Использование Timeline на уроках литературы
Учителям словесности известно: при изучении литературы современных школьников особенно затрудняют задания, связанные с пониманием культурно-исторического контекста, установлением причинно-следственных связей между культурными явлениями и событиями. Чтобы эффективно решать эти задачи, полезно включить в учебный процесс использование технологии таймлайна.Timeline (лента времени) — это графическое описание последовательности произошедших событий в хронологическом порядке. Техника, давно известная учителям: это отличный способ наглядно представить себе историю развития личности, эпохи, какого-либо художественного стиля или культурного явления.
В эпоху до Интернета педагоги склеивали вместе листы бумаги и изображали на них временную шкалу; сегодня, к счастью, для работы с хронологией можно использовать ИКТ-технологии.
Для каких задач удобно использовать таймлайн на уроке литературы?
Во-первых, для того, чтобы представить себе эпоху, в которой творил тот или иной писатель или поэт. Во-вторых, чтобы сопоставить эпоху развития литературы в России и в мире; вообще — при решении любых задач, связанных с обобщением и систематизацией знаний.
Какие материалы из курса литературы удобно представлять в виде временной шкалы?
-
Хронологию выхода в свет произведений одного и того же автора;
-
Пересечение биографий писателей-современников;
-
Основные события биографии поэта или писателя, с наложением на ключевые события эпохи;
-
Выход на широкий культурный уровень: сопоставление литературы, архитектуры, живописи, музыки определенной эпохи;
В чем преимущество использования ИКТ при работе с временной шкалой?
Во-первых, электронную временную линию можно использовать многократно, в нужный момент возвращаться к ней при повторении пройденного. Можно по одной и той же линии вести уроки в разных классах.
Во-вторых, таймлайн в электронном ресурсе может параллельно редактировать сколько угодно участников: отличное решение для групповой проектной работы.
В-третьих, это очень просто и удобно: не требуется устанавливать специальные программы, хорошо разбираться в технологии. Процесс обучения работе с таймлайнами занимает не больше часа.
Наконец, электронная временная шкала позволяет сочетать различные типы материалов, систематизировать различные виды информации, создавать актуальный для данной работы дизайн — в общем, пользователь не зажат ни в какие рамки.
Какими ИКТ-ресурсами удобнее всего пользоваться?
На заметку учителю: Learningapps.org — доступный и удобный русскоязычный сервис, при помощи которого можно создать удобные упражнения с использованием временной линии. TimelineJS — сервис, который имеет в основе Google-таблицу. Заполненные таблицы легко преобразовать в ленту времени.
Универсальный алгоритм работы над электронной лентой времени:
-
Определяемся с темой: что именно мы представляем на таймлайне? Какие ставим перед собой задачи?
-
Подбираем нужный материал, скорее всего — в Интернете, но можно и обратиться к привычным учебникам.
-
Располагаем единицы материала в хронологическом порядке. В качестве черновика можно использовать word-документ.
-
К каждому событию подбираем иллюстративный материал — это может быть картинка, фото, видеофрагмент, аудиозапись. Лучше сразу адаптировать все материалы: обрезать слишком большие фрагменты видео, выбрать щадящее разрешение картинок и т.д.
-
Собираем все материалы в отдельную папку на своем рабочем компьютере.
-
Создаем описания к выбранным материалам (опционально);
-
Заходим в электронный сервис по созданию таймлайнов, проходим регистрацию и размещаем подготовленный материал в окнах сервиса.
-
Публикуем готовую работу в Интернете.
Обратите внимание, подобную работу могут выполнить самостоятельно даже ученики 5-6 классов.
Важно! Используйте технологию временной шкалы свободно. Совсем необязательно, чтобы в задании учебника звучало слово «линия времени». Таймлайн — это технология, которую можно смело использовать при выполнении самых разных заданий из разных учебников. Практически любая исследовательская работа по литературе может быть воплощена в этой технике.