Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку
Чтобы успешно справиться с написанием сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку, следует заранее ознакомиться с планом и структурой будущей работы. Всё необходимое, что следует знать о планировании и написании сочинения, мы собрали для вас в одну статью. Изучаем и готовимся к сочинению ЕГЭ по русскому вместе!
План сочинения ЕГЭ-2019 по русскому языку
План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 года отличается от структуры эссе прошлых лет:
- Вступление.
- Проблема.
- Связка.
- Комментарий (1-й пример).
- Пояснения к комментарию.
- Связь между 1-м и 2-м примерами.
- Комментарий (2-й пример).
- Пояснение к комментарию.
- Вывод.
- Позиция автора.
- Собственная позиция.
- Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства).
- Заключение.
Разберём подробно каждую часть плана.
Вступление
Объём: два-три предложения.
Цель: выйти на проблему эссе.
С чего начать сочинение?
Работу можно начать:
- с вводных рассуждений об эпохе,
- упомянуть биографические сведения автора,
- с общих слов подвести читателя к главной проблеме, но в глобальных масштабах.
Проблема
Формулировка одной (!) проблемы анализируемого текста.
Объём: два — четыре предложения.
Цель:
- конкретно и подробно сформулировать проблему текста;
- обязательно привести аргументы;
- указать автора произведения;
- упомянуть об изучении текстового материала.
Как определить главную мысль/проблему текста?
Не всегда при первом же прочтении текста становится ясна основная мысль автора. Чтобы упростить задачу нахождения главной проблемы, следует обратить внимание на следующие моменты.
- Чаще всего проблема указана либо в начале текста, либо в его конце. Как правило, наблюдается следующий принцип рассуждений: тезис → аргументация. Порядок может быть и обратным.
- Следует обратить внимание на лексику, так как существуют специальные слова, потенциально несущие особый смысл и акцентирующие внимание на проблему. Именно эти слова и потребуются для написания комментария к проблеме (пункты плана 4 и 7).
Два комментария к проблеме
Самые важные пункты в сочинении — именно за грамотные комментарии в сочинении ЕГЭ по русскому языку с 2019 года можно получить 5 баллов максимум.
Комментарием является аргумент, подтверждающий наличие названной проблемы в тексте. Комментарий должен был логичным, развёрнутым, с непременным обращением на конкретные фрагменты текста, ситуации, размышления. Если нет возможности привести цитату, указание на текст должно подчёркивать знание текста — подробным описанием, именами и фамилиями героев.
В комментарий можно включать:
- факты (реальные события — те, что действительно имели место);
- цитаты (реальные цитаты из авторитетных источников);
- истории (личный опыт, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);
- ссылку на культурные традиции, обычаи, авторитетное мнение (размышления значимых учёных, писателей, специалистов);
- примеры из авторского текста;
- авторские рассуждения по проблеме;
- теоретические знания, терминологию (любой науки, искусства, культуры, но в зависимости от исходного текста и проблемы сочинения! Все примеры и аргументы должны быть логично и органично вплетены в «канву» работы);
- логические (индукция, дедукция) выводы.
Комментарий должен придерживаться определённой структуры:
- пример из текста;
- пояснение к приведённому примеру;
- логический переход от примера к примеру;
- подкрепление примера фрагментом из текста;
- пояснение.
Чтобы комментарий был написан правильно, во-первых, нужно понять, что и зачем комментировать. Действуйте по следующему плану:
- внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение;
- определите стиль данного текста;
- если перед вами публицистический текст, то, скорее всего, проблема и вывод будут очевидны. В таком случае в вашу задачу входит отметить цепочку рассуждений автора — почему и как он пришёл к собственному выводу. Именно авторское заключение (вывод) и станет позицией автора;
- если предложенный текст оказался художественным, то придётся проявить ещё больше внимания. Авторская позиция может быть не явной, а «проступать» через поведение персонажей произведения, ситуацию. Помощником могут стать и лексические средства, которыми автор пользуется при выражении своего отношения к описываемым действиям. Таким образом, все ваши наблюдения и станут тем самым комментарием, характеризующим позицию по проблеме.
Требования к комментариям:
-
Заявленная проблема должна иметь отношение к тексту, действительно должна наличествовать (а не быть надуманной или взятой из другого текста), примеры должны соответствовать проблеме.
-
Два примера, необходимых для подкрепления проблемы
Как нельзя лучше здесь будет привести цитаты (частичное цитирование, а не переписанные абзацы). Обязательно указать причины выбора этих цитат и ситуаций, а также уточнить, что через них показывает читателю автор.
-
Смысловая связь
Следует определить и указать причинно-следственную или противительную связь между выбранными примерами.
-
Пояснение к примерам
Необходимо не только привести цитаты или упомянуть мнение автора, но и раскрыть их смысл; обсудить и объяснить поступки героев. Важно не только описать ситуации и привести примеры, но и сделать анализ выбранных фрагментов, дать собственную оценку.
-
Точность фактов
Если в комментарии допущена хотя бы одна ошибка в фактах, комментарий не засчитывается (0 баллов).
Помните! Ссылаясь на автора или приводя цитату, будьте внимательны: цитирование должно быть к месту и соотноситься с основной проблемой работы. Цитата призвана подкреплять комментарий, а не опровергать и вредить ему.
«Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам... но если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, ребёнок получит 0 баллов за собственную позицию \ получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и, если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем ещё баллы за факты, поэтому будьте очень осторожны с приведённой аргументацией».
Позиция автора
Формулировка авторской позиции по проблеме в тексте.
Объём: одно-два предложения.
Цель: описать отношение автора к проблеме.
Авторская позиция должна быть максимально раскрыта. Можно воспользоваться фразами типа «автор полагает…», «авторская позиция такова…», «автор полностью разделяет…», «автор не согласен…». Следует указать, в чём автор видит проблему и как он предлагает её решить.
Обоснование личной позиции
Объём: одно-два предложения.
Цель:
- согласиться с мнением автора;
- сформулировать концепцию, которая будет доказываться в следующем абзаце;
- собственно, обоснование.
Заключение (вывод)
Объём: два-три предложения.
Заключение следует сделать кратким, но логичным и чётким. Вступление и заключение должны занимать не более четверти всего эссе.
Завершающий абзац лучше всего будет построить по примеру вступления: краткий вывод, какое впечатление произвели текст автора / собственная работа, к каким размышлениям они побудили и т.п. После этого можно подвести общий итог: какова роль данного произведения в мировой/отечественной литературе, роль в творчестве автора.
Альтернативой может стать и другое построение «зачин-концовка»: во вступлении можно задать несколько вопросов, а в заключении написать на них ответы.
В заключении (выводе) необходимы:
- завершённость всего сочинения;
- логичная связь вывода со всем остальным текстом работы, с поднятой проблемой.
Подготовиться к сочинению будет проще с учебником «Русский язык. Углубленный уровень. 10–11 класс».
#ADVERTISING_INSERT#