Борис Ланин: «Литература сейчас не выпускает кино из своих объятий»
Интересно ли читать учебник и как сделать так, чтобы школьники полюбили литературу.
|
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9) Линию учебников отличает доступный детям доверительный стиль текста, объяснение трудных для понимания историко-культурных терминов простым языком. Пособия четко структурированы в соответствии с дидактическими задачами и включают теоретический блок, блок заданий, справочный блок, полезные ссылки, выводы. Электронные учебники, входящие в линию, позволяют в увлекательной форме расширить кругозор подростков: в них предлагаются задания для сравнительного анализа художественных текстов и созданных по их мотивам произведений искусства. |
Учебник должен быть современным
«Интересно ли читать учебник? Раньше для меня этот вопрос не возникал – конечно, неинтересно. И когда я начал работать в школе, моей главной задачей стало, как сделать такой учебник, с которым не стыдно идти в класс», – заявил Борис Ланин в самом начале своего выступления.
По мнению автора УМК, проблема учителя литературы состоит в том, что ему есть что рассказать, но нечего спросить. А для этого нужен хороший учебник, преимущество которого в том, что он интересен и ученику и учителю. Учебник должен вести за собой учителя, подсказывать, как и что спрашивать. Он должен быть современным и «читабельным». Учебник не может одинаково рассказывать о писателях, поскольку каждый из них – выдающаяся личность, творческий человек, со своим задором и необычной личной жизнью. Писатели пришли в творчество и искусство, чтобы выделиться, а не стать картонными и неинтересными персонажами.
«Когда мы сделали первый вариант учебника в середине 90-х, мы поняли, что надо идти от литературного текста. Во главу ставится не традиция, а интерес ребенка. Тексты интересные для чтения. Я говорю сейчас об учебниках с 5-го по 9-й класс, которые выглядят как хрестоматии. Тексты должны быть новыми и приятными для глаза», – сказал Борис Ланин.
Удивление вызывает тот факт, что раньше в учебниках не было ни одной сказки Шварца или, например, «Королевства кривых зеркал» Губарева.
«Как могло оказаться, что Лев Кассиль, которого читали все, был проигнорирован авторами учебников. Все очень просто: их писали академические люди, а дело уже происходило в начале XXI века. Дети изменились, им нужны другие имена», – резюмирует Ланин.
Следующая проблема после выбора текста – задания. Чаще всего они составлены так, что ученик вынужден идти за разъяснением к учителю, который сам нередко не понимает, что имели в виду авторы учебного пособия, и трактует их по-своему. Перед авторами нового учебника стояла проблема – сделать так, чтобы ребенок понимал, что от него хотят, и мог справиться с заданием самостоятельно без помощи учителя или родителей.
В этом направлении авторы УМК и начали двигаться.
Как заставить школьника читать большие произведения?
В современном обществе все чаще обсуждается проблема: дети не читают длинные произведения. Но есть и другая сторона медали, они с удовольствием смотрят экранизации тех самых больших романов. Получается, фильм – отличная пропаганда литературы. После экранизации «Идиота» за месяц были раскуплены более миллиона экземпляров романа. Такова продвиженческая сила фильма.
В чем секрет? А в том, что каждая серия длится не более 52 минут и в ней два поворота сюжета. То есть повествование бьется на части, и каждая предыдущая подогревает интерес к просмотру (прочтению) следующей.
Авторы учебника постарались также методически рассечь по урокам большие произведения, чтобы поддерживать интерес ребенка. Нужно всегда сокращать, нужно поменьше больших произведений в школе. Они должны быть оправданны и переформатированы под школьную методику.
«Литература в школе – это только синоним большой литературы. Она многозначна, даже и сам термин многозначен. Литература – это творчество писателя и творчество ребенка, школьная дисциплина и набор книг по любому предмету. Для меня, как для автора учебника, литература – самая замечательная школьная дисциплина. Потому что ребенок становится взрослым человеком именно на этих уроках. Прочитывая, ребенок обретает свой опыт решения моральных проблем. Невозможно в школьном возрасте понять трагедию смерти или распадающейся семьи, но, прочитав это, последовав за автором, поняв мысли героев и опираясь в эти моменты на учебник, дети взрослеют на наших глазах», – считает Борис Ланин.
По мнению автора УМК, когда дети сталкиваются с проблемами в своей реальной жизни, им кажется, что они уже это проходили. И слово «проходили» в этом случае не несет негативной оценки.
Особое внимание слушателей Борис Ланин обратил на количество произведений в школьной программе. Оно не должно быть чрезмерным. Жизнь несостоявшегося физика и математика заканчивается задолго до окончания школы, а жизнь читателя в школе только начинается.
«Мне очень жаль, что не сложилась пока что профильная школа, которая помогла бы сделать нам детей более счастливыми, не загромождала их ненужными знаниями. Совершенно очевидно, что физики и химики, экономисты и биологи очень много читают, и то, что они читают, закладывается в школе. Поэтому именно в школе необходимо давать произведения разных жанров, знакомить с писателями разных поколений. Стараться, чтобы эти писатели были нашими современниками», – заявил Борис Ланин.
Кино на уроке литературы
Учебники линии УМК «Литература» под редакцией Бориса Ланина заключают в каждой главе призывы к деятельности, учат, что значит читательская активность, с чего ученик должен начинать, в каком направлении развивать свое воображение.
В современном мире визуальное побеждает вербальное. Поэтому происходит слияние литературы и кино. «Литература сейчас не выпускает кино из своих объятий. Кино нуждается в хороших сценариях, кино пропагандирует литературу», – говорит автор.
Авторы учебника решили соответствовать современным тенденциям, поэтому в дополнение к бумажной версии корпорация «Российский учебник» начала снимать учебные документальные фильмы, в которых Борис Ланин рассказывает о писателях, В настоящий момент в эфир вышли 4 фильма, посвященные Василию Гроссману, Евгению Замятину, Василию Шукшину и Фазилю Искандеру. Скоро на «Канале для педагогов. Российский учебник» появятся еще два фильма – об Оруэлле и Михаиле Булгакове. Все фильмы находятся в открытом доступе. Важно и то, что автор учебника сам обращается к ученикам и ведет себя как учитель. Просто рассказывает о том, что считает нужным. Учитель всегда сам отбирает материал, то же самое делает автор фильмов.
Смотрите «Уроки литературы с Борисом Ланиным»:
- Фильм первый. Гроссман. Жизнь и судьба
- Фильм второй.Василий Шукшин
- Фильм третий. Евгений Замятин. МЫ
- Фильм четвертый.Фазиль Искандер
Очевидно, что фильмы являются частью учебника. Сегодня учебник, у которого нет мультимедийной составляющей, не имеет будущего.
«Мы хотим, чтобы нас изучали дети и с нами работали учителя. Мы надеемся на взаимность с их стороны. Сами учебники получились другими. Мы начинали в 2002 году и тогда решили добавлять ссылки. Но вскоре это уже не было чем-то необычным. Сама жизнь подтолкнула нас к использованию новых технологий. Изменились наши дети, дети начала XXI века иначе реагируют на тексты, чем дети 90-х», – сказал Борис Ланин.