайте роман и отметьте, какие музыкальные, литературные произведения упоминаются в тексте (Что поет Ольга? Какие книги читает или советует читать Обломову?). Также найдите, какие спектакли посещает, по каким городам путешествует.
-
Найдите и изучите книги и сайты по истории и искусству. Какие важные события культурной жизни происходили в то время, когда разворачиваются события романа (примерно 1843—1951 гг., как полагают исследователи)? Какие из них могли бы заинтересовать Ольгу?
-
Создайте для Ольги профиль в социальной сети «ВКонтакте» или на любой другой удобной платформе (например, на бесплатном конструкторе сайтов «Тильда»). Разместите там (пользуясь инструкцией на сайте) подходящие стихи, рисунки, цитаты из книг, отрывки из музыкальных произведений, фотографии или репродукции гравюрс изображением городов, где бывала Ольга. Постарайтесь стилизовать всю эту информацию так, как будто альбом ведет сама Ольга, а комментируют его другие герои романа.
NB! Обратите особое внимание на музыку. Ольга исполняла популярные тогда песни Ф. Шуберта для голоса и фортепиано. (Исследователи полагают, что Ольга исполняла три песни Эллен из вокального цикла на стихи из поэмы «Дева озера», написанной Вальтером Скоттом.) Послушать эту музыку можно здесь. -
Была ли Ольга похожа на других девушек своего времени? Попросите учеников аргументировать свое мнение цитатами из подобранных ими стихов. Обсудите результаты.
Методические указания для учителя:
-
Попросите учеников посмотреть с помощью приложения«Живые страницы», с кем из героев судьба сталкивала Ольгу.
-
Обсудите с учениками, кто из них мог оставить в ее альбоме записи. Стихи каких поэтов — современников героев романа Ивана Гончарова — могли бы появиться в альбоме Ольги? Попросите учеников обосновать свое мнение. Какие стихи могли бы быть близки по настроению Ольге?
-
Послушайте каватину «Каста Дива» (из оперы В. Беллини «Норма») в исполнении Марии Каллас. Является ли сложным это произведение для исполнения? Много ли мастерства требовалось Ольге, чтобы его исполнять?
Задание 3. О чем нам может рассказать профиль в соцсетях?
Условия игры:
Представления человека о счастье складываются не сразу. Порой молодому человеку трудно понять, как он хочет прожить свою жизнь, что для него важно, а что не очень. Читая роман «Обломов», мы можем наблюдать за этим сложным процессом на примере Ольги Ильинской и Ильи Обломова. Можно ли по тому, как представляют себе счастье два человека, предсказать, будет ли удачным их брак, сумеют ли они пронести свою любовь через все жизнь? Попробуем реконструировать образы счастливого будущего героев романа «Обломов», используя соцсети. |
Творческое задание для учеников:
-
Перечитайте те части романа, где Иван Гончаров подробно описывает представления о семейной жизни своих главных героев — Ольги, Ильи и Андрея. Выберите важные для каждого из героев приметы семейного счастья (Как должен выглядеть дом? Какие семейные ритуалы для них важны? О каких отношениях мужа и жены к своим будущим детям они мечтают? Должны ли их окружать родственники и друзья? Часто ли они хотят путешествовать? И т.д.)
NB! Обратите внимание, что эти представления у некоторых из героев изменятся с течением времени романа! Может быть, вам будет удобно разделить их историю на несколько этапов. -
Профили героев романа «Обломов» в соцсетях.
-
Заведите для каждого из героев профиль в соцсетях. Такие профили часто оказываются для современных молодых людей инструментом, с помощью которого они рассказывают самим себе и другим о своем представлении о красоте и гармонии мира, демонстрируют «лучшую версию» себя. Представьте, что Ольга, Илья и Андрей — наши современники и им нужно показатьдруг другу «идеальную жизнь».
-
Сделайте серию фотографий, подберите гифки, стикеры, может быть рекламные плакаты и ссылки на видео, придумайте комментарии. Ваши истории о семейной жизни героев романа не обязательно должны быть иллюстрациями к тексту романа. Но вы должны попытаться передать мечты и эмоции героев.
NB! Что-то из иллюстративного материала может повторяться в профилях нескольких персонажей, если это важно для них обоих. -
Сравните получившиеся профили. Можно ли, разглядывая их, понять, почему не сложился брак Ольги и Ильи? Что объединило Ольгу и Андрея? Почему Илья и Андрей, несмотря на такие разные характеры и мечты, оставались друзьями всю жизнь? Почему Ольга так и не смогла забыть Илью и наслаждаться безоблачным счастьем с Андреем?
Методические указания для учителя:
-
Просмотрите вместе с учениками видеолекцию № 1 (дадим активную ссылку) «Обломов, Манилов и Кифа Мокиевич: роман Гончарова и персонажи “Мёртвых душ”», записанную Александром Архангельским. Обсудите с учениками, какие свойства характера позволяли Илье Обломову видеть в жизни больше, чем видят другие (его посетители).
-
Посмотрите отрывки из экранизации романа «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Как режиссер Никита Михалков показывает отношение окружающих к Илье Обломову? Как относится к нему Ольга? По каким признакам мы понимаем, что окружающие его любят и уважают?
-
Посмотрите с помощью приложения «Живые страницы» (разделы «Ход времени» и «Судьбы героев»), сколько раз за описанный в романе период судьба сводила героев друг с другом?
-
В разделе «Места в городе» посмотрите, где происходили эти встречи героев. Для кого из героев эти места были важны, а для кого — нет? При возможности воспользуйтесь приложением «Пеший тур» из «Живых страниц» и побывайте в этих местах. Что изменилось с тех пор в городе?
-
Попросите учеников выполнить творческие задания. Обсудите результаты.
Задание 4. История технологий и бизнес Андрея Штольца
Условия игры:
XIX век называют веком технологий, веком станков. Иван Гончаров много рассказывает читателям о том, что Андрей Штольц активно занимался бизнесом, в частности, в сфере нового индустриального производства. Штольц не только хорошо разбирался в этом сам, но и умел объяснить и заинтересовать этим Ольгу. Проведем игру на знание истории развития индустриальных технологий. |
Творческое задание для учеников:
-
Просмотрите, при необходимости – перечитайте текст романа «Обломов» и отметьте для себя те места, где упоминаются технологические разработки и деятельность предприятий, с которыми был связан бизнес Штольца.
-
Найдите в книгах и Интернете информацию о важнейших научных открытиях и индустриальных достижением середины XIX века.
Об этом можно почитать, например, здесь: «Хронология открытий человечества». -
Придумайте тест для одноклассников на знание истории развития индустриальных технологий. Какие технологии уже были во времена работы Штольца, а что было изобретено позже?
Сделайте тест интерактивным с помощью бесплатного конструктора. -
Проведите игры в своем классе.
Методические указания для учителя:
-
Попросите учеников выполнить творческое задание.
-
Обсудите с учениками, что мы можем сказать о научной и технологической осведомленности Ивана Гончарова, о понимании им важных на тот момент тенденций индустриализации.
-
Подумайте вместе, какой писатель видит перспективу гармоничного существования человека в мире, полном машин и технологий. Какие из проблем, волновавших Ивана Гончарова, сохраняют свою актуальность до сегодняшнего дня?
Авторы методических рекомендаций
-
Александр Николаевич Архангельский, кандидат филологических наук, ординарный профессор, член Ученого совета НИУ ВШЭ.
-
Новикова Анна Алексеевна, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор НИУ ВШЭ.
Автор иллюстраций – Анна Мордвинова