Итоговое собеседование – 2019. Русский язык
13 февраля 2019 года итоговое собеседование пройдет в штатном режиме во всех регионах Российской Федерации. На основе недавней апробации и новых документов, автор методических пособий по русскому языку Татьяна Захарова рассказала о процессе проведения экзамена и нюансах подготовки.Для чего нужно итоговое собеседование
Задача итогового собеседования — оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников 9-х классов в целях допуска к государственной итоговой аттестации. Результаты итогового собеседования могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
Итоговое собеседование проверяет следующие образовательные результаты:
-
Различие стилей речи.
-
Свободное, правильное изложение своих мыслей в устной форме, соблюдение норм современного русского литературного языка (логичность, последовательность, связность в тексте).
-
Выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности.
-
Выбор и использование языковых средств, которые соответствуют теме, целям, сфере и ситуации общения.
-
Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение).
-
Владение различными видами диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений).
-
Создание текстов различных стилей и жанров для монолога.
-
Соблюдение произносительных, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.
Демоверсия итогового собеседования не изменилась. Ее можно скачать на сайте ФИПИ: нужные материалы доступны по общей ссылке «Русский язык». На сайте Федерального центра тестирования опубликован регламент 2019 года. В отличие от регламента прошлого, 2018 года, в материалах представлен бланк ответов участников (который, кстати, напоминает бланк для итоговых сочинений 11 класса).
Как будет проходить итоговое собеседование
Итоговое собеседование будет проводиться в школах. На выполнение работы каждому участнику выделят в среднем 15 минут. Как показывает практика, на одного ученика тратится примерно 12-13 минут. Итоговое собеседование должно проходить в аудиториях с рабочим местом, оборудованным компьютером и микрофоном для осуществления аудиозаписи ответов (либо с использованием диктофона). В требованиях обозначена потоковая запись — это значит, что весь экзамен должен записываться целиком. То есть запись нельзя будет прерывать, можно только ставить на паузу. Оценка выполнения заданий будет осуществляться в соответствии с одним из двух вариантов:
-
Экспертом непосредственно в процессе ответа участника по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет». При этом повторно прослушиваются и оцениваются записи ответов отдельных участников (при необходимости).
-
Экспертом после окончания проведения итогового собеседования по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет».
Команда специалистов для проведения итогового собеседования:
-
Ответственный организатор, который обеспечивает подготовку и проведение итогового собеседования. Назначается, как правило, руководитель образовательной организации, либо заместитель руководителя.
-
Организаторы вне аудитории, которые обеспечивают передвижение обучающихся и соблюдение порядка и тишины в коридоре (требования к кандидатуре не предъявляются).
-
Экзаменатор-собеседник, который проводит собеседование с обучающимся по выбранной теме, а также обеспечивает проверку паспортных данных каждого участника и фиксирует время начала и время окончания итогового собеседования каждого участника. Назначается педагог, обладающий коммуникативными навыками, независимо от предметной специализации.
-
Эксперт, который оценивает ответ участника (только учитель русского языка и литературы).
-
Технический специалист, обеспечивающий получение материалов для проведения итогового собеседования с федерального интернет-ресурса, а также осуществляющий аудиозапись бесед участников с экзаменатором-собеседником.
Оценивание итогового собеседования
Типы заданий | Максимальный балл | |
1 | Чтение текста (150-170 слов) | 2 балла |
2 | Подробный пересказ текста с обязательным включением предложенной цитаты. | 4 балла |
Грамотность речи, 1 и 2 задание | 4 балла | |
3 | Монолог | 3 балла |
4 | Диалог | 2 балла |
Грамотность речи, 3 и 4 задание | 4 балла | |
Итого: | 19 баллов |
Зачет ученик получит, набрав 10 баллов и более.
Полезные ссылки
Федеральный центр тестирования — результаты апробации и актуальный регламент.
ФИПИ — открытый банк заданий (упражнения для последовательного развития навыка «Говорение»).
4 ЕГЭ — варианты итогового собеседования – 2018.
Задание 1. Чтение вслух
Оцениваются интонация и темп чтения. Успех обусловлен общей речевой подготовкой учащегося.
Признаки выразительного чтения. Учащийся...
-
...соблюдает паузы и логические ударения, которые передают замысел автора;
-
...интонирует вопросительное, восклицательное, повествовательное и другие предложения, придает голосу нужную эмоциональную окраску: горе, радость и др.;
-
...развивает хорошую дикцию, произносит звуки четко и достаточно громко;
-
...соблюдает темп речи (чтение текста занимает до трех минут).
Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания
Оценивается сохранение микротем, фактологическая точность, уместное логичное включение высказывания. Две минуты дается на подготовку к пересказу и до трех минут на сам пересказ. Многие ученики боятся этого задания. Необходимо объяснить школьникам, что времени не так уж мало, но его важно грамотно использовать.
Чаще всего текст содержит биографию. Хотя тексты адаптированы, новая информация и некоторые слова вызывают у учеников сложности. В процессе подготовки нужно знакомить учеников с биографиями великих личностей, расширять кругозор ребят.
Пример текста:
Ломоносов. При этом слове вспоминаем о человеке в белом завитом парике, румяного и полнолицего. Мы привыкли к такому образу, что иного Ломоносова не представляем. А ведь был и без парика. В маленьком музее, в деревне Ломоносово, долго стоишь именно перед этим портретом: большелобый лысеющий человек. В этом лице легче увидеть русского парня, проживающего на краю деревянной России. Деревянные избы, деревянная посуда, прялки. Рыбацкие сети, светец для лучины. И не нужно много воображения, чтобы представить идущего с веслом парня по имени Михаил. В деревенском музее собраны свидетельства всех деяний Ломоносова. Он был первым нашим поэтом и первым физиком. Был знатоком русского языка, химиком, астрономом, художником. Ему принадлежат большие труды по географии, философии. Книга Ломоносова «Древняя русская история» была первым учебником и первым печатным изданием. Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями. Во время наблюдения за Венерой он предположил наличие атмосферы. Ломоносов был одним из великих ученых. В Москве есть университет имени Ломоносова. За свое стремление к познанию невиданного ему были присуждены две золотые медали. Именем Ломоносова названы город, течение, горный хребет, подводный хребет и возвышенность. Ломоносов был верным и преданным сыном России. Он был великим гражданином Отечества.
Цитата для пересказа: «Он был первым нашим университетом» (А. С. Пушкин).
Задание 3. Монологическое высказывание
Оценивается наличие коммуникативного смысла, идеи, соответствие речевой ситуации, оформление монологического выказывания. Ученик выбирает одну из трех тем. На подготовку к ответу дается одна минута, а на сам ответ — до трех минут.
К типичным ошибкам учеников можно отнести ответы на вопросы вместо создания цельного текста, маленький объем выказывания, обилие пауз в речи, речевые и грамматические ошибки.
Пример тем:
-
Семейная ссора (на основе описания фотографии).
-
Любимый город (повествование на основе жизненного опыта).
-
Что влияет на выбор будущей профессии? (рассуждение по поставленному вопросу).
Задание 4. Беседа по теме предыдущего задания
Оценивается развернутость ответов, соответствие условиям речевой ситуации. Диалог ведется до трех минут.
В проведении данного этапа экзамена можно выделить типичные ошибки со стороны самих экспертов:
-
Отсутствие «живой» беседы.
-
Недостаточная реакция на высказывание ученика.
-
Формальные вопросы «по бумажке».
-
Отсутствие комфортной обстановки для ученика.
Критерии оценивания правильности речи включают соблюдение грамматических, орфоэпических и речевых норм, учитываются также искаженные слова.
#ADVERTISING_INSERT#