К юбилею Тургенева. Роман «Отцы и дети»
Известно, что среди тем итоговых сочинений в 2019 году будет тема, посвященная роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Этот роман нередко обескураживает школьников, а вместе с ними и учителей: в нем все как-то нечетко. Нет прямых и конкретных ответов на вопросы, нет верных решений, нет однозначных негодяев и абсолютно положительных героев.После романа остается чувство недосказанности: так как же нам поступать, кто же прав был в споре поколений? Попробуем вместе разобраться, где искать ответы и на что опираться при написании итогового сочинения по роману «Отцы и дети»
В чем суть?
Прежде всего, попробуем вместе ответить на самые частые вопросы старшеклассников о романе «Отцы и дети». Нам в этом помогает кандидат филологических наук, педагог с 20-летним стажем Людмила Кожурина.
Часто школьники выражают свою симпатию Базарову и пренебрежительно относятся к поколению «отцов». Насколько верна эта позиция?
Соблазн влюбиться в Базарова как персонажа действительно велик, особенно если читатель — подросток, который прямо сейчас занят тем, что решает, «сделать бы жизнь с кого». Базаров привлекателен для юных умов тем, что его позиция четка, понятна, логична и незыблема, он — пример силы и власти. Но давайте всмотримся в этот образ пристальнее: людей он не видит, реальности не слышит, ни с родными, ни с друзьями не может жить, радоваться, сопереживать. Он мыслит схемами и ярлыками, а вот испытать, прожить какие-либо чувства он не может. Об этом говорит, например, сцена объяснения с Одинцовой: Базаров возмущен чувствами, которые сам в себе находит, совершенно не понимает, что с ними делать и в конце концов бежит в лес (Тургенев описывает ночь как прекрасную, романтическую, но Базаров этого словно бы не замечает, ломает сучья и стесняется сам себя). Возможно, поэтому в финале романа Николай Петрович Кирсанов, Аркаша, Катя получают возможность прожить свое маленькое счастье, а Базаров — нет.
По мнению автора, Базаров — прав? Он положительный герой в романе?
Этот вопрос меньше всего подходит к такому автору, как Тургенев. В его произведениях никогда нет прямых ответов, нет «лобовых» решений. Доподлинно известно, что Базаров Тургеневу дорог: в одном из писем он пишет, что, если читателю этот герой несимпатичен, то в том только его, Тургенева, вина. Но считает ли он его правым и правильным? Неизвестно. Поскольку Тургенев описывает живых людей, а не идеальные образы, категории правоты к ним сложно применять: все правы и все неправы, но допустимы любые способы жить и мыслить.
Вообще, читая роман «Отцы и дети», невозможно понять, за кого сам автор — за Базарова, или за Аркашу, или за кого-то еще. Эта черта была свойственна Тургеневу во всем; он не готов был доказывать или отстаивать какую-либо точку зрения, хотя до последнего дня жизни оставался верен своим идеалам. «С кем вы?» — вопрошал его Лев Толстой, желая получить четко сформулированную позицию, но желаемого так и не достиг: на долгие годы писатели поссорились и только затем, примирившись, возобновили дружескую переписку. Видимо, за эту нечеткость и нежелание поучать Тургенева так недолюбливали соратники по перу.
О чем говорит смерть Базарова в финале?
С одной стороны, по законам литературы, если герой романа в конце умирает — значит, автор посчитал его несостоятельным. С другой, героем финальной сценой у могилы Базарова является уже не сам Базаров, а скорее равнодушная природа, которая все перетрет в пыль и все горячие головы усмирит рано или поздно. Не то чтобы природа была в романе на стороне «отцов» — ей просто все равно, кого первым обращать в прах. Это философский, глубокий, открытый финал; здесь можно размышлять, подмечать, ведь Тургенев внимательный писатель и приметливости требует от читателя.
Одна из программных иллюстраций при изучении романа «Отцы и дети» — картина В.Г. Перова «Старики-родители на могиле сына». Эта и многие другие иллюстрации к роману в хорошем качестве вы можете найти в электронных формах учебников УМК Б. Ланина для 10 класса. Не забывайте выносить на интерактивную доску дополнительные иллюстративные материалы; напомните ученикам, чтобы после знакомства с тем или иным произведением они в целях самопроверки решали онлайн-тесты, представленные в ЭФУ.
Что взять для проработки?
Полифония идей и позиций: экспромтный спектакль. По сути, Тургенев — единственный подлинный полифонический писатель-романист, так как он позволяет героям своих романов высказывать точку зрения, отличную от его собственной. У Льва Толстого, например, все персонажи в унисон транслируют точку зрения автора. С Тургеневым ситуация иная: его персонажи спорят на равных, а он позволяет им это делать. Чтобы лучше услышать эту полифонию, попробуйте разыграть экспромтные мини-спектакли, импровизированные диалоги персонажей. Один ученик берет на себя роль Базарова, другой, к примеру, Павла Петровича, они оба выходят к доске и начинают вести беседу так, как вели бы герои романа. Не нужно повторять текст из романа — важнее постараться высказать такие мысли, которые пришли бы в голову именно этим героям. Беседовать можно о чем угодно, важно соблюсти целостность образов.
Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Эти знаменитые споры в 6-й главе, где как бы сталкиваются два лагеря, высказывается две противоположные философские доктрины. Есть риск подать их очень однобоко: один за прошлое, другой за будущее, и так далее. Но если «посидеть» на них подольше и разобраться по существу, ученики сами смогут прийти к мысли: ни одна сторона не выдерживает реальных аргументов против, не отвечает на вопросы. Это разговор двух глухих, каждый из которых замкнулся в своей убежденности и совершенно не слышит другого. Это невероятно актуальная для наших дней ситуация. Неплохо было бы попробовать смоделировать такой разговор между этими двумя героями, чтобы диалог между ними все-таки состоялся.
Любовные линии. Их в романе четыре, и одна из них — автобиографическая: о любви Тургенева к крепостной девушке и их дочери Полине, которая воспитывалась впоследствии в доме Полины Виардо. Писатель позволил Кирсанову сделать то, чего не сделал сам — забыть об этических предрассудках, вопреки угрозам матери жениться на любимой женщине и счастливо растить своего ребенка вместе с ней. Вторая любовная линия — классическая тургеневская история любви Павла Петровича с княгиней Р. Эта княгиня — роковая тургеневская женщина, с роковой судьбой, любимый тип женщин для самого Тургенева. У публициста Дмитрия Быкова есть версия, что княгина Р. — это Россия, сильная и необузданная, которая любящего мужчину отвергает и чурается. Можно проработать и эту версию в классе. Любовная линия Базарова и Одинцовой — печальная, так как Базаров не позволяет проявить себя в любви. Здесь тоже можно найти отголоски автопортрета писателя: Тургенев много раз собирался жениться, но в последний момент что-то его останавливало. Наконец, линия Кати и Аркаши Кирсанова — самая беспроблемная, заурядная, однако дарящая много любви и мало проблем.
О чем поговорить на классном часе?
«Отцы и дети» — роман о конфликте поколений. Однако, похоже, сегодня в моде бесконфликтность: молодежь дружит с мамами и папами, воспроизводит их схемы поведения, послушно делает то, что говорят. И отцы, и дети дружелюбны и снисходительны друг к другу, у них нет желания доказать, поставить на место, перевернуть мир своим гениальным открытием. Как вы считаете, почему это происходит? Почему среди старшеклассников сегодня так сложно встретить хоть одного подлинного Базарова? Нужны ли вообще такие Базаровы сегодня, нужно ли обществу больше Базаровых, или без них все-таки стабильнее и спокойнее?
Что разобрать с «продвинутыми» учениками?
Читая финальные страницы романа, мы можем усмотреть в последних днях Базарова сходство с еще одним персонажем — Дон Кихотом. Точно так же в конце герой явно разочаровывается в своих убеждениях, чувствует, что все было словно бы напрасно, что мир не изменить волей одного человека, каким бы он ни был.
10 января 1860 года Тургенев произнес речь на публичном чтении в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым. В сборники она вошла под названием «Гамлет и Дон-Кихот». Роман «Отцы и дети» еще не написан, однако речь содержит его предсказание и предвосхищение. Коротко, основная ее идея такова: есть два основных типа людей, по-разному относящихся к своему идеалу. «Гамлеты» — представляют эгоизм и безверие. По словам Тургенева, Гамлет «вечно носится сам с собой, к себе возвращается, потому что не находит, к чему прилепиться душою». Они не верят ни в себя, ни в жизнь, хотя и привязаны к ней — а для дела нужна воля, для дела нужна мысль. «Дон-Кихоты» — это, напротив, бесстрашные, горящие верой, умеющие верить идеалу и терпеливо служить ему. Это энтузиасты, которые время от времени появляются в нашем обществе и готовы перевернуть землю одной лишь собственной волей и верой в свои идеалы. Главное, что для Тургенева самое ценное не в результате, а в устремлении: «Главное дело в искренности и силе самого убежденья... а результат — в руке судеб». Иными словами, у Дон-Кихота что-то хотя бы может получиться, а у Гамлета ничего получиться в принципе не может, так как он ни в чем не уверен и может только бездействовать.
По УМК Б. Ланина, школьники впервые читают статью Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» в 9 классе, а затем возвращаются к ней, читая в 10 классе роман «Отцы и дети». Благодаря подробному разбору основных идей писателя, ученики могут более глубоко изучить аналогии Базарова с рядом других персонажей, которых их же современники считали «потерянными, ненужными людьми».
Что можно сделать в классе? Во-первых, выборочно почитать текст речи с заинтересованными учениками. Во-вторых, припомнить всех героев, которых хочется отнести к Гамлетам и к Дон-Кихотам. Затем — поместить в этот перечень Базарова и обосновать, почему он оказался именно с теми или с этими. Наконец — рассмотреть всех найденных «Дон-Кихотов» — возможно, это будет Чацкий, Кандид, Мышкин, Мюнхгаузен, многие другие — и найти между ними нечто общее. Попробуйте порассуждать, как часто удается такому Дон-Кихоту изменить мир — и трагично ли это? Нужно ли, чтобы всякий раз действующий Дон-Кихот побеждал рефлексирующего Гамлета?