«Музыкальные краски» в произведениях импрессионистов. 5 класс. Разработка урока
УМК по музыке Т. И. Науменко, В. В. Алеева.
Художественно-педагогическая идея: «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца». К. Дебюсси (слайд №3)
Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.
Ход урока
У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.
На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем. Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»? Что оно означает?
Д: Слово «пейзаж» пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке.
У: Верно, помните, как в известной детской песне говорится:
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.
Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов» – музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это – импрессионисты?
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (показ картины на слайде 4).
Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники К. Моне, К. Писсарро, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега.
(Просмотр слайдов 6-12 с картинами этих художников)
Композиторы-импрессионисты – К. Дебюсси и М. Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью (показ портретов на слайдах 13-14).
Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это прежде всего красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д.
Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века, закончил Парижскую консерваторию.
Равель создал фортепианный цикл «Игра воды» (Jeux d'eau), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента (слайд 15).
Давайте обратимся к пьесе М. Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?
Запись в тетрадь название произведения. Слушание.
У: Итак, какие же звуки вы услышали?
Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.
У: Верно, а какую картину вы представили?
Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.
У: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». Давайте послушаем эту музыку еще раз и из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения. (Слушание музыки с просмотром рисунков на слайде 16 и выбор одного из них). Ответьте на вопросы, размещенные на следующем слайде 17.
Другой композитор – Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции.
Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения (слайд 18).
А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». (Запись в тетрадь). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие. Какую картину вы представляете, слыша эту музыку?
Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».
У: Как же звучала эта пьеса?
Д: Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды», она более медленная, величественная, плавная, загадочная, таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление).
У: Верно, эта музыка совсем непохожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку?
Д: Мы представляли, как по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака.
У: Взгляните на картины и скажите, похожи ли они на ваши зрительные образы к этой музыке? (слайд 19)
Д: Да, на этих картинах мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков.
У: А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?
Д: Это был деревянный духовой инструмент.
У: Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют английским рожком (слайд 20). Он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки, от состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент – хамелеон может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса. Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство.
У нас есть возможность услышать эту музыку еще раз и понаблюдать за движением облаков с помощью картин на слайдах, давайте сделаем это. (Повторное слушание с просмотром слайдов).
Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? (Дети высказывают свои впечатления).
Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?
К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?
Что такое импрессионизм?
Домашнее задание: Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему.
У: А сейчас мы с вами познакомимся с новой песней, которую написал наш земляк – омский композитор Александр Толстобоков, она называется «Точка, точка, запятая». Послушайте ее и подумайте, как связана эта песня с темой нашего урока. (Показ песни).
Д: В этой песне поется о первых шагах в живописи любого ребенка, именно так дети учатся рисовать: «Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…» Из таких вот «художников» получаются настоящие мастера такие, как импрессионисты.
У: Конечно, вы правы, каждый художник когда-то был ребенком и так же, может быть неумело, но искренне пытался передать краски и предметы окружающего мира. Давайте разучим эту песню.
Работа над песней, затем обобщение и итог всего урока.
Литература:
- Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., «Просвещение», 1989.
- Данилова Г. И. «Мировая художественная культура». От XVII века до современности. 11 класс, профильный уровень. М., «Дрофа», 2006.
- «Музыка». Программа для общеобразовательных учреждений, В. В. Алеев, Т.И.Науменко. М., «Дрофа», 2003.
- «Музыка» – программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т. И. Науменко. М., «Дрофа» 2003 г.
- «Музыка». Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 5 класс. М., «Дрофа», 2002.
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», версия 2004 г., ресурсы Интернет, www.KM.ru
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006.
- «Я познаю мир» Детская энциклопедия, том «Музыка», М., «Астрель», 2002.