Сочиняя с умом (и душой)
Сочинение – один из самых сложных видов проверки знаний в школе. Как же его писать? Несколько советов с примерами.«Мой дядя самых честных правил. Нет, не то. Все счастливые семьи счастливы одинаково… Нет, снова не то. Да как же начать?!» – восклицает старшеклассник Ваня и продолжает грызть ручку.
Сочинение – это всегда сложно. Да, кто-то очень любит писать: полет мысли, возможность выразить собственное мнение, поиграть с метафорами. Но школьное сочинение, поставленное в рамки Всероссийских проверочных работ или ЕГЭ, – это целая система, которая требует не только полета фантазии, но и знания определенных законов.
Школьника можно научить решать задачи, подставляя данные в формулы, но, зная только это, он не сможет подступиться к «качественным» задачам, не сможет быть креативным и искать что-то свое. Так же и с сочинением. Давайте попробуем разобраться, как его писать, чтобы легко справиться с итоговым сочинением в 2017 - 2018 учебном году.
1. Композиция сочинения.
Не знаешь, с чего начать, – начинай с начала. Кажется, такой совет давал Белый Кролик Алисе. Композиция любого сочинения включает в себя вступление, основную часть и заключение.
Сочинение-рассуждение точно так же состоит из трех частей: вначале утверждение, затем аргументы и доказательства, которые приводит сам сочиняющий, опираясь на текст, а после вывод, итоговое заключение по проблеме.
Сколько может быть аргументов? Лучше несколько. Обычно это примеры из текста самого сочинения или ссылки на мнение критиков. Будет также неплохо, если вы приведете контраргументы, подчеркивая противоречивость поставленной проблемы. Вряд ли сочинение на тему «Кого можно считать счастливым человеком?» (с опорой на рассказ М. Горького «Старуха Изергиль») может быть однозначным.
Здесь вам может помочь обычный словарь. Что такое счастливый человек?
В «Новом словаре русского языка» Ефремовой приводится такой ответ:
- тот, кому сопутствует успех или удача;
- испытывающий счастья;
- преисполненный счастья;
- благополучный или удачный;
- доставляющий удовольствие, приносящий счастье.
Уже только факта, что можно быть счастливым самому, а можно дарить счастье окружающим, хватит для того, чтобы выстроить свое рассуждение.
Рекомендуем: Как научиться писать сочинение?
2. Антитеза.
Антитеза, или противопоставление, – очень важный прием композиции, который поможет вам раскрыть идею художественного произведения. Можно противопоставить характеры героев, ценности определенных групп персонажей, ситуации, поступки и даже элементы пейзажа.
Вот Гринев, а вот Швабрин – оба офицеры, дворяне, но их личности абсолютно противоположны. Пройдя через испытания, Гринев становится из дворового мальчишки настоящим мужчиной, а вот Швабрин как был эгоистом, так им и остался.
Пушкин не зря использует в тексте пословицу «Береги честь смолоду…» - над ней можно порассуждать: зачем автор вводит ее в повествование? Как через нее можно раскрыть образы персонажей?
Кстати, использование цитат в вашем сочинении – всегда большой плюс.
Рекомендуем: Как подготовить учеников к итоговому сочинению?
3. Психологический портрет героя + речевая характеристика = индивидуальная характеристика героя.
Ни один классик или даже современный автор не обходится описанием лишь внешности персонажа. Да, она может передавать черты характера, будучи яркой метафорой, но именно описание личности и поведения, дает нам достаточное количество информации для анализа.
Сформулируйте и запишите, какие черты характера автор выводит через внешность персонажа, а какие – через его манеры и привычки. Обратите внимание на внешность и костюм героя. Отметьте обязательно особенности разговоров или внутренних монологов и задайте себе вопрос: как все это характеризует героя как человека?
Ваши главные помощники – эпитеты и сравнения. Как в этом отрывке «Детства» Максима Горького:
«Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».
Рекомендуем: Разработка урока. Подготовка к сочинению-рассуждению (часть С)
4. Сравнительная характеристика героев.
Сравнение двух образов дает автору возможность сопоставить или противопоставить двух персонажей для раскрытия основной идеи произведения или собственного мнения (позиции автора) – симпатизируя, к примеру, одному из героев. Противопоставление может быть сделано как по внешности, так и по общественному положению, условиям жизни, но самое главное – по взглядам на жизнь.
Для того чтобы понять и выделить для себя основные различия, для начала найдите в тексте художественно-изобразительные средства, о которых мы уже говорили, и сопоставьте с индивидуальной характеристикой персонажа. На основе этих данных сделайте вывод: какое настроение передается автором в изображении взаимодействия персонажей? Как исход беседы или события (та же дуэль в «Капитанской дочке») зависит от характера и поведения героев?
Сравните в этом отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» образы Петра и Карла (мы подчеркнули главное):
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним (обратите внимание, Пушкин уважительно относится к нему!).
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Рекомендуем: Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
5. Интерьер и пейзаж.
Мы уже говорили о том, что интерьер и пейзаж – это одни из любимых способов автора передать настроение еще до появления в художественном пространстве персонажей. Но здесь также хочется вспомнить об одном анекдоте: «иногда синие занавески – это всего лишь синие занавески», не стоит увлекаться и видеть в каждом цвете или материале, которые автор привлекает к описанию, подтекст.
Основная цель автора при описании природы – не просто показать красоту природы, но передать состояние души героя. В зависимости от задумки автора это может быть противопоставление настроению героя или созвучие с окружающим миром.
Вот традиционный пример, который очень хорошо показывает внутреннюю связь между героем и природой из романтической поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»:
Внизу глубоко подо мной
Поток усиленный грозой
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою...
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез.
Рекомендуем: Разработка урока по русскому языку. Комплексный анализ текста.
6. Позиция автора.
Позиция автора – это лишь один из немногих способов выразить главную идею произведения. Но именно по монологам автора, которые он может вложить в уста или мысли персонажа, можно понять, как автор относится к ситуации, к сюжету в целом или к герою. Также этой задаче служат различные художественно-изобразительные средства.
Посмотрите на отрывок из повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" и найдите в нем яркие описательные моменты, метафоры или эпитеты. Для упрощения задачи подчеркните эмоционально окрашенные слова, а также обратите особое внимание на смысловое завершение фразы или всего монолога/описания. Эти финальные аккорды помогут вам понять всю тональность произведения:
«О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила из окна шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете. Вы думаете, что эти дамы... но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».