Музыкальный шедевр в 16-ти тактах. 7 класс. Конспект урока
УМК по музыке В. В. Алеева и др.
Художественно-педагогическая идея: «Великое, истинное и прекрасное в искусстве – это простота». Р. Роллан
Цели урока:
- Образовательная: Сформировать у учащихся представление о простейшем построении в музыке – периоде, о его использовании разными композиторами в своем творчестве.
- Воспитательная: Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Воспитывать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведений искусства.
- Развивающая: Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте.
Расширять ассоциативное поле школьников и эмоционально-образовательную сферу художественных образов.
Частные задачи:
№п/п |
Раздел урока |
Музыкальный репертуар |
Частные задачи |
Способы их решения |
Время |
1 |
Оргмомент. |
Ф.Шопен «Полонез а-dur». |
Вход в класс, создание творческой, рабочей атмосферы. |
Вступительное слово Вопросы и задания, выводящие на стиль композитора. |
2-3 мин. |
2 |
Слушание. |
Ф.Шопен «Прелюдия № 7». |
Настроить на восприятие музыки, особое внимание уделить ее построению и выразительности. |
Переход к новой теме, используя музыку Ф.Шопена, нацеливание на включение в музыкально-творческое задание. |
20 мин. |
3 |
Хоровое пение. |
А.Зацепин, сл. Л.Дербенева «Есть только миг». |
Знакомство с песней, разучивание мелодии и текста, работа над выразительностью фраз. |
Слушание 1 куплета в исполнении педагога, разучивание. |
18 мин. |
4 |
Итог урока. |
_ |
Подведение итогов, обобщение учителя. |
Вопросы к детям, обобщение учителя. |
5 мин. |
Ход урока
I. Оргмомент
Вход в класс под «Полонез» Ф.Шопена.
Приветствие, посадка.
У: Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.
Обратили ли вы внимание, что сегодняшний урок начался сразу же с музыки? Знакома ли она вам? Что это за произведение? Кто его автор?
Д: Да, эта музыка нам знакома. Это «Полонез» польского композитора Фредерика Шопена.
У: Верно, действительно, это «Полонез», а вы знаете, что это такое?
Д: Это приветственный танец-шествие, родившийся в Польше и открывавший в 19 веке балы в разных странах.
У: Верно, а что вы помните об авторе этой музыки, Фредерике Шопене?
Д: Это композитор первой половины 19 века, блестящий пианист. Его музыка отличается большой виртуозностью, изяществом, танцевальностью и мечтательностью.
У: Молодцы, действительно, Шопена называли самым поэтичным композитором. Но мне бы хотелось напомнить вам, что судьба этого человека сложилась трагически, т.к. большую часть своей короткой (около 40 лет!) жизни и последние дни он провел на чужбине, вдали от Родины, которую он очень любил, безмерно тосковал о ней и всю свою музыку посвятил ей.
Шопен вдалеке от родимого края,
Влюбленный в прекрасную Польшу свою,
О ней вспоминая, сказал умирая:
«Варшаве я сердце свое отдаю!»
Попробуйте вспомнить, в каких произведениях Шопен «отдавал свое сердце», какие произведения сочинил? Плакаты на доске могут помочь вам, выберите из них нужное (на доске несколько плакатов с названиями музыкальных жанров):
ОПЕРА |
МАЗУРКА |
ПРЕЛЮДИЯ |
ПОЛОНЕЗ |
НОКТЮРН |
Д: Фредерик Шопен сочинял вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, ноктюрны.
У: Молодцы, вы замечательно справились с заданием, верно назвали все жанры.
II. Слушание
У: Сегодня удивительная музыка Фредерика Шопена поможет нам понять еще одну тайну музыки – тайну музыкальной формы, о которой мы продолжаем разговор уже в течение нескольких уроков. Сейчас мы обратимся к одной из самых простейших форм музыки. Взгляните на доску и прочтите название темы сегодняшнего урока – «Музыкальный шедевр в 16ти тактах» (записываем).
Художественно-педагогической идеей сегодняшнего урока взяты слова французского писателя начала 20 века Ромена Роллана, прочтите их, подумайте и скажите, как вы их понимаете в связи с формой музыки, с которой нам предстоит познакомиться сегодня?
Д: Наверное, форма музыки, о которой пойдет сегодня речь очень маленькая и простая.
У: Произведение, которое мы услышим, носит название «Прелюдия № 7». Вспомните, что такое «прелюдия»?
Д: Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.
У: Верно. Так вот, произведение Ф. Шопена, которое будет звучать сегодня, действительно очень маленькое, оно умещается на небольшом фрагменте обыкновенной страницы (показываю в учебнике стр.78).
Сейчас я исполню это произведение, а вы выполните небольшое творческое задание, разделившись на 3 группы (можно по рядам).
1 гр. Найдет и запишет определения из словаря эстетических эмоций, отражающие чувства и переживания этого произведения. |
2 гр. Подумает и определит, одна ли здесь музыкальная мысль или их несколько. Найдите кульминацию этого произведения, отметьте ее поднятием руки. |
3 гр. Предположит, о чем этой музыкой мог рассказать композитор слушателю. |
Итак, слушаем и работаем.
Исполнение «Прелюдии», опрос и анализ ответов ребят.
У: Молодцы, вы очень верно определили изящество и неторопливость доверительной интонации, аккордовый склад звучания, благородное и светлое спокойствие музыки. В этом небольшом произведении слились воедино благородные исторические традиции европейской музыки, сочетающие в себе и возвышенно-духовные, и нежно-танцевальные истоки.
Мы будто слышали музыкальное послание композитора. Это послание, как мы убедились, весьма лаконично: в музыке оно получило название – период.
Период – один из элементов музыкальной формы, в построении которого выражена одна музыкальная мысль. Период делится на 2 равных предложения. (Показать их, записать определение периода в тетради.)
Давайте послушаем это произведение еще раз, но теперь уже с посланием самого автора.
На фоне музыки чтение фрагмента письма Ф. Шопена:
«…Милая моя, далекая, единственная!
Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя родина…
Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого
танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»
У: Итак, какая же мысль заключена в музыкальном шедевре из 16-ти тактов Шопена?
Д: Любовь и память о Родине, Польше.
У: Вы наверное, помните, ребята, из наших предыдущих бесед о творчестве Фредерика Шопена, что любовь к Родине этого талантливого человека была настолько велика, что по его просьбе после смерти сердце его было вынуто из груди и, как священная реликвия, переправлено на родину, в Варшаву. Сегодня оно замуровано в стене одного из главных костелов (храмов) Варшавы, и об этом свидетельствуют такие поэтические строки:
Стоит в Варшаве церковь,
Там стена скрывает человечества святыню –
Шопена сердце –
Тишина полна биеньем сердца этого поныне!
…Вот такая короткая жизнь, но яркая, цельная, во имя любви к Родине. Жизнь – словно миг, мгновение.
Сегодня на уроке прозвучит еще одно произведение, которое подтвердит мысль о скоротечности жизни.
III. Хоровое пение
Это песня «Есть только миг» композитора Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева, написанная к известному кинофильму «Земля Санникова» и, вероятно, многим из вас уже знакомая. Послушайте 1-й куплет этой песни, вспомните ее, обратите внимание на ее интонационные краски и настроение, а также поразмышляйте, похожа ли ее форма на «Прелюдию № 7» Ф. Шопена?
Показ одного куплета.
Д: В этой песне мы слышим лирическое размышление о смысле жизни. Задумчивая, неторопливая, но яркая и выразительная мелодия заставляет и нас размышлять об отношении к собственной жизни: яркой мгновенной вспышкой озарить все вокруг или неторопливо тлеть долгие годы.
У: А что вы можете сказать по поводу построения этого фрагмента песни?
Д: Так же, как и прелюдия, он построен в форме периода, но он усложнен повторением второго предложения, в этом состоит его отличие.
У: Верно, вы правильно определили форму куплета этой песни. А повторение, о котором вы сказали, называется в музыке РЕПРИЗОЙ. (Запись в тетради.)
Предлагаю разучить первый куплет песни.
У: Давайте вместе подумаем, какой образ мы должны создать, исполняя песню?
Д: Задумчивый, философский, лирический.
Разучивание начинаем с выстраивания 1-го звука.
Затем использую приемы:
- «Музыкальное эхо» (повторение фраз после исполнения учителем).
- Пение по цепочке (по группам или по рядам).
- При исполнении особое внимание уделяю плавному, певучему звучанию.
- Работаю уже при разучивании над кульминационным развитием.
После разучивания куплета исполняем его с аккомпанементом или фонограммой.
Благодарю за исполнение песни и старание точно воспроизвести ее образ.
IV. Обобщение урока
У: Итак, с какой простейшей формой музыки мы познакомились?
Д: Мы познакомились с периодом.
У: Как вы поняли, что представляет собой период?
Д: Это построение из 16-ти тактов, выражающее одну музыкальную мысль, и состоящее из двух предложений.
У: Какие произведения в этой форме звучали сегодня на уроке?
Д: «Прелюдия № 7» Фредерика Шопена и песня «Есть только миг».
У: Убедили ли нас эти произведения в правильности и неоспоримости утверждения Ромена Роллана?
Д: Да, конечно, мы встретились с музыкой, которая проста в построении, но удивительно красива и выразительна.
Домашнее задание.
Попробуйте найти среди знакомых вам музыкальных произведений, спетых или прослушанных ранее, произведения, построенные в форме периода.
Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева: «Музыка – прежде всего искусство человеческого общения».