Население и политическая карта Африки
Цель освоения учебного содержания: формирование знаний о народах населяющих Африку, особенностях политической карты.
Планируемые результаты обучения:
- Предметные: формирование представлений и теоретических знаний о многообразии народов Африки, причинах различий культуры; особенностях размещения населения и политической карты материка.
- Метапредметные: формирование умений: работать различными источниками информации – политической картой мира, схемой и диаграммами, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности на основе анализа политической карты мира и других источников информации, строить логические рассуждения, делать выводы.
- Личностные: развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе анализа политической карты мира и других источников географической информации. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего многообразие современного мира.
Основное содержание: народы Африки, расовый состав, европейская колонизация, борьба за независимость народов Африки, плотность населения.
Деятельность учеников: работать с текстом и иллюстрациями учебника, анализировать политическую карту мира, схему «Некоторые критерии классификации стран мира», планировать последовательность и способ действий при анализе иллюстративно-картографического материала, оценивать свои действия и действия одноклассников в ходе изучения темы
Тип урока: Урок изучения нового.
N п/п |
Этап |
Время |
Методы и формы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент |
2 мин. |
Диалог: учитель – класс: Приветствие, проверка присутствующих и готовности к уроку. |
приветствует класс |
готовятся к уроку, размещаются на рабочих местах |
2 |
Целеполагание, постановка задач
|
3 мин |
Диалог |
Подходит к концу наше знакомство с материком Африки. Тем приятней видеть знатоков этого континента. Освежим основные темы, изученные в рамках этого раздела, перечислите их. Ответы учащихся фиксирует на доске. Прочтите название учебника. Как вы считаете в рамках изучения материка Африка мы с вами не рассмотрели? Напомните, чем один народ отличается от другого. Какие вопросы мы можем поставить на урок по теме «Население». Записывает тему урока на доске «Население и политическая карта» |
Перечисляют: географическое положение; рельеф; климат; природные зоны. Читают: «География. Материки, океаны, народы и страны». Население. Культурой материальной и нематериальной. Народы, расы, размещение, хозяйственная деятельность, государства. Записывают число и тему урока. |
|
Проверка выполнения д/з |
4 мин. |
Актуализация знаний учащихся: повторение опорных знаний по теме природные зоны |
Раздает текст с вопросами по вариантам. Предлагает сдать тетради для контрольных работ.
|
Записывают вариант, отвечают на вопросы. Сдают тетради. |
3 |
Изучение нового материала
|
10 мин |
Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям |
Предлагает изучить материал по индивидуальным маршрутам, их четыре: 1.Жители Северной Африки и Сахары (расовый состав, народы, краткая характеристика. Страницы учебника 117-119); 2.Жители экваториальной и Южной Африки (расовый состав, народы, краткая характеристика. Страницы учебника 117-119); 3.Европейская колонизация, последствия (причины колонизации, последствия для стран Африки. Страницы учебника 120); 4.Политическая карта Африки (регионы, крупные страны, примеры стран в соответствии их положения к морям, размещение населения. Страницы учебника 120 – 122, Практикум, первых три задания; карта рис.71).
|
|
Распределяет задания по четырем номерам.
|
Прослушивают задания, уточняют, оформляют заготовку кластера «Население Африки» |
||||
На доске прописывается заготовка для оформления кластера:
|
Выполняют самостоятельно свое задание, делают краткие записи в тетради. |
||||
10 мин. |
Диалог, работа в группе. |
Предлагает учащимся объединится в группы по четыре человека, обменяться изученной информацией, сделать необходимые записи в тетради.
|
Разворачиваются впереди сидящие (первый и второй номер к третьему и четвертому). Рассказывают группе свой материал с использованием карт атласа, учебника. Отвечают на вопросы по своей теме, диктуют информацию для записей в тетради. |
||
|
|
1 мин |
Самооценка проделанной работы. |
Просит учащихся развернуться к своим рабочим столам. На полях тетради оценить выступления учащегося в группе, дать качественную оценку (молодец, я справился с заданием; молодец, но мог сделать лучше; мог лучше). |
Возвращаются в свое обычное рабочее положение.
Делают самооценку своей работы в группе. |
4 |
Первичная проверка понимания |
4 мин. |
Работа с предложенными заданиями. Взаимопроверка. |
Дает инструкцию. Раздает текст с заданиями по новой теме.
Предлагает обменяться тетрадями и по ключи проверить качество выполнения. |
Выполняют предложенные задания в тетради. Проводят проверку с использованием ключей тетради соседа, на полях выставляют оценку. |
5 |
Закрепление знаний. Содержательная рефлексия.
|
4 мин. |
Рефлексия |
Какова тема сегодняшнего урока? Как бы вы назвали урок? Какова цель урока? Что было самым важным на уроке? Есть ли вопросы мало освещенные сегодня на уроке по теме население? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? Акрослово «Прародина». Опишите ваши чувства, ощущения. |
Тема: «Население и политическая карта Африки». Расовый и национальный состав населения Африки, отличительные черты материальной культуры народов региона, последствия колонизации на современную политическую карту континента. На уроке мало прозвучало информации и государствах материка. Дают оценку своих ощущений на уроке. |
9 |
Домашнее задание |
2мин. |
Инструктаж |
Параграф 22. Предлагает выполнить дополнительное домашнее задание: размышление по рисунку 70 «Особенности жилища народов Африки»; «Почему в Африке государственные границы такие ровные? К чему это привело?». |
|
Проверочная работа по теме «Природные зоны Африки»
Вариант 1
Задание 1. Пропишите в столбик название природных зон, напротив цифрой укажите объекты характерные для каждой из них:
Экваториальные леса:
Саванны:
Пустыни:
Объекты: 1) баобабы, 2) красно –желтые ферраллитные почвы, 3) дерево вельвичия, 4) муравьи, 5)птица марабу, 6)жирафы, 7)масличная пальма, 8)скорпионы, 9) кистеухие свиньи, 10)зонтичные акации.
Задание 2.Прочитав текст укажите, описанный объект является заповедником или национальным парком, объясните свой выбор.
Нгоронгоро — крупнейший … Танзании, ежегодно привлекающий внимание миллионов туристов со всех уголков земного шара. Его еще называют «восьмым чудом света» и по праву считают всемирным достоянием. Большая часть расположена в огромном одноименном вулканическом кратере. Диаметр воронки вулкана составляет 20 км, а площадь кратера равняется 265 кв. км. Уникальность этого кратера состоит в том, что там на протяжении нескольких лет для многих видов животных сформировалась своя собственная среда обитания. На его территории проживают более 30 тысяч особей животного мира. На самом дне кратера находится щелочное озеро Магами — излюбленное место обитания фламинго.
Вариант 2
Задание 1. Пропишите в столбик название природных зон, напротив цифрой укажите объекты характерные для каждой из них:
Экваториальные леса:
Саванны:
Пустыни:
Объекты: 1) птица секретарь, 2) эбеновое дерево, 3) саранча, 4) термиты, 5) алоэ, 6)красно – бурые почвы, 7) слоны, 8) многоярусность, 9)карликовые бегемоты, 10) львы.
Задание 2. Прочитав текст укажите, описанный объект является заповедником или национальным парком, объясните свой выбор.
Амбосели — красивейший …, расположенный недалеко от склона горы Килиманджаро, откуда открываются самые удачные виды на ее заснеженные вершины. Здесь допустимо ездить только на автомобилях по отведенным для этого специальным дорожкам, с которых нельзя съезжать в сторону, а также что-либо поднимать с земли; осуществлять езду разрешается только на машине рейнджера и в его непосредственном сопровождении; нельзя кричать; запрещается кормить животных, курить, мусорить и так далее.
Задания для первичного закрепления
1.Что из перечисленного лишнее, выпиши:
1) экваториальная раса, европеоидная раса, австралоидная раса.
2.Составьте пары, характеристика (номер) и название народа (буква).
характеристика |
народ |
1.Европиоидная раса. Для них характерна смуглая кожа, темные волосы и глаза, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо. 2. Они живут в полупустынях и пустынях Южной Африки, характерен желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает сходство с монголоидами. 3. Этот народ экваториальных лесов, малорослые (150 см), коренастые. 4. Они относятся к промежуточной расе, их кожа более светлая, но с красноватым отливом. 5.Представители негроидной расы, их средний рост 180-200 см. |
А) Пигмеи Б) Эфиопы В) Берберы Г) Тутси, нилоты Д) Бушмены и готтентоты |
3.Выберите неверное утверждение о колонизации Африки:
А) привела к опустошению обширных областей Западной и Центральной Африки;
Б) из Западной и Центральной Африки рабов переправляли через Атлантику в Америку;
В) колонизаторы заселяли самые бедные земли малопригодные для жизни;
Г) колонизаторы эксплуатировали коренное население.
Ключ
1. Австралоидная раса. 2.1.В; 2.Д; 3.А; 4.Б; 5.Г. 3.В.
Оценки
Количество «+» |
оценка |
Менее 3 |
2 |
3-4 |
3 |
5-6 |
4 |
7 |
5 |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.