«Записки охотника» И.С. Тургенева: новое прочтение. Материалы к итоговому сочинению в 11 классе
Сейчас в 11 классах вовсю идет подготовка к итоговому сочинению. Темы уже известны, но каждым учителем-словесником интерпретируются по-своему. Тематика «отцов и детей» сразу отсылает к творчеству Тургенева, но и остальные — честь и бесчестье, дружба и вражда, разум и чувства, мечта и реальность — можно встретить и разглядеть в рассказах Тургенева, таких знакомых, со временем не увядающих, но приобретающих новое прочтение.«Записки охотника» — первое опубликованное произведение Тургенева; эти рассказы были сразу высоко оценены современниками. Затем их изучали в советской школе, делая акцент на критику крепостного права. Сейчас у нас есть шанс увидеть в них нечто большее, а именно — рождение уникального жанра, жанра лирической прозы.
Именно об этом пишет в своей монографии «В поисках гармонии» доктор филологических наук Лариса Дмитриевна Беднарская. В чем же секрет этой новизны, которую мы чувствуем, читая сегодня Тургенева? Ведь времена изменились, крепостное право давно отменено. По мнению специалиста, все дело в безупречном стиле писателя: затрудненное чтение, как и затрудненное дыхание, радости не приносит, а текст Тургенева не несет лишней тяжести. Благодаря абсолютному языковому слуху и дару рассказчика, этот писатель по сей день звучит свежо и чисто.
Как писать сочинение по рассказам Тургенева?
Во-первых, обратите внимание на форму. Сейчас меняется отношение специалистов к самому жанру школьного сочинения: пора переходить от цицероновской структуры написания (вступление — основная часть — заключение) к рассуждению. Первичный тезис — это оригинально заданная проблема, которую автор обосновывает, используя два блока аргументов: объем не позволяет раскрыть три блока, а одного будет мало. В заключении автор формулирует заранее продуманную идею.
Во-вторых, невозможно писать сочинение по Тургеневу, игнорируя его удивительную манеру — подавать в прозе совершенно лирические переживания. На это нужно обратить особое внимание. Рожденный Тургеневым новый жанр объединил прозу и поэзию, у первой взяв форму, а у второй — лирическое содержание и тон.
Лирическая проза Тургенева: основные особенности
Черты лиризма в «Записках охотника»:
-
Присутствие лирического героя; позиции реального автора и рассказчика гармонично соотносятся внутри сюжета и повествования.
-
Структура: часть рассказов открывается лирическими вступлениями.
-
Переход от лирического вступления к повествованию обусловлен личностным восприятием лирического героя. Наблюдения всегда окрашены авторским лирическим переживанием; здесь проявляется момент переживаний лирического героя, временные переносы приобретают личностную характеристику, прошлое предстает перед героем как настоящее, воспоминания переживаются как реальность.
-
Гармония в мире рассказов всегда содержится в природе, но очень редко — в социальной жизни.
Тургеневский лирический герой уходит из отчего дома, ищет себя на воле, на природе, пытается вписать себя в ее красивый и порой пугающий мир — это и объединяет короткие рассказы в единый цикл «Записки охотника». Кроме того, в основном эти рассказы имеют схожую структуру, у многих есть то самое лирическое вступление. Исключение составляют последние рассказы: «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит!». Эти рассказы полностью сюжетные, у них лирического вступления нет. Последний рассказ цикла – «Лес и степь» – это фактически не рассказ, а поэма, которая описывает весь жизненный круговорот человека и природы.
Рассказы с наиболее очевидными чертами лиризма: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Мой сосед Радилов», «Льгов», «Бежин луг», «Бирюк», «Лебедянь», «Свидание», «Татьяна Борисовна и ее племянник».
Все мы помним по книгам литературоведов и биографов, какими тяжелыми и безрадостными были детство и юность писателя. В богатом родительском имении не хватало свободы, воздуха, и Тургенев бежал оттуда в Москву, в университет, затем в Петербург, а после путешествий по Европе вернулся в отчий дом, когда маменьки уже там нет — она живет в Москве. Тогда он начинает новую жизнь в родном имении — жизнь вольную и спокойную. Рослый красавец с ружьем и ягдташем день за днем обходит свои владения; он путешествовал на огромные территории по Тульской и Курской губерниям. На природе, среди полей и лесов, он чувствует себя совершенно вольным, ограниченным только собственными силами. Удивительно, но окружают его тоже свободные люди — правда, все они так или иначе выпадают из социальных отношений и словно не замечают царящего вокруг них крепостнического строя.
Это видно в первом же рассказе, который так поразил современников новым взглядом на человека: Хорь и Калиныч, простые крестьяне, описаны Тургеневым как равные ему, свободные, по крайней мере по меркам природы, а не царской России.
Больше интересных материалов:
- «Неверующий ум, всепрощающая ирония, вопрошающий взгляд и ни на чем не настаивающий голос»: к юбилею Ивана Сергеевича Тургенева
- К юбилею Тургенева. Роман «Отцы и дети»
- «Ася»: сомнения влюбленных мужчин и рождение нового женского образа
- «Муму»: бессловесные страдания, буллинг XIX века и непомерная цена свободы
- «Бежин луг»: мистика в творчестве Тургенева, враждебная природа и роковая судьба
«Хорь и Калиныч»
В рассказе сосредоточено много антитез (еще один признак лирического произведения): сопоставляются Орловская и Калужская деревня, мужики этих двух деревень, затем противопоставляются два типичных русских мужика. Оригинальная, реалистичная форма очерка сочетается с глубоким национальным лиризмом восприятия жизни. Хорь и Калиныч у Тургенева — кто угодно, только не угнетенные рабы: Хорь хозяйствует самостоятельно, принимает решения, думает, действует. Калиныч тоже живет свою жизнь так, как ему подсказывает сердце; он кроткий, покладистый, очень сочувствующий и умеющий слышать природу. Он — носитель какого-то глубинного народного знания. Помещик Полутыкин, их хозяин, разрывается между ними — разум его тяготеет к Хорю, а душа — к Калинычу.
«Бежин луг»
Здесь особенно слышно и заметно свободное дыхание лирического героя: он весь настроен на природу, слышит ее, остро ощущает все звуки, запахи, прикосновения: вступление к рассказу читается как стихотворение в прозе.
Попробуйте расписать текст вступления к рассказу как стихотворение и сделать графическую партитуру, а затем выразительно прочитать. Вы сможете явно услышать внутренний ритм текста, восходящие и нисходящие интонации, как в стихах. Фактически, очень близки по форме и восприятию стихи в прозе Блока и лирические рассказы Тургенева.
В «Бежином луге» есть три лирических отступления; одно из них настраивает читателя на созерцательный лад, второе создает мистическую, таинственную атмосферу. Третье — замыкает круг и выводит читателя из ночного приключения. Если вы вспоминаете рассказ в 10-11 классе, то уместно попросить учеников найти в тексте рассказа характерные лирические черты; когда речь идет о первичном прочтении в шестом классе, важнее всего насладиться текстом: например, организовать конкурс чтецов, подобрать музыку, под которую уместно читать те или иные фрагменты.
«Касьян с Красивой мечи»
Еще один рассказ, который показывает восхищение лирического героя людьми, способными жить в гармонии с природой, растворяться в ней, тонко и остро ее слышать. Такие герои уверены в своих силах (как кучер в начале рассказа), но спокойны, они не раздражаются на непонятливость спутников. Касьян, главный герой рассказа — человек, полностью растворившийся в природе. Тайные заговоры, защищающие птиц от охотника, обдуманный и странный язык, необычный облик и манеры превращают его практически в сказочного персонажа, странника, колдуна, лешего, у которого есть свое разумение и своя тайная, природная жизнь.
«Лес и степь»
Эта поэма в прозе состоит из нескольких строф, которые тоже очень легко представить в виде стихов. В этом тексте слышно вольное дыхание; стоит обратить внимание на простоту русского языка: никаких лишних витийств и сложных конструкций – только точное и прозрачное описание. Связность текста обеспечивается, прежде всего, совершенно лирическим восприятием времени: все воспоминания существуют здесь и сейчас, все разом. Картины, которые возникают перед глазами у лирического героя, сплетаются в единое путешествие, которое и есть вся жизнь.
#ADVERTISING_INSERT#