Итоговое сочинение – 2019
Уже 5 декабря в российских школах пройдет итоговое сочинение. Ученикам необходимо будет сдать экзамен для допуска к итоговой аттестации. Школьники, получившие «незачет», а также по каким-либо причинам пропустившие итоговое сочинение, смогут пройти контроль 6 февраля или 8 мая 2019 года. Наш постоянный спикер Татьяна Захарова представила направления тем будущих сочинений, типичные ошибки учеников и рекомендации по подготовке к новому экзамену.Что будет оценивать итоговое сочинение
Официальная информация по итоговому сочинению этого учебного года (в том числе методические материалы) опубликована на сайте ФИПИ. Часто возникает вопрос: итоговое сочинение — это сочинение по русскому зыку или литературе? Принято считать, что по литературе. В сочинении по русскому языку нет необходимости приводить литературные источники.
Тем не менее, хотя итоговое сочинение пишется с опорой на литературные произведения, оно является скорее не сочинением по литературе, а надпредметным, литературоцентричным экзаменом, проверяющим общие компетенции.
Согласно основным требованиям, рекомендуемое количество слов в итоговом сочинении: от 350. Разумеется, не допускается списывание. Работа будет оцениваться по пяти критериям:
-
Соответствие теме.
-
Аргументация. Привлечение литературного материала.
-
Композиция и логика рассуждения.
-
Качество письменной речи.
-
Грамотность.
При аргументации ученик имеет право привлекать не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Эксперты советуют использовать больше одного произведения — это позволяет компенсировать недочеты по первому произведению и увеличивает шансы сдать сочинение успешно.
Направления итогового сочинения 2018-2019 учебного года
Каждое направление включает два (преимущественно, полярных) понятия. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки тем сочинений и расширяет выбор произведений для построения аргументации. Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итоговых сочинений 2018-2019 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня — по одной от каждого тематического направления.
Ученики часто просят преподавателей посоветовать универсальный текст небольшого объема, в котором представлены все тематические направления. Но подобрать такое произведение невозможно. Рассмотрим, какой материал можно порекомендовать ученикам по каждому направлению. Это небольшие произведения, уже известные ребятам.
-
Отцы и дети
И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.П. Чехов «Вишневый сад», У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
-
Мечта и реальность
А. Грин «Алые паруса», М. Ю. Лермонтов «Мцыри», М. Горький «На дне», А.Н. Островский «Гроза»
-
Месть и великодушие (и прощение)
А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», В. Солоухин «Мститель», У. Шекспир «Гамлет», М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
-
Искусство и ремесло
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», Н.В. Гоголь «Портрет», Ю. Яковлев «Девочка, хочешь сниматься в кино?»
-
Доброта и жестокость
В. Железников «Чучело», И.С. Тургенев «Муму», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Андреев «Кусака».
Выбирая тему, экзаменуемому нужно взвесить все «за» и «против», поскольку сделанный выбор подразумевает, что ученик имеет определенную базу по заданной теме. Как показал опыт подготовки к итоговому сочинению, школьники чаще всего выбирают направления «Мечта и реальность», «Доброта и жестокость», «Отцы и дети».
Негрубые ошибки
Педагогу, отрабатывающему с учениками итоговое сочинение, следует выделять негрубые ошибки, не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К ним относятся ошибки:
-
в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст);
-
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война;
-
в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива;
-
в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например: глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой;
-
в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, прилагательного с зависимым наречием, например: (активно)действующий, (сильно)действующий, (болезненно)тоскливый;
-
в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например: Шекспировские трагедии, шекспировские стихи;
-
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);
-
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Другие материалы по теме:
- «Записки охотника» И.С. Тургенева: новое прочтение. Материалы к итоговому сочинению в 11 классе
- Изменения в ЕГЭ-2019 по литературе
- Готовимся к итоговому сочинению: советы педагогам и школьникам
- Изменения в ЕГЭ-2019 по литературе
- Методическая помощь учителю литературы
Типичные ошибки
К типичным затруднениям относятся непонимание различия между направлением и конкретной темой и качество литературных аргументов. Также часто встречаются речевые ошибки:
-
Употребление слова в несвойственном ему значении. (Эта семья была безумно дружной, слаженной, доброй.)
-
Неудачное употребление местоимений. (Таким образом, подводя итог изложенному выше можно сделать вывод о том, что мечта может увести от реальности и сделать это просто. Но для чего все это?)
-
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов. (Фродо в составе компании лучших друзей отправляется в опасное путешествие и встречает Голума.)
-
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. (Не в силах справиться с этим, люди поканчивают жизнь самоубийством.)
-
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте. (Были приняты эффектные меры.)
-
Нарушение лексической сочетаемости (Илья Обломов игнорировал реальный мир и не хотел в нем участвовать.)
-
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. (Молодой юноша)
-
Тавтология: употребление рядом или близко однокоренных слов. (Эта семья была безумно дружной, слаженной, доброй. Все семейство относилось друг к другу не как к родственникам, а как к друзьям.)
-
Неоправданное повторение слова. (Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.)
-
Бедность и однообразие синтаксических конструкций. (Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.)
-
Употребление лишних слов, лексическая избыточность. (Когда мечта исчезает, приходится принимать ту самую реальность.)
Как готовить учеников
Лучшей подготовкой к итоговому сочинению является прочтение произведений с позиции их проблематики. Как, не тратя много урочного времени, вспомнить и разобрать содержание?
Пример. «Горе от ума»:
-
Показываем ученикам портреты персонажей, предлагаем их идентифицировать.
-
Изображаем стрелками линии взаимодействия героев. Выделяем конфликтные и неконфликтные взаимоотношения.
-
Обсуждаем отношения отдельных пар героев. Например, Софьи Павловны Фамусовой и Павла Афанасьевича Фамусова: есть ли конфликт, противоречия?
-
Если ученики заинтересовались произведением, можно обсудить дальнейшие судьбы героев, а также порекомендовать к прочтению книгу Е. П. Ростопчина «Возврат Чацкого в Москву, или встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки».
Вызвать интерес — это одна из главных задач педагога при подготовке учеников к итоговому сочинению. Нужно объяснить ребятам, что сочинение введено для пользы, для того, чтобы расширить их кругозор и научить аргументированно высказываться на разные темы.
#ADVERTISING_INSERT#