Ирина Головина: «Отправив материал на конкурс, я почувствовала, что подведен некий итог»
Мы взяли интервью у победителей конкурса «Празднуем Новый год и Рождество вместе», который проходил в рамках проекта «Страна невыученных уроков».Ирина Геннадьевна Головина — преподаватель специального фортепиано Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, концертмейстер Челябинской государственной филармонии. Победитель конкурса методических разработок «Празднуем Новый год и Рождество вместе» в номинации «Дошкольное образование».
— Расскажите о себе и своем профессиональном опыте.
— «Ирина Геннадьевна» — так зовут меня коллеги и ученики, «Ирина Головина» — объявляют со сцены филармонии. «Наша Фея…» — услышала как-то раз от родителей учеников. А раз Фея, то надо соответствовать статусу! Что творит Фея для детей? Волшебство. А если жизнь Феи с утра до вечера пронизана музыкой, то волшебство непременно должно быть музыкальным! Много лет моя профессиональная жизнь была четко поделена на две части: детский педагог — одна ее часть, и концертмейстер для «взрослых» (кафедра сольного пения, оперный театр, филармония) — другая. И всегда хотелось, чтобы ученики не ограничивались только одними уроками, но и посещали концерты «моих» солистов, знакомились с той музыкой, которой нет в программе музыкальной школы. Удавалось это с трудом, поскольку вечерние концерты утомительны для детей, а безусловный профессионализм музыкантов-исполнителей, к сожалению, не гарантирует эмоциональный отклик в душе ребенка, поскольку гамма чувств и переживаний взрослого не свойственна маленькому человечку.
И все-таки задуманному удалось свершиться. Вместе с прекрасным педагогом-теоретиком, автором уникальной авторской методики работы с детьми от 1 года до 5 лет, Ольгой Васильевной Шафоростовой мы создали концертно-развивающую абонементную филармоническую программу «Концерты в ползунках», которая пользуется большим успехом у челябинских зрителей. На концерты дети приходят вместе со своими родителями, которые помогают им хлопать в ладоши, качают их на руках, встают в хоровод, поют! Первым концертом этого цикла стал «Детский альбом» П.И.Чайковского, написанный для фортепиано. Каждая следующая программа — знакомство с новым музыкальным инструментом (скрипкой, виолончелью, саксофоном, флейтой, народными инструментами). «Мои» солисты с удовольствием играют для детей удивительную музыку В. Моцарта, Р. Шумана, К. Хачатуряна, Д. Шостаковича, С.Прокофьева и многих других (за три года подготовлено свыше 20-ти концертных программ).
Обстановка на концертах очень свободная, дети могут подойти к исполнителям поближе. Некоторым очень хочется «поиграть» вместе со мной, и часто на концертах какой-нибудь малыш стоит весь концерт (45 минут!) у рояля, завороженно глядя на клавиатуру.
В концертах активно используются элементы народной педагогики (пальчиковые, жестовые игры), детям очень нравится «подыгрывать» музыкантам бубенцами, маленькими деревянными ложечками, рисовать, сидя на ковре, а иногда и просто полежать на нем во время звучания музыки.
Каждая концертная программа имеет свой сценарий на основе известных сказок: «Стойкий оловянный солдатик» или «Приключения Чиполлино». Некоторые сценарии написаны специально для подобранных музыкальных произведений: «Танцы кукол», «Жили-были два щенка», «Девочка-Снегурочка».
Смотреть методическую разработку «Девочка-Снегурочка»
— Почему вы решили принять участие в конкурсе, как о нем узнали? Почему могли бы посоветовать другим педагогам принять в нем участие?
— Случайно увидев информацию о конкурсе методических разработок «Празднуем Новый год и Рождество вместе», который был объявлен объединенной издательской группой «ДРОФА-ВЕНТАНА», я решила оформить сценарий нашей новой новогодней программы «Девочка-Снегурочка» по сказке Владимира Даля, которую в праздничные дни посетили около 1400 зрителей (дети и родители), в виде методической разработки и стать участником конкурса. В данной работе я старалась максимально подробно выписать весь ход программы, в которой действующие лица активно взаимодействуют с главными участниками праздника — детьми. Это оказалось самым трудоемкой областью работы, и, если говорить честно — то и дело хотелось остановиться и отказаться от участия в конкурсе. Тем не менее, когда я все-таки отправила готовый материал, почувствовала, что подведен некий итог. Через два, три года можно возвратиться к своему же, подробно и качественно сделанному сценарию и, возможно, повторить опыт. Именно поэтому, на мой взгляд, для педагогов полезны подобные конкурсы — предложить вниманию других свои личные наработки, а также что-то перенять у других.
Стать участником проекта «Страна невыученных уроков»
— Какие праздники особенно любят дети дошкольного возраста? К каким предстоящим праздникам готовитесь сейчас?
— Безусловно, Новый год — самый любимый праздник детей, самый волшебный, самый ожидаемый. Но зима подходит к концу, а мы с Ольгой Шафоростовой с нетерпением ждем наших маленьких слушателей на «Весеннем балу с мамой», на котором будем закликать куликов и жаворонушков, играть в «ручеек» и слушать звонкие трели солистки филармонии Натальи Кралиной.
Перейти в каталог учебной продукции для дошкольников
Рабочая тетрадь «Знакомимся с музыкой» предназначена для детей 5-7 лет, не имеющих музыкального опыта (в первую очередь, для посещающих группу кратковременного пребывания в детском саду). Задания, предлагаемые в тетради, способствуют формированию у дошкольников элементарных музыкальных умений (слушание музыки, пение, музицирование на детских инструментах), развитию танцевально-игрового творчества. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.). Перейти в каталог учебной продукции УМК «Предшкольная пора»