Как научить детей понимать сложные тексты древнерусской литературы?
Мы убедились — древнерусские тексты могут стать доступными и понятными для школьников. Почитайте, как заинтересовать ими детей, и продуктивно поработать всем классом. Секретами создания увлекательных уроков по древнерусской литературе поделились кандидат филологических наук, соавтор УМК «Литература» Татьяна Смирнова и заслуженный учитель РФ Татьяна Подъяблонская.
Источник изображения – медиатека Википедии
5 класс. «Поучение Владимира Мономаха»
Говоря о «Поучении», уместно еще раз рассказать о Владимире Мономахе. Поведать не просто исторические факты, а раскрыть его личность, чтобы дети могли явно представить, кто к ним обращается.Перед нами духовное завещание князя и обращено оно не только к родным детям, но и к потомкам. Текст непростой, но можно выбрать фрагменты, которые просты, и при этом мудры и актуальны по сей день. Необходимо обратить внимание на художественные особенности текста. Мономах — великолепный художник слова: что ни фраза — то афоризм или пословица.
Эта тема предусматривает обширные межпредметные связи, урок может быть дан в варианте бинарного совместно с преподавателем истории, изобразительного искусства или мировой художественной культуры.
На уроках можно дать задание детям нарисовать буквицы по аналогии со старинными славянскими из рукописей. Обращаем внимание детей на изящество рисунков, на самостоятельную значимость буквиц, на особое отношение к красоте написанного текста, на каллиграфическое исполнение букв. Говорим о разнообразии и богатстве русской культуры во времена Владимира Мономаха. Если урок делается совместно с учителем истории, то он, в свою очередь, дополняет его интересными сведениями о личности и политике Мономаха, использует «Поучение» как материал для пополнения знаний и расширения исторического кругозора учащихся.
6 класс. «Повесть о разорении Рязани Батыем»
В 6-м классе идет разговор о героях и подвигах в мировой литературе, в том числе и в русской. «Повесть о разорении Рязани Батыем» представляет собой очень сложный с лексической точки зрения текст. И единственный способ его осилить — это совместное чтение вслух на уроке. В принципе, вся древнерусская литература должна читаться на уроке, домашнее чтение тут бесполезно.Этот текст любопытен и интересен, это героическая повесть, но единственная сложность — пробраться к сути сквозь старинный текст. В качестве проектного группового задания можно раздать по фрагментам для перевода на русский язык, чтобы дети могли попытаться объяснить древнерусские выражения своими словами.
7 класс. Жанр хожений в древнерусской литературе
«Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли». Игумен Даниил — один из первых русских паломников, посетивших Святую землю. Мы предлагаем детям ответить на такой вопрос: «к чему вся подробность географических описаний?». Этот текст — свидетельство и путеводитель для тех, кто там никогда не сможет побывать, и для тех, кто там будет.Более поздний текст — «Хождение за три моря Афанасия Никитина». Этот текст авантюрный и очень интересный, но опять мы сталкиваемся с проблемой — надо добраться до смысла сквозь старинные слова и географические наименования. Здесь открывается широкое поле деятельности для бинарных уроков с учителем географии. Мы обычно предлагаем детям изобразить маршрут Афанасия Никитина на карте, обращаем внимание на географические наименования — как это называлось раньше, и как это называется сейчас.
8 класс. «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских»
«Повесть о житии Петра и Февронии Муромских» — шедевр русской средневековой литературы. Здесь уместно остановиться на появлении литературы нового типа — авторской, рассказать о жанровой природе, что это не житие само по себе, а повесть о житии. Программа 8-го класса в целом посвящена серьезным чувствам и их большим последствиям: проведите сравнительный анализ повести с романом о Тристане и Изольде в переложении Ж. Бедье.9 класс. «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе»
Один из вариантов входа в текст и исследовательской работы — это сравнительный анализ «Слова» и летописного текста. Это дает лучшее представление о том, чем летопись отличается от «Слова». Достаточно продемонстрировать это на примере небольших фрагментов, отражающих ключевые особенности текстов. Далее остановимся на удивительной истории обретения и изучения «Слова о полку Игореве», расскажем о Мусине-Пушкине, а также о ярчайшем споре о подлинности. Здесь также открывается широкое поле для исследовательской деятельности. Можно предложить поработать с дополнительными источниками, подобрать аргументы, которые приводились за и против.В качестве «диалога времен» уместны параллели с рассказами И. А. Бунина «Святые горы» и В. М. Шукшина «Экзамен». Обычно мы предлагаем ответить на такие вопросы: что так заинтересовало профессора? Почему он спросил про плен? Что о плене рассказано в «Слове»? Игорь не сдержал слова — он трус или герой?
«Сказание о Борисе и Глебе» изучается в контексте связи с темой средневекового идеала. Здесь возможен бинарный урок с преподавателем МХК: воплощение христианского идеала в иконографии Бориса и Глеба.
Мы предлагаем ответить на такие проблемные вопросы:
Так почему же именно князья Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью? Сохраняет ли их житие значение в настоящее время?
Автор «Сказания о Борисе и Глебе» предупреждал русских князей о пагубных последствиях раздоров, о том, что гордыня, жадность и отступление от христианских заповедей грозят Руси неисчислимыми бедами. К сожалению, предупреждения не были услышаны князьями.
«Следуйте рекомендациям и попробуйте сделать уроки по древнерусской литературе интересными и увлекающими в мир великих духовных ценностей, истории, культуры и национального самосознания».