Hola! Испанский в России: проблемы и решения
Рассказала Светлана Владимировна Костылева — помощник атташе по образованию посольства Испании в Российской Федерации, методист Ресурсного центра Министерства образования, культуры и спорта Испании в Москве, ведущий автор линии УМК по испанскому как второму иностранному языку «Завтра» для 5-11 классов и линии УМК для 8-11 классов для школ с углубленным изучением испанского языка.Материал предоставлен Центром лингвистического образования ГК «Просвещение» и опубликован в электронном журнале «Просвещение. Иностранные языки»
Изображение: Background photo created by www.slon.pics - www.freepik.com
«... Красивое имя,
Высокая честь —
Гренадская волость
В Испании есть!
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!...»
В нашей истории было немало моментов, когда интерес к испанскому языку подогревали особые исторические события. Чего стоит сотрудничество Советского Союза с республиканским правительством во время гражданской войны в Испании и последующее прибытие в СССР большой группы ссыльных республиканцев и их детей, которые внесли первый огромный вклад в развитие преподавания испанского языка на всех уровнях образования.
Другим историческим моментом, который придал огромный импульс изучению испанского языка в стране, стала Кубинская революция и тот интерес, который история и культура стран Латинской Америки вызвали в обществе в то время. После этого взлет испанского языка в системе образования нашей страны смог остановить только распад Советского Союза. Начиная с 90-х годов снова начали укрепляться экономические, коммерческие, туристические и культурные контакты России с Испанией и странами Латинской Америки, что возродило интерес к языку и культуре испаноговорящих стран.
«В настоящее время изучение испанского языка в России демонстрирует явно восходящую линию. Но пока, несмотря на важные достижения испанского языка в образовательной системе, он по-прежнему серьёзно отстает от английского, немецкого и французского».
По данным Министерства науки и высшего образования России, количество центров высшего образования с преподаванием испанского языка достигло 200. Хотя верно, что присутствие испанского языка особенно значительно в университетах, имеющих специализацию в лингвистической области, в настоящее время кафедры преподавания иностранных языков занимают важное место практически во всех университетах страны и изучение испанского языка на многих из них неуклонно растет. Рост изучения испанского языка в российских вузах связан со значительным ростом программ академических обменов и в некоторых случаях программ двойных дипломов.
В настоящее время большинство школ с преподаванием испанского языка сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге (г. Москва — 126 школ, г. Санкт-Петербург — 20, Московская область — 37). По данным региональных властей насчитывается более 300 школ в других регионах, а число учителей составляет около 650. Число учащихся — 47 640 на 2019/20 учебный год. Нужно отметить, что большое количество школ по всей стране предлагает обучение испанскому языку через различные программы дополнительного образования.«Согласно данным опроса, проведенного Отделом образования посольства Испании, количество регионов, в учебных центрах которых преподается испанский язык, возросло и теперь включает 39 субъектов Российской Федерации. Общее количество изучающих испанский язык на этих территориях достигает 50 тысяч, и этот рост наблюдается с 2015 года, составляя более 20% в год».
Отдел образования посольства Испании, представляющий в Российской Федерации Министерство образования и профессионального обучения Испании, проводит широкую и разнообразную работу для активизации и расширения преподавания испанского языка на всех уровнях образования. Эта деятельность пользуется активной поддержкой всех преподавателей испанского языка и всего образовательного сообщества России. Отдел образования посольства координирует в России много программ образовательного сотрудничества, среди них выделяются программа билингвальных отделений в средних школах России, обменная программа ассистентов преподавателей иностранного языка, программа переподготовки школьных учителей по испанскому языку «Европроф-Россия», а также деятельность ресурсных центров Министерства образования и профессионального обучения Испании в Москве и Санкт-Петербурге.
Программа билингвальных отделений в средних школах России, которую часто называют «испанским бакалавриатом», в настоящее время осуществляется в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону и в наукограде Кольцово Новосибирской области. Эта программа прекрасно реализуется в школах с углубленным изучением испанского языка, и каждый год растет число выпускников, получивших благодаря ей испанский диплом о среднем образовании вместе с Аттестатом. В этих центрах обучаются тысячи школьников, которые изучают испанский как первый или второй иностранный язык. Для поддержки учеников и школ, участвующих в программе, Отдел образования посольства в течение последних лет сотрудничает с Университетом Хаэна в рамках стипендиальной программы Привлечение талантов. Лучшие выпускники билингвальных отделений (так же как победители и призеры Всероссийской школьной олимпиады по испанскому языку) получают стипендию для обучения в Университете Хаэна.
«С 2017 года в России осуществляется программа обмена ассистентами преподавателей иностранного языка. Благодаря этой программе ежегодно российские и испанские ассистенты помогают в преподавании соответствующих языков в языковых школах Испании и в билингвальных отделениях в Москве».
В 2019 году началась программа повышения квалификации школьных учителей «Европроф-Россия». В рамках этой программы российские учителя, преподающие в школах другие языки, кроме испанского, или неязыковые предметы, проходят переподготовку. Эти курсы призваны ответить на растущий интерес к преподаванию испанского языка в российской образовательной системе. Программа проводится в нескольких регионах России и реализуется в сотрудничестве с Институтом Сервантеса, Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы, Министерством образования Московской области, Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, а также с администрацией муниципальных образований Новосибирска, Томска и Кольцово в Сибирском федеральном округе.